Развитие интеллектуальных умений согласования сенсорных и семантических компонентов образа у детей с нарушением зрения

Разделы: Школьная психологическая служба


Современная наука и практика воспитания детей с нарушением зрения показывают, что недостатки зрительной ориентации затрудняют обогащение непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребёнка об окружающем мире.
В связи с этим у детей данной категории наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении её словарно-семантической стороны и в формализме употребления значительного количества слов. Их использование детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребёнку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлечённым от конкретных признаков и свойств.
Всё это создаёт трудности в развитии познавательной сферы дошкольников с нарушением зрения, приводит к формальному усвоению знаний, механическому запоминанию материала. Дети лишаются возможности применять полученные знания в игровой и учебной деятельности.
В многочисленных психологических исследованиях установлено влияние речи на развитие восприятия и представлений. В соответствии с концепцией социогенеза Л.С. Выготского осмысленность восприятия формируется в результате объединения его с речевым мышлением в новую психологическую систему.
Поэтому при коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные зрительные возможности, крайне необходимо особое внимание уделять речевому сопровождению специально подобранных игр и игровых пособий.
Развивая зрительное восприятие, мы формируем системный зрительный образ, содержащий несколько компонентов:   перцептивный, связанный с сенсорно-перцептивными механизмами обработки зрительной информации; когнитивный (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и т.д.); семантический.
Формирование мотивации и эмоционального восприятия зрительной информации может улучшить состояние сенсорной сферы и способствовать интеллектуальному развитию детей.
Вашему вниманию представлены некоторые игры, направленные на развитие психологической базы речи и активизацию речевых возможностей детей с нарушением зрения.

«Речевое лото»

Цель:

  • развитие наглядно образного и логического мышления, внимания, памяти, речи (активизация  соотнесённости слова и образа);
  • развитие предметности и избирательности зрительного восприятия;
  • закрепление знаний об окружающем.

Материал:

  • рабочий лист (игровое поле) с графическим изображением различных предметов (черно-белое изображение), расположенных в несколько рядов по всему листу.
  • карточки с изображением тех же предметов, цветные кружочки, наборы мелких геометрических фигур.

Игра содержит множество вариантов, в зависимости от того, какую развивающую задачу ставит тифлопедагог.

1. «Какого цвета предмет?»
Дети вспоминают, какого цвета бывает этот предмет, кладут рядом с предметом кружочки соответствующего цвета (огурец – зеленый, желтый. А желтым когда бывает огурец? – Если переспеет). Если дети затрудняются, педагог задает наводящие вопросы.
2. «Какой формы предмет» (раскладывают геометрические фигуры).
3. «Найди самый большой предмет в ряду» (отмечают кружочком).
4. «Угадай предмет, о котором я говорю».
5. «Назови предмет, который находится в левом верхнем углу и т.д.»
(Варианты: в 3-ем ряду, 4-ый слева  и  т.д., т. е. закрепляется порядковый счет).
6. «Расскажи, где находится книга? велосипед? телевизор?» и т.д.
7. «Что из чего сделано?»
8. «Кому это нужно?»
9. «Расскажи, для чего это нужно».
10. «Лото» (Педагог показывает карточку с изображением предмета, ребенок называет и отыскивает предмет на игровом поле, закрывает фишкой).
11. «Раздели на группы» (классификация).  
12. «Найди предметы, которые подходят друг к другу» или «Найди пары» (отмечают кружочками одного цвета). 
13. «Логическая цепочка».
14. «Природный мир, рукотворный мир».
15. «Что без чего не бывает?» (Книги – без листочков, стул – без ножек, велосипеда – без колес и т.д.).
16. «Что с чем?» (Птица – с крыльями, машина – с колесами, роза – с шипами и т.д.). 
17. «Найди предмет, к которому подходит действие» (сварил, сшил, снял, смял, спас, склеил и т.д.).
18. «Подбери предмет к слову» (красивый – цветок, нарядное – платье и т.д.).
19. «Составь   предложение,  используя  названия  предметов  первого ряда» (Другие варианты).
20. «Найди предмет в названии которого есть звук ...».
21. «Найди предмет в названии которого два слога (3,4)».
22. «Разложи схемы слов».
23. «Какой вопрос можно задать?» (Кто это? Что это?).

И многие другие варианты развивающих игровых заданий.

«Назови, запомни, отыщи»

Цель:

  • развитие звуковой стороны речи, номинативной функции слова;
  •  развитие внимания, вербальной памяти, наглядно-образного мышления;
  • развитие зрительной функции прослеживания, предметности и избирательности зрительного восприятия.

Материал:

  • карточки с изображением 3-4-х предметов, имеющих в начале слова, в середине и в конце один звук;

Игровое поле, на котором изображены те же предметы, что и на карточках только в другом ракурсе (изменены или цвет, или форма, или расположение и т.д.).
Ребенок берет карточку, называет предметы, изображенные на ней, запоминает их последовательность и отыскивает предметы на игровом поле в той же последовательности, повторяя при этом названия предметов (т.е. идет автоматизация звуков).

