ЦЕЛИ УРОКА:
- образовательная: Морфологические признаки наречия, его роль в предложении, орфографические правила, связанные с наречиями.
- развивающая: Владеть способом действия при выборе орфограмм; различать наречия среди других частей речи; использовать наречия с учетом их смыслового значения.
- Воспитательная : вызвать интерес к русскому языку, обратить внимание на воспитание культуры речи.
Оборудование: Использование обучающей программы – тренажёра по русскому языку – 4000 заданий «Фраза».
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
(На доске записаны предложения.)
И с каждой осенью я расцветаю вновь. А. Пушкин
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш бедный сад. С. Есенин
Учитель (читает предложения на доске)
Известные строки великих мастеров слова. Трудно представить, что их могло бы не быть или они звучали по-другому. Но они звучат так, как хотели этого поэты. Авторам приходилось задумываться над каждым словом, оттачивать каждую фразу. И ни один поэт, и ни один писатель не смог обойтись без слов той части речи, которую мы с вами изучали на предыдущих уроках. Назовите её.
Откройте тетради. Запишите тему урока.
Вы должны знать ---
уметь ---
2. Историческая справка.
Обратимся к истории этого слова.
Ученик: Я – наречие – старое слово. Употреблялось ещё в древнерусском языке. Если определить этимологию моего слова, то придётся выделить корень «речь». Слово «речь» в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне «речь». И связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли приглаголием.
Русские лингвисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку.
Так появилось слово «наречие». А вот мой герб.
Учитель: О чём нам рассказал герб?
3. Синтаксический разбор предложений.
(Предложения записаны на доске.)
4. Индивидуальные задания.
Использование обучающей программы-тренажёра по русскому языку – 4000 заданий.(Работают 2-3 человека)
5. Различение наречий от других частей речи.
Учитель: Наречие – неординарная часть речи, но его легко перепутать с причастиями, прилагательными. И потому необходимо знать особенности, позволяющие отличать их от других частей речи.
Задание: Доказать, почему то или иное слово относится к определенной части речи.
Объяснить орфограммы. Каким теоретическим материалом вы пользуетесь? (Материал проецируется на экран.)
Восторженно рассказывать, ответить сдержанно, решение обдумано, слушать рассеяно, семена рассеяны, неугомонно звенят, здание окружено, бешено налетев, лишь порыв ветра, природа величественна и загадочна, сопротивляться отчаянно.
6. Словообразование наречий.
Учитель: По-моему, мы увлеклись другими частями речи. Хотя, изучая наречие, мы всегда будем обращаться к словам других частей речи. Как вы думаете почему? Обратите внимание на эти листы родословного дерева наречия. Они вам помогут дать ответ на этот вопрос.
Ученики: /Богата родословная наречия, оно имеет родственные связи с существительным, прилагательным, глаголом, местоимением, числительным./
/На доске приклеены листы./
Задание: Распределить слова – наречия под листками родословного дерева; (на экране проецируются наречия с пропущенными орфограммами).
Вовремя |
|
|
вперемешку |
|
|
в одиночку |
Втайне |
|
|
вперемежку |
|
|
вчетвером |
Вдребезги |
|
|
навзрыд |
|
|
впервые |
На миг |
|
|
вдогонку |
|
|
надвое |
На цыпочки |
|
|
по трое |
|
|
набок |
Нараспашку |
|
|
во-вторых |
|
|
дотла |
Орфоэпия- раздел русского языка, изучающий правильное произношение и постановку ударений в словах.
Лексическое значение:
- вперемешку – беспорядочно перемешиваясь;
- вперемежку – перемежаясь, одно чередуется с другим;
- вдребезги – существительное дребезг (осколок, черепок), вин. п.;
- мн. ч. с предлогом в.
- дотла – предлог до с существительным (почва, пол, основание)
- род. п.; ед.ч.
7. Похвальное слово наречию.
Учитель: Обратимся, ребята, к похвальному слову наречию, написанному вами.
Задание: Какой вид орфограммы, связанный с наречием, употребляет автор похвального слова?
Давным (давно) появилось наречие. Мало (по) малу люди привыкли к нему. Мы, (ни)чуть не испугавшись, так как некогда, да и (не) зачем, принялись изучать эту необыкновенную часть речи. (С) начал (а, о) было трудно. (По) моему, волей(не)волей мы привыкли к сложным написаниям. Изучая тему, мы мчались вскач… по загадочному миру наречий, миру необыкновенно сложному, но (по)своему красивому.
Силаев В.
Задание: Подобрать слова-наречия к схемам, из текста.
Правило:
- дефис в наречиях;
- не, ни в отрицательных наречиях.
Учитель: Наречие – общительная часть речи. Оно всегда ищет друзей, знакомых. А особенно оно любит изменять своё обличие и превращаться в слова других частей речи. А ещё наречие многолико. Об этом пишет ученица, а вот почему оно многолико?
(На экран проецируется текст.)
Ученик:
Любите ли наречие так, как люблю его я? Лаконично и многолико, коварно и ёмко! Уважаемое и почитаемое. Давным-давно оно идёт с человеком бок о бок, помогая ему точь-в-точь передавать свои ощущения (наесться досыта, тепло благодарить), указывать направление (вправо, сзади, вверху), время действия (вскоре, тотчас), место (далеко, близко). По памяти, на совесть мы заучивали эти чудесные слова, ибо без них наша речь потеряла бы неповторимость.
Щербинина Е.
Учитель:Какова же основная мысль этого отрывка?
Ученик: Да, оно, действительно многолико, так как имеет различные смысловые значения.
Задания: Составьте словосочетания, в которых слова из 2-ой колонки использовались как наречия, а затем как слова другой части речи. Определите смысловую группу.
Прожить |
|
|
(В) пустую |
|
|
Комната |
Услышать |
|
|
(В) первые |
|
|
Минута |
Поступить |
|
|
(По) моему |
|
|
Желание |
Идти |
|
|
(На) встречу |
|
|
Сверстники |
Подумать |
|
|
(С) начала |
|
|
Месяц |
Обговорить |
|
|
(С) начала |
|
|
Статься |
Улететь |
|
|
(В) высь |
|
|
Голубой |
Нырнуть |
|
|
(В) глубь |
|
|
Море |
А теперь предоставляем слово ученице. Её похвальное слово наречию.
Изучим степени сравненья,
Узнаем новые слова,
И будет масса удивлений
От нашего ума.Хватаем всё мы на лету,
И ловим на скаку.
Всё то, что нужно нам, друзья,
Все правила от «А» до «Я».
Панкова Д.
Учитель: Подтвердите слова ученицы, что вы знаете все правила, связанные с наречием.
Задание: Завершите логическую цепочку вспомните, с каким правилом связаны данные слова.
Издавн…, докрасн…,… .
Влев…, занов…, … .
Вскач…, наотмаш…, … .
Невтерпеж…, уж…, … .
8. Культура речи.
Важно, что вы, ребята, умело использовали наречия, тем самым, повышая культуру речи. А не так, как это делает герой небольшой сценки «Рецепт». Послушайте и найдите ошибки. Исправьте ученика.
Врач: В каком классе ты учишься?
Ученик: В седьмом.
В. А дружно живёте в своём классе7
У. Клёво. Жутко дружно, ужасно весело.
В. А учитесь хорошо?
У. Ништяк. Особенно девчонки стараются. Их учительница хвалит.
В. Значит клёво, жутко дружно. Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
(Учащиеся делают замечания).
Жаргоны - условный знак какой-либо социальной группы, отличающейся от общепринятого языка лексикой.
Сочетания несочетаемых слов.
Учитель: Чтобы доказать, что вы, ребята, стараетесь правильно использовать наречия, обратимся к оставшимся творческим работам «Похвальное слово наречию».
Учил я наречия по совести, по памяти, подолгу и мало-помалу запомнил на миг. Утром забыл накрепко их все. А учебник Лёшке Титову отдал. Худо-бедно попытался по памяти их восстановить. Не под силу это было мне. Сказал я в классе по совести, что забыл окончательно все наречия и получил по совести двойку!
Шаманин К.
Невозможно представить, как ещё недавно мы обходились без наречий. Нам было невдомёк, насколько, кстати, иногда они бывают.
Понемногу, постепенно изучали мы тему «Наречие». Построчно, постранично. Подчас натощак, наперекор сну.
И вот, наконец, вроде добились своего. Налицо явный прогресс. Теперь мы всегда начеку. Пишем вполне безошибочно, поскольку сверху до низу изучили этот материал.
Титов А.
Задание: Ребята, чем интересны работы? Какую роль играют наречия? Дайте небольшой отзыв о прочитанном.
9. Итог.
10. Домашнее задание