Цель: создать условия для ознакомления с приёмами сложения и вычитания числа 3.
Задачи:
- Образовательная: ознакомится с приёмами сложения и вычитания числа 3; учить детей применять полученные теоретические знания на практике;
- совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10; формировать умение составлять задачи по рисунку и выражению, решать их.
- Развивающая: развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, умение доказать, аргументировать своё мнение.
- Воспитательная: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Оборудование:
- Таблички: хотим всё знать, хочу знать больше, всё понятно, пока испытываю трудности.
- Карточки: 7 – 2, 5 + 1, 6 – 2, 4 – 1, индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
- Диск с записью музыки.
- Фигуры человека в виде девочки и мальчика.
- Геометрические фигуры: круг, треугольник, четырёхугольник.
- Сигнальные карточки.
- Математический веер (разрезанные карточки с цифрами).
Ход урока
Этапы | Содержание | Примечание | ||
I. Организационный момент. Мобилизующий этап. | 1. Приветствие. 2. Мозговая гимнастика. а) Качание головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону; б) Перекрёстные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога и наоборот (вперёд, в сторону, назад) |
Звучит музыка | ||
3. Орешек знаний твёрд, но всё же
|
Учитель читает. | |||
– Эти слова будут девизом нашего урока. | На доске карточка “Хотим всё знать!” (чтение хором). | |||
II. Актуализация знаний Повторение материала | 1. Два ученика работают на доске.
|
|||
2. Взяли математический веер. Игры: “Угадай число” – 2 = 4 + 1 = 8 + = 5 3 – = 1 3. Проверяем работу мальчиков. Взяли сигналы: Правильный ответ – зелёный кружок Неправильный ответ – красный кружок. |
На доске запись | |||
4. Найдите и скажите сумму ответов для
второго столбца (24) 5. – Какие геометрические фигуры вы видите на доске? (круг, треугольник, четырёхугольник) – Какая фигура лишняя и почему? (круг, т.к. круг не многоугольник) – В каждом многоугольнике проведите один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника. – Покажите, как это можно сделать? |
Показ на доске | |||
6. Игра: “Круговые примеры” – Из карточек, которые расположены на стенах нашего класса, составим поезд. |
карточки. | |||
7. В первом вагоне подружки сидели,
занимая места со второго по шестое. Сколько было
мальчиков? – Исправьте вопрос задачи. (Сколько было подружек?) – 5 подружек. |
задача-ловушка | |||
III. Работа над новым материалом. | – Встали. Хорошо справились с заданием
и можно отправляться в путешествие на этом
поезде. Загудел паровоз ду-ду-ду. И вагончики повёз. Чок-чок, чу-чу. Далеко я укачу. – Мы прибыли на первую станцию. “Новый материал” |
картинка с изображением поезда | ||
1. – Назовите лишнее выражение.
Объясните свой ответ. 6 + 2 5 + 1 7 + 3 8 + 2 – Какая, значит, тема урока? – Прибавить и вычесть число 3. Основная цель урока: узнать, как можно прибавить и вычесть число 3 |
7 + 3 | |||
2. Представьте число 3.
|
на доске запись | |||
3.Кто объяснит, как к 6 прибавить 3 6 + 3
(к 6 сначала прибавить 1, а потом ещё 2) |
на доске запись | |||
– А как ещё можно? 6 + 3
(сначала к 6 прибавить 2,а потом 1) |
на доске запись | |||
– А как по-другому можно прибавить к
шести три? 6 + 3
|
на доске запись | |||
– Прибавлять по одному долго, в
математике говорят нерационально. Поэтому мы не
будем использовать этот приём. Сделаем вывод: как можно прибавить 3? (прибавляем по частям: либо сначала 2, а потом 1 или 1, а потом 2) |
стираю с доски | |||
4. Как из 9 вычесть 3? 9 – 3 |
на доске запись | |||
– А как по другому можно из 9 вычесть 3? 9
– 3 Вывод: – Итак, как можно из 9 вычесть 3? (По частям…) |
на доске запись | |||
|
Микро-пауза для глаз (указка, на конце котором прикрепляется бабочка). | |||
IV Первичное закрепление. | 1. Откройте учебник по закладке с. 92 №1 – Объясните, как будете прибавлять и вычитать число 3 |
7 + 3 7 + 2 + 1; 8 – 3 |
||
– Мы прибыли на вторую станцию: “Задачи” |
Встали. Дети имитируют движение паровоза. | |||
3. Составьте по первому рисунку задачу, чтобы она решалась сложением. | Работа по учебнику с. 92 2 уч-ся спрашиваю |
|||
4. А по второму рисунку составьте задачу, чтобы она решалась вычитанием. | 1-2 уч-ся спрашиваю. | |||
5. Восстанови записи. I вариант – составляет записи из разрезанных карточек с цифрами к первому рисунку. II вариант – составляем записи по второму рисунку. |
Учебник с. 93 5 + 3 = 8; 8 – 3 = 5; 6 + 3 = 9; 9 – 3 = 6; Прохожу и проверяю |
|||
6. Прочитай пример на сложение
по-разному. I вариант – 5 + 3 = 8 II вариант – 6 + 3 = 9 |
Работа в парах | |||
7. Тигр очень боится воды. ( Брызгаем в тигра, имитируя). |
Микропауза для снятия психологич. напряжения. | |||
8. Читаем задачу № 5 на с. 97 а) про себя; б) вслух; – О чём говорится в задаче? – Что известно в задаче? – Что неизвестно? – Какими действиями будем решать задачу? Почему? – Что значит на 3 меньше? – Решите задачу, записав решение из разрезанных карточек с цифрами. – Прочитайте запись. – Скажите ответ. |
7 – 4 = 3 | |||
9. – Прочитайте задачу №6 а) про себя; б) вслух; – О чём говорится в задаче? – Из каких составных частей состоит задача? – Решаем задачу “по цепочке” |
1 ученик читает условие. 2 уч. – вопрос 3 уч. – решение 4 уч. – ответ |
|||
V. Самостоятельная работа |
|
Микропауза | ||
2. I вариант II вариант 8=5+? 9=6+? 7+?=10 5+?=8 9-?=6 7-?=4 |
Индивидуальные карточки | |||
3. Проверяем – Какое число пропущено? I вариант – 3 II вариант – 3 |
Хором отвечают | |||
VI. Итог урока. | Назовите тему нашего урока. – Как вы считаете, выполнили ли мы поставленную цель урока? – Давайте проверим? Как можно прибавить и вычесть число 3? – Наш урок подошёл к концу. – Был ли он интересен? Полезен? – На доске изображены ступеньки лестницы знаний.
– Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь? – Молодцы!!! |
(По частям сначала 2, а потом 1 или 1,а потом 2) |