Цели урока:
- формировать навык слогового чтения, работать над осознанностью чтения;
- развивать речь детей, фонематический слух, память, внимание, творческие способности;
- воспитывать чувство коллективизма, любовь к чтению.
Оборудование: изображение поезда с буквами, схематическое изображение железной дороги (карты путешествия), схемы слов, маски-овощи, иллюстрации с изображением героев сказок, сюжетные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целеполагание и мотивация.
У. С какой новой буквой вы познакомились вчера на уроке?
Д. Мы познакомились с буквой «в».
У. Чему бы вы хотели поучиться сегодня?
(Дети отвечают).
III. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
У. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся путешествовать. Перед нами карта.
Рис. 1
У. Прочитайте, как называется страна, в которую мы отправимся.
Д. Страна Читалия.
У. Это волшебная страна. И туда может поехать только тот, кто хоть немного умеет читать. Кто готов путешествовать, поднимите руки. Все готовы! Проверим, знаете ли вы звуки и буквы. Нас поджидает волшебный поезд. А в вагонах пассажиры – буквы. Расскажите, что вы о них знаете?
(Дети выходят, берут букву и дают характеристику звуков, которые она обозначает). Например:
Д. Это буква «Р». Она обозначает согласный звук. Звук может быть твёрдым - [р], а может быть мягким - [р'].
У. Я вижу, что вы подготовились к путешествию. Чтобы отправиться в путь, мы должны произнести волшебные слова. Прочитайте их.
На доске:
Паровоз.
Загудел паровоз
И вагончики повёз:
Чу – чу – чу,
Далеко я укачу.
(Дети читают про себя, слабые читают отдельные слова под руководством учителя, чтение вслух).
У. Поехали!
(Дети хором повторяют стихотворение, имитируют руками вращение колес).
У. Остановка «Схемная». Здесь нас встречают Маша и Медведь. С ними случилась беда. Они заблудились в стране Читалии. Чтобы попасть домой, им надо выполнить задание: соотнести слова и схемы. Поможем? Что вы видите на картинках?
Д. Мы видим волка, вишню, вагон.
У. Что общего у этих слов?
Д. Они начинаются с буквы «в».
У. Соедините схему с картинкой и докажите, что эта схема соответствует слову.
На доске:
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Д. Первая схема соответствует слову «вишня». В слове «вишня» два слога (виш-ня). Ударение падает на первый слог. Первый слог «виш». В нем три звука. Первые два звука слились, образовав слияние «ви». Звук [в'] – согласный, мягкий, так как его мягкость показывает гласный звук [и]. Третий звук [ш] находится за пределами слияния. Он согласный, всегда твердый. Второй слог-слияние «ня». Согласный звук [н'] – мягкий, так как после него стоит буква «я». Она обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает звук [а].
(Далее дети доказывают соответствие других схем и слов).
У. Молодцы, теперь Маша и Медведь доберутся до дома! А нам пора в путь.
(Повтор стихотворения «Паровоз» хором).
IV. Развитие мышления, внимания.
У. Остановка «Загадочная». Весёлый Петрушка решил над нами подшутить. Он спрятал слова в ребусы. Попробуйте расшифровать их.
На доске:
Рис. 5
У. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.
У. Молодцы, вы выполнили очень сложное задание. Можем снова отправляться в путь.
(Хором повторяют стихотворение «Паровоз»).
V. Развитие речи.
У. Остановка «Рассказово». Нас встречает добрый кот Леопольд. Он хочет, чтобы вы придумали рассказ по картинкам.
На доске: (использованы сюжетные картинки из набора В.В. Гербовой «Картинки по развитию речи», издательство «Просвещение», 1985 г.)
Рис. 6
Рис. 7
У. Рассмотрите их внимательно и составьте рассказ. Подумайте, чем закончилась история.
(Дети составляют рассказ по серии картинок «Кораблекрушение»).
У. Кот Леопольд доволен вашими рассказами. А мы отправляемся дальше в путь.
VI. Физкультминутка.
У. Станция «Зарядкино». Бурундук Чип приглашает нас вместе с ним сделать зарядку.
Физминутка «Бурундук»:
Я – силач-бурундучок –
Полосатенький бочок.
Я на зорьке встаю,
Щечки мою, шейку тру.
Подметаю чисто хатку,
Выхожу я на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять –
Чипка хочет сильным стать!
У. Снова нас ждет дорога.
VII. Работа с учебником.
У. Станция «Читалкино». Нас встречает Кот в сапогах. Он очень любит читать и желает, чтобы вы тоже полюбили книги. Откройте учебники на странице 75. Прочитаем текст.
(Дети читают про себя. Чтение вслух по предложениям. Чтение хором.)
У. Где растут лук, салат, тыква, о которых мы прочитали?
Д. На огороде.
У. Как можно назвать эти растения одним словом?
Д. Овощи.
У. Какие ещё овощи вы знаете?
VIII. Развитие творческих способностей детей.
У. Я приглашаю вас в огород. Где тут у нас овощи?
(Подготовленные дети показывают сценку «Почему помидор стал красным»)
См. приложение 1.
IX. Итог урока (рефлексия).
У. Наше путешествие подошло к концу.
Чему вы научились на уроке?
Что понравилось?
Какое задание вызвало затруднение?
Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы. Урок окончен.