Разработка урока по теме "Самосовершенствование личности" — "Как защитить себя от манипуляций"

Разделы: Классное руководство


Занятие по курсу «Самосовершенствование личности», 10 класс.

Тема урока: «Как защитить себя от манипуляций?»

Характеристика класса: В составе класса 23 человек, 8 юношей и 15 девушек. По обученности и восприятию материала– разноуровневый. Уровень коммуникативной культуры - достаточный. Ребята с интересом выполняют различные упражнения на исследования своего внутреннего мира, готовы к диалогу, к самооценке, адекватно воспринимают советы и пожелания.

Характеристика темы: Данный урок является продолжением разговора на тему: «Как стать успешным?» Он призван познакомить учащихся с приемом общения-манипуляцией; показать, какие виды манипуляций встречаются, и научить, как защитить себя от манипуляций.

Система целей урока:

  • Образовательные: создать условия для разговора о необходимости учиться управлять собой; работать над своей мимикой и речью.
  • Развивающие: создать условия для развития навыков общения в группах , парах, классом.
  • Воспитательные цели: создать условия для воспитания творчески грамотного человека, учить формулировать свой ответ, анализировать свои поступки.

Структура урока:

  • организационный момент
  • актуализация личного опыта и знаний учащихся
  • целеполагание
  • создание проблемной ситуации и обсуждение ее
  • пути решения ее
  • самоконтроль и самооценка результатов работы
  • подведение итогов и рефлексия.

Тип занятия: проблемно-поисковый.

Формы активизации: классная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

  • проблемный
  • деятельностный
  • творческий

Система контроля: самоконтроль, контроль учителя.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте те, кто сегодня хорошо позавтракал! Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде. Здравствуйте те, кто рад наступлению снежной зимы! Здравствуйте те, кто скучает по ласковому летнему солнышку! Здравствуйте те, кто готов со мной работать!

Беседа учителя с учащимися: По вашим сияющим глазам я вижу, что вы готовы к общению со мной. Вероятно, каждый из вас, в дни неудач задумывался, что у кого-то все на тот момент нормально. И с учебой ладится, и с родителями повезло, они понимают друг друга. И учителя к его мнению прислушиваются. А тебе не все удается. Скорее всего, они умеют более эффективно организовать свою деятельность и общение. Общение способно стать источником проблем, стеной, разделяющей людей, или наоборот, величайшей радостью, стимулом к добрым делам.

Мы взаимодействуем с другими людьми безотчетно, не задумываясь. Так, как дышим. И только расстроенные неудачами, задаем себе вопрос… Какой?

- Правильно! Почему это происходит именно со мной? Не случалось ли с вами так, что вы, вопреки своей воле и желаниям, вели себя не так, и делали не то, что хотели сами? Вспомните, пожалуйста. ( Например, в субботу мама попросила посидеть с младшей сестренкой вечером. Она после болезни. Вести по морозу к бабушке, которая живет далеко не желательно. Вдруг вечером звонит подруга и умоляет пойти с ней на дискотеку.

Ей юноша назначил встречу там. Одной идти не хочется. Вы сначала отказываетесь, но подруга находит какие-то аргументы. Вы меняете свое решение: быстро одеваете сестренку и отводите по пути на дискотеку к бабушке.) Приведите подобные ситуации, пожалуйста!

Ну, а теперь давайте проанализируем. При каких обстоятельствах вы совершили такой поступок? Хотелось ли вам сделать именно так для этого человека?

Во всех этих ситуациях вы стали жертвой манипуляций!

Что же такое манипуляция? Это прием общения, при котором один из партнеров использует другого, стараясь достичь свою собственную цель, житейский или психологический выигрыш.

Вы пытаетесь отказаться, но партнер добивается своей цели, находя для вас все новые и новые убеждения.

Какие виды манипуляций бывают?

  • Ловушка.
  • Провокация (клевета, сплетни, анонимки)
  • Маски.
  • Игра.
  • Соблазн.

Все многообразие манипуляций опирается на простой принцип: чтобы манипулировать кем-то, необходимо обнаружить у него какую-либо слабость.( С точки зрения манипулятора).

Попробуем остановиться на более распространенных видах манипуляций.

Ловушка. Давайте вспомним басню Ивана Крылова «Ворона и лисица» Кто сможет прочесть отрывок ее? Можно со слов «Спой, светик, не стыдись…» На чем подловила лиса ворону? (На слабости к лести!)

На чем еще можно попасть в ловушку?

Давайте рассмотрим варианты:

Помоги мне, сделай это, потому что…

  • Я раньше тебе помогал! (эксплуатация чувства благодарности)
  • Я несчастный, мне так плохо. (Ловля на сострадание).
  • Ты мне раньше делал зло (Ловушка на чувстве вины).
  • У тебя все и так хорошо. (Воззвание к справедливости).
  • Ты же такой хороший! (Давление на желание быть хорошим).
  • Ты же мне всегда помогал! (Чувство ответственности за тех, кого приручили).
  • Ты же не трус! (Расчет на чувство чести).
  • Нельзя подводить друзей. (Давление на ложное чувство долга).
  • Я ведь тебя люблю! (на чувстве любви).

Заметьте, манипулируют на лучших человеческих качествах! При этом манипулятор имитирует внимание, уважение, заинтересованность!

Простите, но в начале урока я тоже манипулировала вами: мне хотелось завладеть вашим вниманием.

Общение - это процесс, при котором или я манипулирую, или мной манипулируют, когда хотят добиться чего-то.

Дети - великие манипуляторы! К каким только уловкам не прибегнут они, чтобы достичь, чего хотят! В ход идут:

  • и сравнение (У всех уже давно есть, а у меня нет.)
  • и угроза (Если вы не разрешите, то…)
  • и любовь (Если ты меня любишь, то…)
  • и настраивание одного родителя на другого (Папа, почему мама мне не разрешает? Ты-то разрешил…)
  • и шантаж (Я скажу маме, что ты…)

Ну, а родители? Разве они не манипуляторы? Они пользуются

  • приманками (Закончишь год хорошо,..)
  • неискренними обещаниями (Давай не будем покупать новую шубку, зато летом…)
  • шантаж (Вот скажу отцу, он…)
  • любовь (Если бы ты хоть капельку любил и думал о нас!)
  • болезнь как средство манипуляции (Если ты не перестанешь шуметь, у меня голова разболится)

Вот давайте поиграем в детей и родителей (Предлагаются карточки с описанием жизненных ситуаций).

Есть и пороки, которыми может воспользоваться манипулятор.

Послушайте, пожалуйста, свою одноклассницу, которая прочитает вам стихотворение Фазу Алиевой «Разговор с сыном»

Ты, сын мой должен помнить:
Оттого
Ржавеет даже новый лист железа,
Что в старости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе мирской - во много
раз трудней:
И в дверь души, и в щели
этой двери
Сто ржавчин и пороков
лезут…
Запомни три из них
По крайней мере:
Во-первых - зависть.
Ты ее убей
В зародыше.
И научись, по праву,
Безвременно ценить
других людей,
Чтить их удачу, их успех
и славу.
Второе - злость.
Беги от чувства злого.
Сей доброту.
Живи, других любя.
Суди себя, коль
осудил другого.
Прости другого, коль
простил себя.
И третье – корень наших
многих бед,
Убийца всех достоинств
в человеке -
Безделье
И позорнее вовеки
Порока не было
и нет.

Так на каких пороках может сыграть манипулятор? Правильно, на таких, как

  • зависть,
  • злоба,
  • трусость,
  • жадность,
  • безделье.

Как защитить себя в данной ситуации?- Знать свои качества характера, на которых может сыграть манипулятор. Не поддаваться на уговоры мошенников. Работать над своим характером.

Манипуляции-провокации ведут к разрушению контакта между людьми. Это-клевета, сплетни, анонимки. Страшны последствия этих манипуляций. Бросив упрек за малейший просчет, свалив вину на другого – можно спровоцировать ответную реакцию в виде провокации. В результате – рушатся семьи, близкие люди становятся чужими. В таких случаях, стоит помнить что: «От злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей». (Фирдоуси)

Как защитить себя в данных ситуациях?- Не слушать клевету, быть выше сплетен, давать отпор их любителям.

Еще один способ манипулирования – сыграть роль, надеть «маску». Например, жертвы, и заставить поверить настоящую жертву в искренность ее чувств. Как в сказке «Лисичка – сестричка и волк». Помните, «Битый не битого везет»?..

Но не только при помощи слов можно манипулировать. Часто мимикой, и пантомимой манипулятор заставляет собеседника (жертву) поверить в искренность чувств.

Вот мы сейчас попробуем разыграть следующие маски:

  • безучастности
  • прохладной вежливости
  • агрессивности (попробуй не выполни!)
  • послушания
  • деланной доброжелательности или сочувствия
  • простодушно-чудаковатой веселости.

Психологи утверждают, что трижды прав был В. Шекспир, заметив много лет тому назад, что «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.
И каждый не одну играет роль.

Давайте представим ситуацию:

Ваш одноклассник не может решить задачу. Вы стараетесь объяснить ему, как решать. Но ведь думать надо, а так не хочется. Сидит он, страдает: «Да все равно у меня ничего не получится!»

Сам же старается быстро – быстро все записать. Вот вы уже и решение задачи все рассказали.

Тогда он с умным лицом: «Кажется, я понял». Сыграл блестяще! Цель достигнута! Знакомая картинка? Он отлично манипулировал вами!

Как защитить себя в данной ситуации?- Учитывать разные маски, роли, в которых может выступать манипулятор. Изучайте людей, всматривайтесь в их лица, в их окружение.

Человеческие отношения представляют собой манипулятивные игры, цель которых (сознательно или бессознательно) – использовать других людей для удовлетворения своих потребностей. Такие игры мешают доверительным отношениям. Однако люди играют в них, чтобы сохранить необходимый уровень самоутверждения, самоуважения, положительную Я – концепцию.
Какие игры вам известны?

  • Лототроны.
  • Рулетка.
  • Карты и т.д.

Их цель - выкачать деньги. Есть немало людей – игроманов. Последствия очень губительны.

Существует целая индустрия по выкачиванию денег.

Люди пользуются услугами гадалок, которые искусно играют роли, снимая порчу, сглаз.

(Привести примеры из печати: Газеты «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»,местные молодежные издания)

Как защитить себя в данной ситуации? – Научиться говорить «НЕТ» спокойно и решительно.

Вы имеете на это право! Научиться владеть мимикой. Да, улыбка идет каждому. Но в данной ситуации вы своей улыбкой скажете «ДА» манипулятору. Он попытается затянуть вас в игру.

Соблазн – еще один вид манипуляций. Часто молодые девушки и юноши становятся жертвами соблазнов, так как хотят походить на тех преуспевающих суперменов и див, которых постоянно показывают по телевизору. Чем можно соблазнить? –Красивой жизнью, приличной зарплатой, легкой наживой, удачным замужеством, быстрым продвижением по служебной лестнице и так далее.

На деле же оказывается все далеко не так красиво и легко. Тогда молодые люди остаются один на один со своими проблемами. Идти к родителям за помощью – стыдно (они ведь предупреждали!).К друзьям обратиться? - У них свои проблемы. И тут появляется «Спаситель в образе продавца наркотиков. Он предлагает уйти от проблем. Можно привести много примеров…Статистика показывает, что количество уголовных дел растет год от года. Осужденные «молодеют»…

Кроме того, молодые люди могут попасть в сети сект. Такие секты, как «Свидетели Иеговы», существуют за счет постоянно вовлекаемых членов. Проповедников специально обучают, как завести разговор на библейские темы. (Материалы из печати).

Как защитить себя в данной ситуации?- Научиться реально смотреть на жизнь, оценивать свои возможности, прислушиваться к совету старших, ведь у них немалый жизненный опыт за плечами. Родные плохого не посоветуют.

Давайте подведем итог нашему разговору: Как можно защитить себя от манипуляций? Здесь уместны будут слова Х.Алиева: «Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие».

А теперь закончите ,пожалуйста, предложения: «Сегодня я узнал о…». «Я думаю, что защититься от манипуляций можно, если…»

Учитель: «Спасибо всем за внимание. Вы хорошо потрудились сегодня. Пусть будет больше безоблачных дней в вашей жизни!»

Литература.

  1. Г. К. Селевко «Управляй собой», изд. «Народное образование», 2001г.
  2. Р. Р. Гариффуллин «Скрытая профилактика наркомании», Москва, ТЦ Сфера, 2002г.
  3. С. Михалков. Басня «Непьющий воробей».
  4. И. Крылов. Басня «Ворона и лисица»
  5. Материалы газет «Аргументы и факты», «Комсомольская Правда», и местная печать.