Элективный курс "Комнатное цветоводство". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа элективного курса предлагается учащимся 9-х классов общеобразовательных школ. Она направлена на углубление и расширение знаний по предпрофильному предмету БИОЛОГИЯ, знакомство с методологией научного познания и разными формами познавательной деятельности. В зависимости от учебной нагрузки курс может быть рассчитан от 12 до 24 часов. Основной целью элективного предмета является повышение уровня изучения биологии как предпрофильного предмета и формирование первичных навыков научного исследования живой природы, как общего теоретического характера, так и практико-ориентированных изысканий.

Задачи курса:

  • В процессе изучения декоративных растений способствовать формированию у учащихся эстетического, ответственного, экологически грамотного отношения к природе, обществу;
  • Освоение учащимися способов размножения и выращивания декоративных растений и отдельных видов;
  • Раскрытие и углубление ведущих понятий: расположение, классификация и др.;
  • Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Содержание предмета раскрывает экологическую составляющую биологических знаний на примере анатомо-морфологического материала из раздела “Растения, бактерии, грибы”. В основу создания образовательной программы положен учебный материал биологии с ведущим компонентом НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ.

В содержании предусмотрена реальная практико–ориентированная деятельность учащихся по выращиванию растений, выполнение ими декоративного озеленения помещений и улучшения экологического состояния своего окружения.

В курсе не только формируются новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал из предшествующих разделов, тем самым, способствуя развитию понятий на более высоком уровне. Развитие общебиологических понятий позволяет готовить школьников к итоговой аттестации за курс неполной средней школы.

Существенную роль играет новизна рассматриваемого материала освоение новых методов исследования, знакомство с широким кругом способов деятельности.

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, консультации, практикумы и самостоятельные исследования.

Планируемые результаты

В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:

  1. Осознать ценность и неповторимость растений,
  2. Освоить способы размножения, выращивания, размещения.
  3. Овладеть навыками научного исследования
  4. Защита исследования или практических работ.
  5. Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе.

Содержание программы

Введение. (1 час)

Знакомство с комнатными растениями и комнатным цветоводством. Фитодизайн. “Десять золотых правил” по выращиванию растений. Как правильно выбирать растения.

Тема 1. Растения в доме. (5 часов)

  1. Название растений, их облик. Условия содержания (лекция )
  2. Практическая работа №1 “Организмы и среды их обитания”
  3. Определение названий широко распространенных растений
  4. Практическая работа №2 “Составление аттестационного листа школы по озеленению”
  5. Презентация и обсуждение результатов

Тема 2. Расположение комнатных растений (8 часов)

  1. Одиночные растения. Композиция из горшечных растений Комнатный садик Растения в интерьере помещений (лекция)
  2. Практическая работа № 3 Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания.3 Оформление рекреационных и парадных помещений (Лекция )
  3. Оформление производственных и служебных помещений.
  4. Особенности зеленого оформления детских учреждений.( Лекция)
  5. Вредители и болезни. (лекция)
  6. Практическая работа №4 Уход за растениями.
  7. Практическая работа № 5. Пересадка.
  8. “Жилье для растений: горшки, кашпо, контейнер. Определение, что растению нужен горшок.

Тема 3. Классификация комнатных растений. (2 часа)

  1. Декоративнолистные и декоративноцветущие комнатные растения. Кактусы.
  2. Практическая работа № 6 “Моделирование экосистем”

Тема 4. Комнатные растения от А до Я. (3 часа)

1-2. Знакомство с видовым многообразием, с секретами по выращиванию.
3. Составление коллекций из кактусов, бегоний, фиалок. Практическая работа № 7

Тема 5. Целебные растения (3 часа)

  1. Знакомство. Составление каталога показаний. (Лекция)
  2. Фармакология.
  3. Практическая работа №8. Размножение каланхое, алоэ, “золотой ус”, пеларгонии, индийский лук.

Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)

  1. Создание проекта озеленения своей квартиры.
  2. Пересадка крупных растений из школьных рекреаций.

