Введение
В настоящее время с каждым годом увеличивается антропогенное воздействие на окружающую природную среду. В результате не только возросло влияние человека на природу, но и усилились последствия потребительского отношения к ней.
Защита среды и здоровья человека представляют собой общемировую, глобальную проблему. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической и эколого-нравственной культуры учащейся молодежи. Эта задача должна решаться в системе образования и воспитания. Причем, на мой взгляд, экологическое образование и воспитание признаны развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важнейших категорий в системе ценностей современного общества. Велика роль внеклассного образования, во-первых, общение, а во-вторых, познание окружающего мира, как реальной действительности, во всех ее проявлениях.
Человеку свойственно чувство коллективизма, все законы нашего общества построены именно в этом ключе. Азы экологического воспитания ребенок получает в семье, знакомство с природой происходит через добрые мамины руки, первые впечатления ребенка продиктованы матерью.
Дальнейшее воспитание продолжают учителя начальной и средней школы. Экологическое воспитание не ограничивается школой, учитель как верный товарищ и друг за пределами школы проводит воспитательную работу.
Основными примерами внешкольной деятельности являются открытые мероприятия и экологические исследования.
Одними из таких мероприятий, которые охватывают большое число учащихся, являются: эколого-литературные вечера, игры, конференции.
Внеклассное экологическое воспитание является продолжением уроков биологии и экологии в школе. Знание этих наук позволяет учащимся шире раскрыть границы возможного, а также понять место человека в окружающем его мире.
Решать стоящие перед экологическим воспитанием задачи можно различными путями. В нашей гимназия № 4 проходят опрабацию разные формы и методы экологического воспитания, так как на базе нашей гимназии работает лаборатория кафедры географии КГГПУ. В тесном контакте с учеными кафедры проводятся заседания научного общества “Глобус”. В гимназии разработан целый курс интегрированных уроков по различным школьным дисциплинам. Гимназисты занимают призовые места в городских олимпиадах по биологии, экологии, географии, на научно-практических конференциях имени Лобачевского.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре “Счастливый случай”. Эта игра необычная. Она посвящена отношениям человека и природы.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Ты не топчи родных полей.В вокзальной суматохе века
Ты оценить ее спеши:
Она давно твой добрый лекарь.
Она – союзница души.Не жги ее напропалую
И не вычерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Звучит классическая музыка.
Ведущий: А теперь позвольте познакомить вас с условиями нашей игры. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Чтобы ответить на вопросы, нужно было хорошо подготовиться. Изучить рекомендованную литературу. У каждой команды свое название.
Игра состоит из 6 геймов. Последний гейм – это блицтурнир, во время которого конкурсанты за 1 минуту должны дать как можно больше ответов (всего 20 вопросов). Представляю вам наше уважаемое жюри...
Сегодня играют 2 команды. Поприветствуем их! Команда “Знатоки” и команда “Эрудиты”.
I гейм. “Чьи это строки?”
- Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
(А.С.Пушкин)
- Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И.Тютчев)
II гейм. “Легенды о цветах”
Звучит музыка.
Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданные ими, звучат как гимн природе, нежности, любви. Цветы, как люди, на добро щедры. И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
Цветы способны “задеть” самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка... Знаете ли вы названия цветов? И так задания командам.
- Латинское название этого цветка “галактус” происходит от греческих слов “гала” – молоко и “актус” – цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник.).
- В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелькой для маленьких фей и нежных эльфов. Его родина Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на 3 луковицы цветка были куплены 2 каменных дома. (Тюльпан.)
III гейм. “Если вы сбились с дороги”
(М. Пришвин. “Кладовые солнца”)
Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам: Итак, каждая команда получает свой ориентир.
- Вы заблудились в лесу и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня.)
- Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смола на стволе больше на той стороне, что обращена к югу.)
- Вам стал попадаться подорожник... (Значит, где-то рядом тропа.)
- Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север и где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне.)
IV гейм. “Живые барометры”
Вам предлагается стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию природы определите завтрашнее.
- Дым столбом... (к морозу).
- Длинные сосульки... (к затяжной весне).
- Иней на деревьях... (к морозу).
- Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).
V гейм. “Назови картину художника”
Сейчас в борьбу вступят капитаны. Этот гейм посвящен нашим русским художникам-пейзажистам. Они перенесли красоту русской природы на холст при помощи кисти и красок. Картины этих удивительных художников хранятся в Третьяковской галерее г. Москвы.
Рекламная пауза. (Обзор книг по экологии)
VI гейм. “Блицтурнир”
Молодцы ребята! А сейчас будет блиц-гейм. Я задаю вопрос, вы сразу даете ответ.
- Какое растение дает лучший мед. (Липа.)
- Название, какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
- Косой ли заяц? (Нет.)
- Соком, каких растений выводят бородавки? (Чистотел.)
- Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
- Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)
- Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
- Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)
- Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
- Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)
- Где у кузнечика ухо? (На ножке.)
- День весеннего равноденствия? (22 марта.)
- Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)
- Какой зверь любит малину? (Медведь.)
- Растет ли дерево зимой? (Нет.)
- Какое национальное дерево России? (Береза.)
- Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)
- Чего в решете не унесешь? (Воду.)
- Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)
Дополнительные вопросы:
- Какая птица кричит как “драная кошка”? (Иволга.)
- Какая змея самая большая? (Анаконда.)
- Какая змея плюется? (Кобра.)
- Что делает зимой уж? (Спит.)
- Чего на свете нет сильнее? (Огонь.)
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Слово для подведения итогов предоставляем жюри...
(Звучит тихая мелодия.)
– Итак, игра закончилась, итоги подведены, можно было бы спокойно разойтись по домам. Но мне почему-то хочется еще раз вернуться к главной теме разговора и вспомнить о природе и о нашем отношении к ней. О том, как Природа учит человека мудрости и осторожности в отношении к себе, написано много книг и поучительных историй, некоторые из них рассказывают о страшных трагедиях и бедствиях, обрушившихся на эгоистичных людей. Другие проникнуты нежным и трогательным чувством любви к природе...
У писателя Сладкова есть статья “Вечный источник жизни”, где он рассуждает о нашем отношении к живой природе, он рассказал о судьбе простого лесного букета, собранного такими же, как вы, веселыми и незадачливыми школьниками.
Вот его рассказ: “На помойку выбросили охапку вырванных с корнями одуванчиков. Каждое утро они раскрывались навстречу солнцу – как и положено одуванчикам. Каждый вечер сметали свои лепестки – закрывали глаза, “засыпали”. Они даже предсказывали погоду: сжимались в кулачок перед дождем и раскрываясь перед погожим днем. Даже и там все до одного и из последних сил они выполняли свое жизненное назначение, свой долг перед природой”.
Разве такое поразительное свойство жизни не найдет отклика в нашем сердце? Не заставит нас задуматься? Не натолкнет нас на мысль, что живое – это нечто совсем особенное, отличное от всего, требующее к себе обостренного внимания? И что надеяться ему, живому, сегодня приходится именно на нас.
Ведь Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на земле – от человека”. Подумайте, ребята, над этими словами, они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы.