Цель мероприятия:
- Обобщить, закрепить и систематизировать ранее полученные знания по темам: «Основные классы неорганической химии. Количественные отношения в химии».
- Развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.
- Воспитывать у учащихся интерес к химии.
Подготовительная работа:
- Учащиеся класса делятся на три команды.
- Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов.
Ход мероприятия
1 ведущий
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все – от песчинок малых – до планет
Из элементов состоит единых.Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него руками трогай.
2 ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они, стать гражданами великой химической страны?» Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удавалось ни одному человеку. Лишь самым, умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем!
1 ведущий: Задание №1.
- Что такое степень окисления?
- На какие группы делятся все неорганические вещества?
- Какие вещества называются оксидами?
- Классификация оксидов?
- Какие вещества называются кислотами?
- Какие вещества называются основаниями?
- Какие вещества называются солями.
2 ведущий Задание №2.
О каком веществе идет речь (название, формула)?
- На суку сидит сова,
Выдыхает _____________________________ - Сапоги мои того,
Пропускают ___________________________ - Его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен ___________ - Флакон с веществом, обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Ею искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим. _________ - Что за чудо посмотри,
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. ____________________ - Если нет у вас для теста разрыхлителя
вы вместо него.
Положите в пироги. ________________________
1 ведущий: Задание №3
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
- Не все то аурум, что блестит.
__________________________________________________________________ - Белый, как карбонат кальция.
__________________________________________________________________ - Куй феррум, пока горячо.
__________________________________________________________________ - Слово - аргентум, а молчание – аурум.
__________________________________________________________________ - 5.Купрумного гроша не стоит.
__________________________________________________________________ - Стойкий станумный солдатик.
__________________________________________________________________ - С тех пор много Н2О утекло.
__________________________________________________________________ - Тяжёлые плюмбумные тучи.
__________________________________________________________________
2 ведущий: Задание №4
Игра в «Крестики и нолики».
Выигрышный путь
1) формулы оснований
KOH |
H2SO4 |
LiOH |
H3PO4 |
Al(OH)3 |
SO3 |
Ca(OH)2 |
NaCl |
HCl |
2) формулы кислот
HBr |
HCl |
H2SO4 |
NaCl |
H2O |
HCl |
CO2 |
Al2O3 |
H3PO4 |
3) формулы солей
KNO |
KOH |
ZnBr2 |
AgCl |
AlPO4 |
H2CO3 |
H2SO4 |
SO3 |
Na2CO3 |
1 ведущий: Задание №5
1) Составьте формулы всех возможных оксидов, комбинируя нижеприведенные составные части по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз).
При условии, что оксидообразующие части должны находиться рядом.
2) Составьте формулы десяти разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз).
При условии, что кислотообразующие части должны находиться рядом.
2 ведущий: Задание № 6
Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого.
Формулы |
Оксиды |
Кислоты |
Основания |
Соли |
K2O |
М |
А |
Ш |
А |
H2CO3 |
П |
Е |
Т |
Р |
P2O5 |
Н |
И |
М |
А |
CuSO4 |
П |
О |
С |
Д |
Ca(OH)2 |
Л |
И |
Е |
С |
Fe(NO3)3 |
А |
Н |
У |
Л |
SO2 |
Е |
Л |
З |
А |
H3PO4 |
Н |
Е |
Л |
С |
Na3PO4 |
Ч |
У |
М |
В |
1 ведущий: Задание № 7
Решите задачи. Заполните таблицу.
1 команда
Формула вещества |
М |
n |
m |
Na |
N |
Формула для расчета |
СН4 |
|
3моль |
|
|
|
|
СН4 |
|
|
160г |
|
|
|
СН4 |
|
|
|
|
12 ·1023 |
|
2 команда
Формула вещества |
М |
n |
m |
Na |
N |
Формула для расчета |
Н2S |
|
4моль |
|
|
|
|
Н2S |
|
|
170г |
|
|
|
Н2S |
|
|
|
|
18 · 1023 |
|
3 команда
Формула вещества |
М |
n |
m |
Na |
N |
Формула для расчета |
NH3 |
|
5моль |
|
|
|
|
NH3 |
|
|
85г |
|
|
|
NH3 |
|
|
|
|
3 · 1023 |
|
1 ведущий: Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить своё путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать многого нового и интересного.
2 ведущий: Предоставляем слово жюри, которое подведет итоги и объявит победителей.
Список литературы
- Мы изучаем химию. А. А Тыльдсепп, В. А Корк. Москва «Просвещение»
- Внеклассная работа по химии. Э. Г Злотников. Москва 2004 года.
- Внеклассная работа по химии. М. П. Сергеева. Москва 2001 года.
- Внеклассная работа по химии. С. М. Курганский. Москва 2006 года.
- Дидактические игры при обучении химии. Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина. Дрофа» Москва 2003 года.
- Интеллектуальные игры по химии. С. М. Курганский. «Методическая библиотека» Москва 2006 года.
- Внеклассная работа по химии. Т. М. Енякова. «Дрофа» Москва 2004года.
- материалы сайта www.1sept.ru/