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

В том числе

Формы работы

теоретических

практических

 

Введение

1

1

 

Лекция

1

Растения в доме

5

2

3

Лекции, исследования

2

Расположение комнатных растений

8

5

3

Лекции, размножение и уход комнатных растений

3

Классификация комнатных растений

2

1

1

Лекция и исследование (моделирование)

4

Комнатные растения от А до Я

3

2

1

Лекция и составление коллекций

5

Целебные растения в доме

3

1

2

Лекция и размножение и презентация

6

Итоговое занятие

2

0

2

Создание проекта озеленение своей квартиры, и пересадка крупных растений школьных рекреаций

Материал к курсу:

Десять золотых правил

  1. НЕ ЗАЛИВАЙТЕ РАСТЕНИЯ!
  2. Корням нужна не только вода, но и воздух – постоянно переувлажненная почва означает верную смерть для большинства растений.

  3. ПРЕДОСТАВЬТЕ ИМ ПОКОЙ!
  4. Растениям зимой нужен покой, т.е их нужно реже поливать, меньше подкармливать и содержать при более низкой температуре, чем в течение периода активного роста.

  5. ПРИМИРИТЕСЬ С ПОТЕРЕЙ НЕКОТОРЫХ РАСТЕНИЙ!
  6. Такие растения как цикламен, хризантема, глоксиния часто используемые в качестве подарка, через несколько недель неизбежно увядают. Вашей вины в этом нет – все эти типы декоративноцветущих растений рассчитаны на временное пользование.

  7. СОЗДАЙТЕ ИМ ВЛАЖНУЮ АТМОСФЕРУ!
  8. Зимой воздух в комнате с центральным отоплением сухой как в пустыне. Научитесь увеличивать влажность воздуха в доме.

  9. ВОВРЕМЯ ПРИНИМАЙТЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ!
  10. Неприятности случаются и у умелых растениеводов, и у начинающих. 1 – 2 щитовки легко уничтожить; когда же щитовки покрывают все растение с ними практически невозможно справиться. Чересчур обильный полив от случая к случаю неопасен, но если растения в течение долгого времени заливать, оно погибнет. Научитесь распознавать беду на ранних стадиях.

  11. ГРУППИРУЙТЕ РАСТЕНИЯ!
  12. Почти все растения лучше выглядят и лучше развиваются когда образуют группу. Научитесь правилам аранжировки комнатных растений.

  13. НАУЧИТЕСЬ ПЕРЕСАЖИВАТЬ!
  14. Спустя год-два после посадки растения теряют привлекательность; чаще всего в таком случае растения нужно пересадить в большой горшок.

  15. ВЫБИРАЙТЕ ПРАВИЛЬНО!
  16. Растению должны подходить условия, которые вы можете ему предоставить. Даже опытный человек не может вырастить тенелюбивое растение на солнечном подоконнике.

  17. ОБЗАВЕДИТЕСЬ НЕОБХОДИМЫМ ИНВЕНТАРЕМ!
  18. Купите лейку с длинным узким носиком, а для повышения влажности воздуха в доме, борьбы с пылью и с вредителями – опрыскиватель. Вам понадобятся – хорошая земля, набор горшков, подпорки и веревки или проволока. Поддоны предохранят мебель от воды, а флакон жидкого удобрения и надежный инсектицид позволят сохранить растения здоровыми. В вашем наборе инструментов должны быть: мягкая губка, старые вилка и ложка, средство для полировки листьев и 1 – 2 небольших секатора.

  19. ПРАВИЛЬНО УХАЖИВАЙТЕ ЗА КАЖДЫМ РАСТЕНИЕМ!
  20. Узнайте о секретах успеха в выращивании растений.

КОМНАТНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ МИКРОКЛИМАТА КОМНАТ

Освещенность. Свет – фактор первостепенной важности в жизни каждого растения. По отношению к интенсивности света комнатные растения делят на светолюбивые, теплолюбивые и теневыносливые. Световой режим в городах зависит не только от географического (широтного) положения, которое определяет количество поступающей солнечной радиации, но и в большей степени от состояния городской атмосферы (Кочарян, 1999). В средних широтах летом на подоконнике южного окна освещенность может достигать 80 000 ЛК, однако она быстро падает по мере удаления от окна (Герасимов и др., 1997). Естественная освещенность в комнате зависит от ориентации окна, расстояния от него, времени года, суток и погоды. Больше всего солнечных лучей приникает в так называемые фонари с трехсторонним остеклением, затем юго-восточные и юго-западные окна: окна, обращенные на восток, освещаются солнцем с утра до полудня: окна выходящие на запад – только во второй половине дня. В окна, обращенные на север, солнечные лучи не попадают, возможно, лишь освещение светом, отраженным от окон противоположных домов.

Температура. Ассортимент растений, пригодных для комнатной архитектуры, определяется, прежде всего, температурой помещения.

В разных местах комнаты температурные условия сильно различаются, особенно в холодное время года. Так, зимой на подоконнике температура может опускаться почти до С, в то время, как в верхней части окна она может быть на 10-15 С выше. Перед тем, как приступить к размещению растений, вооружившись термометром, измерьте температуру в разных местах комнаты.

Воздушный режим. Растениям необходима определенная воздушная среда, содержащая кислород. Дышат все органы растения, в том числе и корни. Сухой воздух задерживает процесс фотосинтеза, так как при низкой влажности устьица на листьях растений закрываются, в результате чего уменьшается испарение, нарушается поступление углекислого газа и резко сокращается процесс ассимиляции. Рост и развитие растений замедляются или прекращаются. Чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха в комнате, их необходимо регулярно проветривать. Воздух в комнате не должен быть пыльным или загрязненным. Следует также иметь в виду, что некоторые растения (например, папоротники, сенполия) плохо переносят табачный дым.

В типичной городской квартире относительная влажность воздуха летом близка к 40-50%, а зимой, при работе отопительной системы – всего 25-30%. Такие условия неблагоприятны для большинства растений. Повысить влажность можно с помощью бытовых увлажнителей.

Водный режим. Земля в горшках должна быть умеренно влажной. Нельзя допускать резких переходов от недостатка влаги к ее избытку. Многие растения при этом теряют бутоны. В теплых или нагретых солнцем комнатах земля в горшках сохнет очень быстро; в таких случаях растения приходится поливать ежедневно, а в холодной комнате и в пасмурную погоду рекомендуется осторожно разрыхлить землю, чтобы определить глубину сухого слоя. Полив нужен, если земля просохла на глубину 1 – 1,5 см. вода для полива должна быть одной температур с комнатным воздухом или немного теплее его.

Весной и летом комнатные растения, особенно стоящие на открытых окнах наружных подоконниках и балконах, полезно опрыскивать: вечером – после полива, а ранним утром – до того, как на них начнут падать прямые лучи солнца.

Как правильно выбирать растение

  1. Хочу ли я, чтобы растение оставалось декоративным в течение всего года?
  2. Практически все декоративнолистные растения красивы круглый год. С цветущими растениями все сложнее. Одни из них декоративны лишь в течение короткого времени, и после того, как они отцветут, их приходится убирать из комнаты, но другие сохраняют свою привлекательность круглый год.

  3. Как много у меня времени и умения?
  4. Некоторые растения известны как исключительно выносливы. К таким “железным” видам относятся сансевиерия, фатсия, аспидистра, многие обычные суккуленты (если их не заливать) и циперус (если его не подсушивать). Не составит большого труда содержать дома растения, которые переносят разные культуры. Из этой многочисленной группы обратите внимание на аспарагус, бромелиевые, хлорофитум, колеус, плющ, монстеру, неантею, филодендрон лазящий и традесканцию. Выращивание таких трудных растений, как акалифа, калатея, гардения и др., под силу только опытным энтузиастам-цветоводам.

  5. Растение какого размера и облика мне требуется?
  6. Подумайте заранее, какая величина и облик растения вас устраивают и что для вас привлекательнее – цветы или листва.

  7. В каких условиях растение будет находиться?

Очень важные вопросы – каково будет освещение и будут ли помещение обогреваться зимой?

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ

Латинское название: Hedera helix = Русское название: Плющ обыкновенный

Hedera: название рода – это “фамилия растения”.

Helix: название вида – это “имя” растения.

Только один тип растения может иметь это название.

Презентация