Тип урока: ОНЗ.
Цели:
- научить детей отличать общие и единичные имена объектов;
- научить выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде;
- формировать у детей умение работать во времени, в группе;
- развивать логическое мышление, память, воображение.
Оборудование: портреты писателей, опорные карточки, книги в подарочной упаковке.
Литература.
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Ч. 1 - М: "Баласс", 2003;
- Информатика в играх и задачах. 3 класс(1 - 4). Методические рекомендации для учителя - М: "Экспресс",1999.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. 3 класс(1 - 4) - М: Росткнига, 2003.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Сегодня на уроке нам предстоит много работать.
II. "Мозговая гимнастика"
1. "Качания головой" (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове качаться медленно из стороны в сторону. (30 секунд).
2. "Ленивые восьмерки" (активизирует запоминание): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. "Зоркие глазки": глазками нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
III. Разминка
1. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?(7).
2. В школьной сумке я лежу, как ты учишься - скажу. (Дневник).
3. Он гоняет облака, треплет на море суда, мельницами управляет. Кто всем этим заправляет? (Ветер).
1. Вход - выход, въезд - ? (Выезд). Большой - маленький, храбрец - ? (Трус).
2. Место в театре, где играют актеры? (Сцена).
3. Музыкант, играющий на скрипке? (Скрипач).
IV. Актуализация знаний
С. 43 №25: Составь 10 предложений. В каждом предложении используй по одному слову из каждого мешка;
- Рыбак - человек, у которого еще есть удочка и который еще может насаживать наживку.
- Черепаха - это животное, у которого еще есть панцирь и которое еще может спрятаться.
- Стул - это мебель, у которой есть спинка и на котором еще можно сидеть.
- Грузовик - это машина, у которой еще есть кузов и которая еще может возить грузы.
- Дворник - это человек, у которого есть метла и лопата и который еще может убирать улицу.
- Пожарная машина - это машина, у которой еще есть шланг и лестница и которая еще может тушить пожар.
- Верблюд - это животное, у которого еще есть горб и которое еще может питаться колючками.
- Шкаф - это мебель, у которой еще есть полки и в котором еще можно хранить вещи.
- Скрипач - это человек, у которого еще есть ноты и скрипка и который еще может играть в оркестре.
- Еж - это животное, у которого еще есть иголки и который еще может сворачиваться клубком.
V. Постановка проблемы
- Ребята, чему вы научились на прошлом уроке? (Описывать общее в составе и действиях объектов и отвечать на вопросы: "Что такое?", "Кто такой?", используя такие описания).
- Сегодня мы поговорим об именах предметов и существ.
Найдите задание 15 на стр. 37.
- Сколько разных общих имен, подходящих Винни-Пуху, приведено в этом задании? (Четыре: "Герой сказки", "Медвежонок", "Друг пятачка", "Автор пыхтелки").
- Как вы думаете, почему эти имена называются общими? (Общее имя обозначает ни один предмет или существо, а группу).
- А каким именем нужно назвать медвежонка, чтобы не перепутать его ни с каким другим героем сказки? (Винни-Пух).
VI. Открытие детьми нового задания
У доски - книги, завернутые в подарочную упаковку.
У нас в гостях герои этих книг.
К каждой книге - письмо.
"Литературная викторина".
1 книга.
"В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. Вокруг каждого дома росли цветы, а сам город назывался Цветочным", - так начинается одно из самых известных произведений этого писателя. Этому произведению в этом году исполнилось 50 лет. (Н.Носов "Приключения Незнайки", трилогия 1954г.).
2 книга.
Эта повесть-сказка начинается так: "Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли". В этой сказке говорится о дружбе и взаимной выручке. (А.Волков "Волшебник Изумрудного города", 65 лет - 1939г.).
3 книга.
Этот писатель очень любил величавую природу Индии. В этой книге он рассказал необыкновенную историю индийского мальчика, вскормленного волчицей. Дикие звери, каждый по-своему, заботился о нем. Преодолевая множество опасностей и приключений, маленький, беспомощный мальчик вырастает в сильного, великодушного юношу. (Р.Киплинг повесть-сказка "Маугли", 110 лет).
- Без кого бы не получилось произведения? (Без автора(писателя); без наборщика:; без героев произведения). По ходу слова вывешиваются на доске.
О каждой книге - отдельно.
Кто герои произведения Носова?
- коротышки,
- жители цветочного города
- Незнайка,
- Знайка,
- Шпунтик:
Кто герои произведения Волкова?
- Элли,
- Железный Дровосек,
- Страшила,
- Тотошка:
Кто герои произведения Киплинга?
- Маугли,
- Багира,
- Каа,
- Балу:
Проблема:
- Можно ли все эти имена отнести сразу ко всем этим книгам? (Нет, частично).
- Тогда исключите лишнее.
- Что останется?
- Как их можно назвать? (Общие имена).
- Не могли бы вы назвать первую часть нашей темы? (Общее имя объекта). (Вывешивается на доске).
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжаем думать
- А те имена, которые исключили, что с ними делать?
Как можно назвать по-другому?
Итак, мы отделили общие имена, а эти исключили. Остались необщие. А какие? (Отдельные, одинарные, имя 1 героя:).
Коротышки, жители джунглей - тоже общие, но для данной книги.
Это вторая часть нашей темы.
Кто может предположить название? (Личные, отдельные, единичные).
Научное название 1 предмета - единичное имя объекта (на доске).
Это имя мы не можем отнести ни к каким героям.
X. Домашнее задание
Придумать общее имя и подобрать к нему единичное.
XI. Итог урока
Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы:
- Я узнал, что:
- Мы получили информацию: