Конспект урока по русскому языку. 4-й класс. Однородные члены предложения. Мини-сочинение "Первый снег"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели по содержанию:

Образовательные:

  • Создать условия для закрепления знаний об однородных членах;
  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
  • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Развивающие:

  • помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала;
  • обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у детей умения по отличительным признакам распознавать однородные члены предложения;
  • обеспечить развитие у школьников классифицировать; выделять главные признаки;
  • обеспечить развитие у школьников орфографической зоркости,
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • содействовать развитию у детей умений общаться;
  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • создать условия для успешной работы,

Средства обучения:

  • Записи на доске, карточки,
  • Учебник Л.Я. Желтовская “Русский язык 4 класс”,
  • Карточки с заданиями,
  • Аудиозапись П.И.Чайковский “Времена года”,
  • Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Орг.момент.

Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

II. Мотивация.

Тема, над которой мы будем работать на уроке, поможет обогатить словарный запас, расширит кругозор. А что за тема, вы определите после решения логической задачи.

III. Актуализация знаний и целеполагание.

Чайковский, Пластов, Паустовский – мастера своего дела: художник, писатель, композитор. Чайковский не писатель и не композитор. Кто из них кто?

-Повторите.

-Разгадайте.

-Попробуйте, опираясь на интонацию перечисления, сформулировать тему урока.

(Однородные члены предложения)

<детский листок>

-Сформулируйте цели на урок. (опора на детском листе)

Цели:

1. Повторить ………………………………………………...

2. Вспомнить с помощью чего могут соединяться……......

3. Развивать ……….…………………………………………

4. Воспитывать ………..…………………………………….

-Итак, цели сформулированы.

IV. Применение знаний в стандартной и измененной ситуации.

-Вспомните, что такое однородные члены предложения?

-Какие группы однородных членов вам известны?

-Составьте и запишите предложение с однородными подлежащими, используя фамилии известных людей из логической цепочки.

а) Чайковский, Пластов, Паустовский – мастера своего дела.

-Сделайте синтаксический разбор.

-Какая группа однородных членов здесь представлена?

-Почему поставили,?

-Какое это предложение по наличию главных членов? (распространенное)

-Почему?

-Составьте схему предложения.

-Прочитайте отрывок из произведения К.Паустовского “Первый зимний денёк”.

-Выберите распространенное предложение с однородными сказуемыми. Объясните ваш выбор. Запишите.

б) Я встал и подошёл к окну.

-Составьте схему предложения.

-Каким правилом вы руководствовались?

-Откроем учебник стр.102 вспомним правило.

-Итак, это тоже распространенное предложение.

-Вспомните, какие предложения называются нераспространенными?

<детский листок>

-С новой строки выпишите нераспространенные предложения с однородными членами предложения. Составьте схему предложения.

Самостоятельная работа.

Самопроверка. Коррекция.

Физкультминутка

-Итак, мы повторили распространенные и нераспространенные предложения с однородными главными членами.

Подготовка к написанию мини-сочинения.

-А сейчас вернёмся к нашей логической цепочке. Кто вспомнит 1 часть?

1) -Что вы знаете об этих людях?

< слайд 1>

  • А.А.Пластов.

-Картина “Первый снег”

-Почему догадались, что это именно начало зимы?

(нет сугробов, местами видна голая земля)

-Какой снег изображен на картине?

(подбор прилагательных)

  • -Сегодня на уроке для анализа мы использовали отрывок из произведения К.Паустовского “Первый зимний день”

-С чем сравнивает Паустовский снег?

(со светом)

-Как вы думаете почему?

-А с помощью, каких слов описывают снег поэты?

<детский листок>

в)   Мелькает, вьётся первый снег. (А.С.Пушкин)

  • На дворах и домах снег лежит полотном. (И.С.Никитин)
  • Валит снег и стелет шаль. (С.А.Есенин)
  • Воздух лёгок и чист. (И.С.Никитин)

- Каким правилом объединены эти предложения? Сделайте вывод.

(Однородные члены могут быть связаны бессоюзной связью, а могут быть связаны союзом и перед которым запятая не ставится)

Релаксация

  • П.И.Чайковский

-Сейчас прозвучит тема зимы из произведения “Времена года” П.И.Чайковского.

-Закройте глазки. Пофантазируйте.

Прослушивание отрывка.

-Какую картину вы себе представили?

-Итак, мы увидели, как по-разному представлена тема зимы в работах: художника, писателя, композитора.

Художник – показывает с помощью красок, писатель - слова, композитор – музыки.

2)-А сейчас попробуем выразить свои чувства, мысли с помощью слова, как писатели, напишем сочинение-миниатюру.

Творческая работа.

-Вспомним. Что такое мини-сочинение?

Работа в парах.

<детский листок>

Мини-сочинение

  • изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
  • небольшое по объему сочиненное произведение.

-Попробуйте предположить, какая тема сочинения?

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (Суриков)

-Первый снег.

<детский листок>

- Опорные слова помогут в написании.

<слайд 2>

Исключи лишнее.

звездный, зима, чувствовать, грустный __________________

удивительный, ясный, день, солнечный, погожий __________________

снежки, сугроб, небо, сказка __________________

деревья, колья, воздух, перья __________________

метель, земля, ель, коньки __________________

медленно, настроение, аллея, шоссе _______________

<слайд 3>

-Что общего в цепочках этого задания? (орфограммы)

-Какой жанр используется для написания сочинения-миниатюры?

Запись текста.

<детский листок>

Проверка в группах. Коррекция.

Чтение лучших сочинений.

Рефлексия.

V. Итог урока.

<Презентация>