Урок обобщающего повторения по теме "План и карта". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Необходимое оборудование:

  • Физическая карта полушарий;
  • Цветные магниты (12 шт.);
  • Сигнальные таблички (по 2 зеленого и красного цвета) у каждого учащегося;
  • 3 экземпляра заданий на каждый ряд;
  • 25 карточек с заданиями для самостоятельной работы;
  • Атласы, транспортир, линейка, простой карандаш.

Ход урока

1. Учитель: Сегодняшний урок мы посвящаем повторению темы “План и карта”. Вспомним наиболее важные моменты, проверим и закрепим полученные теоретические знания и вы продемонстрируете умение работать с планом и картой, а так же проявите свою эрудицию. Начнем с разминки.

Разминка: Отгадайте, о чем идет речь?

  • Лист бумаги похож на чертеж.
    С океанами и материками.
    Он на нашу планету похож,
    Где есть города и страны. (план и карта)
  • Земля вращается и шар,
    Который я держу в руках. (глобус)
  • Я иду по линиям на север и на юг.
    И сойти с маршрута они мне не дадут.
    Пересекают линии земные полюса –
    Тонкая-притонкая на карте полоса. (меридиан)
  • По экватору идти – долгая дорога.
    Я пойду по тропику –просто срежу путь,
    Но меня быстрее оказался кто-то:
    Смог полярным кругом землю обогнуть. (параллели)
  • Нам остается припомнить немного.
    Какие ведут к каждой точке дороги.
    Как только дороги пересекутся,
    Точки на карте сразу найдутся. (географические координаты)

2. Учитель: В теме “План и карта” вы познакомились с большим количеством географических понятий. Сейчас вам предстоит определить, какие из читаемых мной утверждений верны а какие нет. Для этого приготовьте свои таблички. Зеленая табличка – утверждение верное, красная – утверждение неверное. Поднимая таблички разного цвета вы и будете демонстрировать знания терминологии по теме.

  • План – это модель земли (неверно).
  • Масштаб – это угол между направлением на север и выбранным объектом по часовой стрелке (неверно).
  • Относительная высота – это превышение одной точки земной поверхности на другой в метрах (верно).
  • Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря в метрах (верно).
  • Азимут – это чертеж участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков (неверно).
  • Горизонтали – это линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой (верно).
  • Бергштрих – это самая высокая точка холма (неверно).
  • Градусная сетка – это изображение линий параллелей и меридианов на географических картах (верно).
  • Географические координаты – это широта и долгота любой точки земной поверхности (верно).

3. Учитель: Теперь повторим наиболее важные вопросы изученной темы (фронтальная беседа)

  • Чем план отличается от карты?
  • Что можно определить с помощью масштаба?
  • Для чего определяют азимут? Какой прибор используется на местности для определения азимута?
  • Каким способом на географических картах изображаются неровности земной поверхности? Как эти неровности называются?
  • Как найти горизонталь на плане, карте?
  • С помощью какой шкалы на картах определяют высоты и глубины?
  • Для чего на картах проводят градусную сетку?

4. Учитель: Помимо определения расстояний, направлений высот и глубин вы научились определять географические координаты.

Вопрос:

  1. Что называется географической широтой:
  2. Что называется географической долготой?

Попробуем выяснить на сколько хорошо вы освоили эти приемы работы с картой в небольшом соревновании между рядами. Перед вами задания на карточках и цветные магниты.

После выполнения первого задания на определение объекта по их координатам, первая парта передает следующей карточку с заданием и т.д.. Объект, найденный отмечается цветным магнитом на карте полушарий.

Тот ряд, который правильно и быстрее других выполнит задание и побеждает.

А)

1 ряд 2 ряд 3 ряд
  1. 5о ю.ш. 140о в.д.
  2. 41о ю.ш. 147ов.д.
  3. 23о с.ш. 90о з.д.
  4. 2о ю.ш. 33о в.д.
  1. 23о с.ш. 170о з.д.
  2. 40о ю.ш. 175о в.д.
  3. 14о с.ш. 65о в.д.
  4. 60о с.ш. 85о з.д.
  1. 14о с.ш. 86о в.д.
  2. 40о с.ш. 50о з.д.
  3. 20о ю.ш. 140о з.д.
  4. 7о ю.ш. 110о в.д.

(Работу выполняют на карте атласа “Физическая карта полушарий”. После выполнения задания – проверка с комментариями.

Б) Следующее соревновательное задание также по рядам на скорость. (Используется атлас “Физическая карта России”). Ответы записываем на доске.

1 ряд

  1. Определите среднюю высоту Западно-Сибирской равнины.
  2. Определите максимальную высоту Западно-Сибирской равнины.
  3. Определите среднюю и максимальную глубину Карского моря.
  4. Определите расстояние в км между Братском и Красноярском с помощью масштаба.

2 ряд

  1. Определите среднюю высоту Казахского мелкосопочника.
  2. Определите максимальную высоту Казахского мелкосопочника.
  3. Определите среднюю глубину и максимальную глубину моря Лаптевых.
  4. Определите расстояние в км между Мирным и Якутском с помощью масштаба.

3 ряд

  1. Определите среднюю высоту Среднесибирского плоскогорья.
  2. Определите максимальную высоту Среднесибирского плоскогорья.
  3. Определите среднюю и максимальную глубину Восточно-Сибирского моря.
  4. Определите расстояние в км между Красноярском и Новосибирском.

5. Учитель: Последнее задание индивидуальное. У каждого на столе лежит лист с заданием, которых два: первое выполняется на контурной карте, второе состоит из вопросов, требующих письменного ответа.

Задание для самостоятельной работы к уроку обобщающего повторения по теме “План и карта”.

Задание 1. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал совершил плавание на папирусной лодке “Ра”. Путешествие началось из порта Софи ( 33о с.ш. 8о з.д.) и завершилось у острова Барбадос (18ос.ш. 59о з.д.).

Нанесите на контурную карту его маршрут. Подпишите названные объекты.

Задание 2. По плану фрагмента о.Барбадос определите:

  1. Холмистый рельеф на острове или котловинный?
  2. Какова отметка самой высокой точки острова?
  3. С какой стороны горизонта легче подойти к острову?
  4. Какие объекты вы встретите на своем пути, если будете двигаться с северо-запада на юго-запад?
  5. По какому азимуту нужно идти, чтобы попасть из точки К в точку С?

Ответы занесите в таблицу.

Вопросы

Ответы

а)

б)

в)

г)

д)

 

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Учащиеся выполняют задания и сдают на проверку учителю, и получают за эту работу оценки.

В конце урока подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Учитель: Мы повторили с вами тему “План и карта” и вы продемонстрировали свои знания и умения. Всем спасибо.