Необходимое оборудование:
- Физическая карта полушарий;
- Цветные магниты (12 шт.);
- Сигнальные таблички (по 2 зеленого и красного цвета) у каждого учащегося;
- 3 экземпляра заданий на каждый ряд;
- 25 карточек с заданиями для самостоятельной работы;
- Атласы, транспортир, линейка, простой карандаш.
Ход урока
1. Учитель: Сегодняшний урок мы посвящаем повторению темы “План и карта”. Вспомним наиболее важные моменты, проверим и закрепим полученные теоретические знания и вы продемонстрируете умение работать с планом и картой, а так же проявите свою эрудицию. Начнем с разминки.
Разминка: Отгадайте, о чем идет речь?
- Лист бумаги похож на чертеж.
С океанами и материками.
Он на нашу планету похож,
Где есть города и страны. (план и карта) - Земля вращается и шар,
Который я держу в руках. (глобус) - Я иду по линиям на север и на юг.
И сойти с маршрута они мне не дадут.
Пересекают линии земные полюса –
Тонкая-притонкая на карте полоса. (меридиан) - По экватору идти – долгая дорога.
Я пойду по тропику –просто срежу путь,
Но меня быстрее оказался кто-то:
Смог полярным кругом землю обогнуть. (параллели) - Нам остается припомнить немного.
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Точки на карте сразу найдутся. (географические координаты)
2. Учитель: В теме “План и карта” вы познакомились с большим количеством географических понятий. Сейчас вам предстоит определить, какие из читаемых мной утверждений верны а какие нет. Для этого приготовьте свои таблички. Зеленая табличка – утверждение верное, красная – утверждение неверное. Поднимая таблички разного цвета вы и будете демонстрировать знания терминологии по теме.
- План – это модель земли (неверно).
- Масштаб – это угол между направлением на север и выбранным объектом по часовой стрелке (неверно).
- Относительная высота – это превышение одной точки земной поверхности на другой в метрах (верно).
- Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря в метрах (верно).
- Азимут – это чертеж участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков (неверно).
- Горизонтали – это линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой (верно).
- Бергштрих – это самая высокая точка холма (неверно).
- Градусная сетка – это изображение линий параллелей и меридианов на географических картах (верно).
- Географические координаты – это широта и долгота любой точки земной поверхности (верно).
3. Учитель: Теперь повторим наиболее важные вопросы изученной темы (фронтальная беседа)
- Чем план отличается от карты?
- Что можно определить с помощью масштаба?
- Для чего определяют азимут? Какой прибор используется на местности для определения азимута?
- Каким способом на географических картах изображаются неровности земной поверхности? Как эти неровности называются?
- Как найти горизонталь на плане, карте?
- С помощью какой шкалы на картах определяют высоты и глубины?
- Для чего на картах проводят градусную сетку?
4. Учитель: Помимо определения расстояний, направлений высот и глубин вы научились определять географические координаты.
Вопрос:
- Что называется географической широтой:
- Что называется географической долготой?
Попробуем выяснить на сколько хорошо вы освоили эти приемы работы с картой в небольшом соревновании между рядами. Перед вами задания на карточках и цветные магниты.
После выполнения первого задания на определение объекта по их координатам, первая парта передает следующей карточку с заданием и т.д.. Объект, найденный отмечается цветным магнитом на карте полушарий.
Тот ряд, который правильно и быстрее других выполнит задание и побеждает.
А)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
|
|
|
(Работу выполняют на карте атласа “Физическая карта полушарий”. После выполнения задания – проверка с комментариями.
Б) Следующее соревновательное задание также по рядам на скорость. (Используется атлас “Физическая карта России”). Ответы записываем на доске.
1 ряд
- Определите среднюю высоту Западно-Сибирской равнины.
- Определите максимальную высоту Западно-Сибирской равнины.
- Определите среднюю и максимальную глубину Карского моря.
- Определите расстояние в км между Братском и Красноярском с помощью масштаба.
2 ряд
- Определите среднюю высоту Казахского мелкосопочника.
- Определите максимальную высоту Казахского мелкосопочника.
- Определите среднюю глубину и максимальную глубину моря Лаптевых.
- Определите расстояние в км между Мирным и Якутском с помощью масштаба.
3 ряд
- Определите среднюю высоту Среднесибирского плоскогорья.
- Определите максимальную высоту Среднесибирского плоскогорья.
- Определите среднюю и максимальную глубину Восточно-Сибирского моря.
- Определите расстояние в км между Красноярском и Новосибирском.
5. Учитель: Последнее задание индивидуальное. У каждого на столе лежит лист с заданием, которых два: первое выполняется на контурной карте, второе состоит из вопросов, требующих письменного ответа.
Задание для самостоятельной работы к уроку обобщающего повторения по теме “План и карта”.
Задание 1. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал совершил плавание на папирусной лодке “Ра”. Путешествие началось из порта Софи ( 33о с.ш. 8о з.д.) и завершилось у острова Барбадос (18ос.ш. 59о з.д.).
Нанесите на контурную карту его маршрут. Подпишите названные объекты.
Задание 2. По плану фрагмента о.Барбадос определите:
- Холмистый рельеф на острове или котловинный?
- Какова отметка самой высокой точки острова?
- С какой стороны горизонта легче подойти к острову?
- Какие объекты вы встретите на своем пути, если будете двигаться с северо-запада на юго-запад?
- По какому азимуту нужно идти, чтобы попасть из точки К в точку С?
Ответы занесите в таблицу.
Вопросы |
Ответы |
а) б) в) г) д) |
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Учащиеся выполняют задания и сдают на проверку учителю, и получают за эту работу оценки.
В конце урока подводятся итоги урока, выставляются оценки.
Учитель: Мы повторили с вами тему “План и карта” и вы продемонстрировали свои знания и умения. Всем спасибо.