Пособие «Что нас окружает?»

Цель:

  • расширение знаний детей об окружающем мире;
  • развитие зрительного восприятия, внимания (переключаемость), памяти, наглядно-образного и логического мышления
  • развитие семантической стороны речи;
  • развитие и активизация зрительных функций: выделение, прослеживание, фиксация;
  • развитие зрительно-моторной координации.

Материал:

  • рабочий лист, по периметру которого изображения различных предметов,
  • лист-вкладыш.

По заданию тифлопедагога ребенок соединяет на листе-вкладыше (проводит линии цветным карандашом) определенные предметы друг с другом («Найди пару»), предметы с нужной геометрической фигурой, нарисованной на листке-вкладыше  («Какой формы предмет?», с кружком определенного цвета («Какого цвета предмет?») и т.д.).

Можно предложить детям выполнить следующие задания:

  1. «Раздели на группы» («Универсальный магазин»). Каждый предмет одной группы соединяется карандашом определенного цвета с «вывеской» магазина, нарисованной на листке-вкладыше.  Другим цветным карандашом соединяются предметы с другой «вывеской» и т.д.;

  2. «Какие предметы относятся к зиме? лету? ...» (Соединяют предмет с картинкой   на   вкладыше   или   с   определенным   знаком,   нарисованным   на вкладыше);

  3. «Что дала нам природа? Что сделано руками человека?» (Соединяют предметы с определенными знаками);

  4. «Найди отгадку»;

  5. «Скажи    правильно» (Вербально соединяют числительное   с существительным:   1   мишка,   2   платья,   3   кораблика   и   т.д.   Развивается переключаемость внимания) и другие игры (см.  описание пособия «Лото» (Графические рисунки).

Пособие «Логико-Малыш»

Цель:

  • комплексное развитие наглядно-образного и логического мышления, внимания, памяти, воображения и речи детей.
  • развитие целостности,   структурности, детальности, осмысленности и обобщенности зрительного восприятия.

Материал:

  • у каждого ребенка планшет, на котором внизу прозрачный кармашек для цветных кружков (планшет шире карточки с заданием настолько, чтобы рядом с маленькими картинками, расположенными справа на карточке, можно было положить цветные кружки соответствующего цвета).
  • цветные кружки,
  • карточка с заданием по теме занятия. 

Ход игры:

На каждой карточке справа размещены маленькие картинки, цифры или цветные кружки (в зависимости от выполняемого задания). Под каждой крупной картинкой на карточке тоже цветные кружки.
При выполнении задания ребенок должен на планшете справа возле
каждой маленькой картинки расположить кружок определенного цвета.
Например, при выполнении задания «Чьи детки?» возле маленькой картинки с
изображением щенка ребенок должен положить кружок такого же цвета, как и
под крупной картинкой с изображением собаки и т.д.                                                      
Комплекты карточек составлены по следующим принципам: возрастному, тематическому, интеллектуально-операциональному (выполняют умственные действия определенного типа), интегративному (активизация разных способностей ребенка одновременно).

Основные варианты заданий:

Предметный мир:

  • «Узнай предмет по его части»
  • «Найди пару» (по любым признакам)
  • «Кому что нужно?»
  •  «Кому что нужно для работы»
  • «Что из чего сделано»
  • «Часть и целое»
  • «Подбери схему» и т.д.

Животный мир:

  • «Классификация»
  • «Чьи детки?»
  • «Дикие родичи домашних животных»
  • «Кто что ест?»
  • «Кто где живет?»
  • «Узнай животное по контуру»
  • «Чьи хвосты» и т.д.

Растительный мир:

  • «Что где растет?»
  • «Последовательные Картинки» (семечко, росток, растение, плод)
  • «Чьи плоды?»
  • «От какого дерева листок?»
  • «Чья веточка?»
  • «Часть и целое» и т.д.

Времена года:

  • «Последовательные картинки»
  • «Когда это бывает?»
  • «Когда это носят?»
  • «Когда нужны эти предметы?» и т.д.

Сказки:

  • «Из какой это сказки?»
  • «Узнай сказку по ее герою»
  • «Что сначала, что потом?» и т.д.

Литература:

1. Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций». М., АПН, РСФСР, 1960.
2. Л.П. Григорьева. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей. Дефектология, 1999, №2, с 9-18. Дефектология, 1999, №3, с 22-29.
3. Е.А. Лапп. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М., «ТЦ Сфера», 2006.
4. Л.И. Плаксина. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. М., 1999.
5. Е. Протасова. «Локико-Малыш». Дошкольное воспитание №10 – 1999. Дошкольное воспитание  №12 – 1999.