Внеклассное мероприятие по экологии. Игра "Счастливый случай"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

В настоящее время с каждым годом увеличивается антропогенное воздействие на окружающую природную среду. В результате не только возросло влияние человека на природу, но и усилились последствия потребительского отношения к ней.

Защита среды и здоровья человека представляют собой общемировую, глобальную проблему. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической и эколого-нравственной культуры учащейся молодежи. Эта задача должна решаться в системе образования и воспитания. Причем, на мой взгляд, экологическое образование и воспитание признаны развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важнейших категорий в системе ценностей современного общества. Велика роль внеклассного образования, во-первых, общение, а во-вторых, познание окружающего мира, как реальной действительности, во всех ее проявлениях.

Человеку свойственно чувство коллективизма, все законы нашего общества построены именно в этом ключе. Азы экологического воспитания ребенок получает в семье, знакомство с природой происходит через добрые мамины руки, первые впечатления ребенка продиктованы матерью.

Дальнейшее воспитание продолжают учителя начальной и средней школы. Экологическое воспитание не ограничивается школой, учитель как верный товарищ и друг за пределами школы проводит воспитательную работу.

Основными примерами внешкольной деятельности являются открытые мероприятия и экологические исследования.

Одними из таких мероприятий, которые охватывают большое число учащихся, являются: эколого-литературные вечера, игры, конференции.

Внеклассное экологическое воспитание является продолжением уроков биологии и экологии в школе. Знание этих наук позволяет учащимся шире раскрыть границы возможного, а также понять место человека в окружающем его мире.

Решать стоящие перед экологическим воспитанием задачи можно различными путями. В нашей гимназия № 4 проходят опрабацию разные формы и методы экологического воспитания, так как на базе нашей гимназии работает лаборатория кафедры географии КГГПУ. В тесном контакте с учеными кафедры проводятся заседания научного общества “Глобус”. В гимназии разработан целый курс интегрированных уроков по различным школьным дисциплинам. Гимназисты занимают призовые места в городских олимпиадах по биологии, экологии, географии, на научно-практических конференциях имени Лобачевского.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре “Счастливый случай”. Эта игра необычная. Она посвящена отношениям человека и природы.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Ты не топчи родных полей.

В вокзальной суматохе века
Ты оценить ее спеши:
Она давно твой добрый лекарь.
Она – союзница души.

Не жги ее напропалую
И не вычерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!

Звучит классическая музыка.

Ведущий: А теперь позвольте познакомить вас с условиями нашей игры. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Чтобы ответить на вопросы, нужно было хорошо подготовиться. Изучить рекомендованную литературу. У каждой команды свое название.

Игра состоит из 6 геймов. Последний гейм – это блицтурнир, во время которого конкурсанты за 1 минуту должны дать как можно больше ответов (всего 20 вопросов). Представляю вам наше уважаемое жюри...

Сегодня играют 2 команды. Поприветствуем их! Команда “Знатоки” и команда “Эрудиты”.

I гейм. “Чьи это строки?”

  1. Гонимы вешними лучами
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга.
    (А.С.Пушкин)
  1. Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    (Ф.И.Тютчев)

II гейм. “Легенды о цветах”

Звучит музыка.

Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданные ими, звучат как гимн природе, нежности, любви. Цветы, как люди, на добро щедры. И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

Цветы способны “задеть” самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка... Знаете ли вы названия цветов? И так задания командам.

  1. Латинское название этого цветка “галактус” происходит от греческих слов “гала” – молоко и “актус” – цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник.).
  2. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелькой для маленьких фей и нежных эльфов. Его родина Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на 3 луковицы цветка были куплены 2 каменных дома. (Тюльпан.)

III гейм. “Если вы сбились с дороги”

(М. Пришвин. “Кладовые солнца”)

Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам: Итак, каждая команда получает свой ориентир.

  1. Вы заблудились в лесу и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня.)
  2. Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смола на стволе больше на той стороне, что обращена к югу.)
  3. Вам стал попадаться подорожник... (Значит, где-то рядом тропа.)
  4. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север и где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне.)

IV гейм. “Живые барометры”

Вам предлагается стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию природы определите завтрашнее.

  1. Дым столбом... (к морозу).
  2. Длинные сосульки... (к затяжной весне).
  3. Иней на деревьях... (к морозу).
  4. Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).

V гейм. “Назови картину художника”

Сейчас в борьбу вступят капитаны. Этот гейм посвящен нашим русским художникам-пейзажистам. Они перенесли красоту русской природы на холст при помощи кисти и красок. Картины этих удивительных художников хранятся в Третьяковской галерее г. Москвы.

Рекламная пауза. (Обзор книг по экологии)

VI гейм. “Блицтурнир”

Молодцы ребята! А сейчас будет блиц-гейм. Я задаю вопрос, вы сразу даете ответ.

  1. Какое растение дает лучший мед. (Липа.)
  2. Название, какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
  3. Косой ли заяц? (Нет.)
  4. Соком, каких растений выводят бородавки? (Чистотел.)
  5. Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
  6. Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)
  7. Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
  9. Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)
  10. Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
  11. Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)
  12. Где у кузнечика ухо? (На ножке.)
  13. День весеннего равноденствия? (22 марта.)
  14. Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)
  15. Какой зверь любит малину? (Медведь.)
  16. Растет ли дерево зимой? (Нет.)
  17. Какое национальное дерево России? (Береза.)
  18. Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)
  19. Чего в решете не унесешь? (Воду.)
  20. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)

Дополнительные вопросы:

  1. Какая птица кричит как “драная кошка”? (Иволга.)
  2. Какая змея самая большая? (Анаконда.)
  3. Какая змея плюется? (Кобра.)
  4. Что делает зимой уж? (Спит.)
  5. Чего на свете нет сильнее? (Огонь.)

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Слово для подведения итогов предоставляем жюри...

(Звучит тихая мелодия.)

– Итак, игра закончилась, итоги подведены, можно было бы спокойно разойтись по домам. Но мне почему-то хочется еще раз вернуться к главной теме разговора и вспомнить о природе и о нашем отношении к ней. О том, как Природа учит человека мудрости и осторожности в отношении к себе, написано много книг и поучительных историй, некоторые из них рассказывают о страшных трагедиях и бедствиях, обрушившихся на эгоистичных людей. Другие проникнуты нежным и трогательным чувством любви к природе...

У писателя Сладкова есть статья “Вечный источник жизни”, где он рассуждает о нашем отношении к живой природе, он рассказал о судьбе простого лесного букета, собранного такими же, как вы, веселыми и незадачливыми школьниками.

Вот его рассказ: “На помойку выбросили охапку вырванных с корнями одуванчиков. Каждое утро они раскрывались навстречу солнцу – как и положено одуванчикам. Каждый вечер сметали свои лепестки – закрывали глаза, “засыпали”. Они даже предсказывали погоду: сжимались в кулачок перед дождем и раскрываясь перед погожим днем. Даже и там все до одного и из последних сил они выполняли свое жизненное назначение, свой долг перед природой”.

Разве такое поразительное свойство жизни не найдет отклика в нашем сердце? Не заставит нас задуматься? Не натолкнет нас на мысль, что живое – это нечто совсем особенное, отличное от всего, требующее к себе обостренного внимания? И что надеяться ему, живому, сегодня приходится именно на нас.

Ведь Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на земле – от человека”. Подумайте, ребята, над этими словами, они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы.