Элективный курс "Химия и повседневная жизнь человека"

Разделы: Химия


Проблема понимания окружающей нас среды всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Самые распространенные вещества ,их роль в жизни человека и правильное использование в повседневной жизни. Питание должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Гигиенические вещества нужно уметь выбирать, а с вредными привычками уметь бороться и знать их психологические аспекты. Данная программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса строится на следующих принципах:

  • во-первых, в программе представлена современная химия и биология. При этом автор не ставит своей задачей изложение основ науки химии и биологии, а считает необходимым обеспечить биологическую и химическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;
  • во-вторых, содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности;
  • в-третьих, применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других, более ранних и одновременно школьных курсов (природоведение, физика, технология и др.).

Цель программы: пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направления.

Задачи программы:

образовательные:

  • подготовить фундамент для практической деятельности человека;
  • дать понятие взаимосвязи строения и свойств химических веществ; заложить основы понятия "экология организма";
  • определить важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье.

развивающие: овладение методами самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для своевременного обращения к врачу; развитие навыка работы в группе.

воспитательные:

  • решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников;
  • привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек, как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности;
  • подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.

Доминирующим методом преподавания в данной программе является проблемно-диалогический метод. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных ситуаций. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному "открытию" школьниками различных аспектов химико-биологических явлений и фактов. Курс по выбору "Химия и повседневная жизнь человека" представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и исследовательских работ, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Интеграция курса: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной, психологией. Курс завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта. По каждому проекту предоставляется Аннотация работы - краткое содержание. Приложение1.

Итогом усвоения программы является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний. Рисунок 1.

Рис. 1

На конференции подводятся итоги и награждаются победители лучших проектных работ. Рисунок 2.

Рис. 2

Тематический план

Раздел Тема занятия Форма проведения Кол-во часов теорет. Практические
1 Введение Химия и повседневная жизнь человека Лекция 1  
2 Вещества, которые нас окружают Вода-источник жизни.

Какая вода пригодна для питья?

Поваренная соль в жизни человека.

Как приготовить раствор.

Загадки камней и минералов.

Известняк и его применение.

Получение углекислого газа и изучение его свойств

Волшебная радуга цвета

Изготовление красок

Беседа

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Практическая работа

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Практическая работа

Комбинированный урок

Практическая работа

1

1

1

 

1

1

 

1

 

1

1

1

 

 

1

 

1

3 Химия и пища Белки

Жиры

Углеводы

Минеральное меню.

Витамины.

Что такое чай.

Искусство чаепития.

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Лекция

Комбинированный урок

Лекция

Комбинированный урок

Практическое занятие

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

 

1

1

4 Биологически активные вещества Пищевые красители и консерванты

Антиокислители и ароматизаторы

О чем говорит информация на этикетке

Комбинированный урок

Лекция с элементами рассказа

Практическая работа

1

1

 

 

 

1

5 Вредные привычки и как с ними бороться Психологические аспекты вредных привычек

Жевательная резинка: за и против

Курить - здоровью вредить

Действие алкоголя на организм человека

Что такое наркотики

Здоровый образ жизни.

Лекция

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Диспут

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

6 Гигиена человека Гигиенические средства

Каким мылом пользоваться?

"Химчистка на дому"

Косметика и как ее выбирать.

Комбинированный урок

Практическая работа

Практическая работа

Комбинированный урок

1

 

 

1

 

1

1

1

7 Питаемся правильно Вегетарианцы и мясоеды

Составление карты рационального питания

Диеты: за и против

Итоговая конференция.

Презентация и защита творческих и проектных работ учащихся

Лекция

Практическая работа

Семинар

Урок-диалог

1

 

1

1

 

1

    Итого   34 часа  

Общие методические рекомендации.

Все задания каждого занятия можно использовать в 10-11 классе, частично в 9 классе.

Любое занятие можно проводить не только полностью, но и фрагментарно, используя отдельные задания, исходя из уровня обученности учащихся.

Для выполнения заданий имеется полная информация в технологической карте по данной теме. Технологическую карту по теме можно использовать как для одного, так и нескольких занятий по курсу. Приложение2.

План технологической карты:

  1. Тема занятия
  2. Цели занятия
  3. Планируемые результаты
  4. Личностная значимость (мотивация)
  5. План занятия
  6. Методы работы
  7. Формы работы
  8. Познавательные задания
  9. Основные понятия, терминология
  10. Лабораторные или практические занятия
  11. Теоретический материал к занятию
  12. Источники информации

В технологической карте предусмотрено деление материала на два блока: информационный и практический. По теоретическому материалу можно использовать различные формы и методы работы с учащимися в минигруппах. Предлагаются познавательные и исследовательские вопросы, которые позволяют расширить предметные базовые знания до профильного уровня по предмету. Желательно использовать наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, таблицы, схемы и лабораторные опыты. В конце каждого занятия предложен список методической литературы для учителя и учащегося.

Опыт показывает, что мотивация к обучению и результативность знаний значительно повышается. В курс включены разработки занятий в традиционной форме и в форме ученических проектов-заданий для учащихся, позволяющих организовать самостоятельную поисковую, исследовательскую работу. В конце курса лучшие проектно-исследовательские работы выставляются на конкурсы различной направленности и различного уровня, где занимают призовые места.

Критерии оценки эффективности программы.

Для оценивания знаний учащихся по данному курсу предлагаются следующие критерии:

Учащийся должен знать:

  • роль химии в естествознании и ее связь с другими науками
  • важнейшие химические понятия
  • основные законы химии
  • основные теории химии
  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений
  • вещества и материалы, широко используемые в практике

Учащийся должен уметь:

  • называть вещества по "тривиальной" и международной номенклатуре
  • определять: заряды ионов, степень окисления, типы химических связей, тип кристаллических решеток, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, изомеры, типы реакций
  • характеризовать:
  • элементы по положению в периодической системе Д.И. Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений.

объяснять:

  • зависимость свойств органических и неорганических соединений от их состава и строения
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших классов неорганических и органических веществ
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочников, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных.ресурсов Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем - экологических, энергетических и сырьевых
  • объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту
  • распознавания важнейших веществ и материалов
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Библиография (источников 26, в аннотации представлены основные)

1. Батмангхелидж Ф. "Вода для здоровья" Мн. "Попурри" 2005.

2. Бокарев Е.А. Благой Д.Д. Тимофеев С.Е. "Детская энциклопедия" М. "Москва" 1968.

3.Габриелян О. С., Лысова Г.Г. "Химия 11 класс" М. Изд. "Дрофа" 2001.

4.Макарова Н.А. "Валеология и органическая химия" М. "Эверест-Химия"1997.