Тема «Западня Азия в древности»
Задачи:
- Обобщить знания по теме, выделить наиболее важные достижения народов Западной Азии, как вклад в развитие мировой культуры.
- Развивать навык работы в группе, картографические навыки,
- Формировать представления о духовно-нравственных ценностях
Оборудование: интерактивная доска, задания: для работы с картой, на определение исторического деятеля, восстановление архитектурного памятника; жетоны, таблички с надписями.
До урока класс делится на команды по 4-5 человек.
Ход урока
I. Организационный момент.
Команды получают задание - составить из набора букв слово и объяснить его значение.
Двуречье
Финикия
Палестина
Персия
Что объединяет эти страны? «они все находятся в Западной Азии».
Задача: определить, какой вклад внесли народы Западной Азии в развитие мировой цивилизации?
Выяснять ответ на данный вопрос мы будем в форме игры.
Каждый этап игры оценивается определенным количеством баллов, ваша задача набрать большее количество баллов. Команды получают план урока. (Приложение 1)
Западная Азия – родина древнейших уникальных цивилизаций, территория, интересовавшая в разные периоды великих правителей-завоевателей.
II. Игра:
1. Географическое положение. – работа с интерактивной доской (Приложение 2) найти на карте страну, название которой получила группа. Маркером определить границы, показать и назвать столицу.
- правильно определили местоположение – 1 балл, столица – 1 балл,
- прокомментировали – 1 балл (3) оценку дают одноклассники.
2. Блиц опрос: по 3-5 вопросов каждой команде, ответ – 1 б (3-5) Примерные вопросы:
1. Двуречье – почему среди землевладельцев Двуречья ценились деревянные двери, стулья? (редкий материал)
Финикия – основное занятие финикийцев ___ (мореплавание), благодаря развитию мореплавания они расширили свои поселения. Как они называются? (колонии).
Палестина – Собрание священных книг древних евреев – (Ветхий завет).
Персия– какие 3 вещи должны были уметь делать персы с раннего детства? (стрелять из лука, скакать верхом, говорить правду)
2. Двуречье – как законы Хаммурапи защищали бедных? (запрещали обращать в рабство).
Финикия – редкий вид улиток вымачивали в соленой воде, отваривали 10 дней на медленном огне, получая бледно-зеленую жидкость. Для чего приготовляли этот отвар? (пурпурная краска)
Палестина – добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа? (Ной)
Персия – кого называли «глаза и уши царя»? (тайных осведомителей царя)
3. Двуречье – кто и когда начинает использовать железо? (ассирийцы, 10 век)
Финикия – в древних городах Тире, Библе, Сидоне ученики гораздо быстрее овладевали грамотой по сравнению с Египтом и Двуречьем. Почему? (благодаря торговле)
Палестина – второй царь Израильского государства? Победитель Голиафа? (Давид)
Персия – кто в персидской державе считался бессмертным? (личная гвардия царя)
4. Двуречье – Вавилонский царь – законодатель? (Хаммурапи)
Финикия – одним из ценных товаров, продаваемых финикийцами, являлись сосуды, бусы, маски из _________? (Стекла)
Палестина – Бог создатель мира у древних евреев? (Яхве).
Возможны другие варианты вопросов.
3. «Четвертый лишний» - разминка. Ребятам раздаются таблички с названиями городов, рек, именами богов и правителей. Учащиеся должны объединиться в группы, объяснить по какому признаку они это сделали, найти лишнее слово.
1 команда Вавилон, Тир, Ниневия, Иерусалим, Мемфис.
2 команда Тигр, Евфрат, Иордан, Нил.
3 команда Соломон, Хаммурапи, Дарий 1, Ашшурбанапал, Тутанхамон
4 команда Шамаш, Иштар, Митра, Амон-Ра
4. Правители. Соотнести правителя и событие (Приложение 2, 2 слайд)
Оценивают одноклассники
- Правильно выполнили задание на доске – 1 балл
- Прокомментировали задание - 1 балл
- Дополнительные сведения – 2 балла.
5. Исторические исследования: на работу 3 минуты!
Выбрать из предложенного перечня (Приложение 2, 3 слайд)
1) Хронологическая задача 4 балла – Известно, что решающую роль в гибели Ассирийского царства и разрушения Ниневии сыграли вавилоняне.
Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? Что правильно ответить на этот вопрос используйте ленту времени.
2) Вставьте недостающие слова: - 3 балла
Что продавали финикийские купцы:
- Ткани, выкрашенные ________________ краской.
- Сосуды и бусы из ________________.
- Бревна из ливанского _____________.
- «Живой товар» __________________.
- Оливковое _________________.
- Виноградное _______________.
3) Восстановить картинку на интерактивной доске (Приложение 2, 4 слайд). – 5 баллов
Рассказать об архитектурном сооружении.
4) Составить рассказ по рисунку. – 4 балла
III. Подведение итогов. Подсчет баллов. Выставление оценок.
Как вы считаете, что было самым значительным вкладом в мировую культуру в истории каждой из стран? Обобщая ответы, учитель делает акцент на создании: грандиозных памятников архитектуры (пирамиды, храмы), новых технологий и орудий труда, письменности, системы управления. Особо можно подчеркнуть значение Ветхого завета, первой части Библии.
IV. Рефлексия.
Что помогло вам сегодня добиться успеха? (знания, сплоченная работа)
Что помешало?