Известно, что профессия преподавателя - одна из самых творческих, так как он постоянно находится в поиске наиболее эффективных педагогических технологий, наиболее совершенных средств обучения. Современные достижения в сфере информационных технологий предлагают нам осваивать новые интегрированные образовательные ресурсы. К таким ресурсам относится и интерактивная доска SMART Board. Пройдя небольшой по времени, но достаточно насыщенный по содержанию курс обучения, освоила основные необходимые знания и умения использования доски SMART Board и программного пакета SMART Notebook на уроках.
Первое время знакомство с потенциалом доски чем-то напоминало нам с ребятами путешествие в волшебный мир популярного «Гарри Поттера»: яркие красочные образы поражали воображение, удивляло и радовало наличие аудио и видео ресурсов, пробуждали фантазию возможности их использования. В результате - у меня - множество новых идей по организации урока и внеклассных мероприятий, у учеников – высокая мотивация к учению, активная продуктивная творческая работа на уроке, более быстрое усвоение учебного материала.
Учитывая то, что основной целью изучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетенции, рассмотрим, какие преимущества в организации обучения говорению даёт использования «умной» доски (на примере французского языка). Невозможно правильно организовать обучение коммуникации без систематической работы по формированию лексических навыков. Введение и отработка новых лексических единиц строится с использованием рисунков, которые можно создавать самому или брать из коллекции доски, причём изображения могут перемещаться и изменяться. При помощи таких инструментов доски как "прожектор" и "затенение экрана" можно при необходимости раскрывать или прятать информацию. Благодаря визуальной опоре дети легко и надолго запоминают слова и фразы. При изучении новой лексики по теме работа организуется по алгоритму:
- Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний ( тема «Животные»)(рис.1)
- Отработка слов на уровне предложения ( рис.2)
- Работа на уровне сверхфразового единства (описание картинки - рис.3, использование различных языковых и речевых игр).
При работе с лексикой на электронной доске удобно использование Интернет-ресурсов франкоязычных сайтов. Ниже предлагается список ссылок, которые позволяют быстро найти упражнения по определённой тематике на одном из таких сайтов.
«Les animaux» http://lexiquefle.free.fr/animaux.swf
« Ma maison » http://lexiquefle.free.fr/maison.html
« Les vêtements » http://lexiquefle.free.fr/vetement.swf
« Le calendrier » http://lexiquefle.free.fr/calendrier.html
« La famille » http://lexiquefle.free.fr/famille0.swf
« Quelle heure est-il ? » http://lexiquefle.free.fr/heure.swf
Работая с материалами сайта, на доске можно делать пометки электронными чернилами поверх любого изображения.
При обучении говорению учителя сталкиваются, как правило, с такой трудностью, как формирование установки на общение. Применение «умной доски» на уроках позволяет успешно преодолевать данную проблему. Ресурс разнообразных фонов и коллекция картинок, которые систематизированы по тематическому принципу и удобны в работе, позволяют легко создавать различные интерьеры и персонажей. Яркие и привлекательные образы, используемые учителем, помогают создать на уроке атмосферу общей заинтересованности и успешности, снять психологический барьер, который вызван несовершенным владением языка. К примеру, на Рождественском уроке главным действующим лицом был Père Noël (рис.4).
При обучении устной речи на начальном этапе возникает необходимость управлять высказываниями учащихся. Для этого эффективно используются разнообразные опоры: вербальные и невербальные (визуальные) : опорные диалоги, картинки, рисунки, фотографии, схемы и т.п. Опоры всегда информативны и служат толчком к высказыванию. Часто применяются «структурные скелеты», они могут состоять из вопросительных слов (рис.5) или неполных предложений (рис.6) и призваны стимулировать употребление усвоенной лексики, выдерживая логику изложения.
В ходе ответа учащегося учитель на интерактивной доске может активно комментировать материал: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст посредством электронных маркеров, возможно изменить цвет и толщину линии.
Ученик с самого начала должен видеть, как он может использовать в жизни полученные на уроке знания. С этой целью активно применяются ролевые игры, позволяющие моделировать общение учащихся в определённых речевых ситуациях. Разнообразные фоны ресурса доски (рис. 7-9) помогают создать необходимую для коммуникации исходную ситуацию, выбрать роль и выполнить ролевые действия.
Опыт использования интерактивных технологий на уроках французского языка и во внеурочной работе позволил сделать следующие выводы:
- работа с «умной» доской расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности;
- многообразие ресурса доски позволяет применять её на различных этапах обучения: как на начальном, так и на более продвинутом;
- целесообразно использование доски на различных этапах урока в зависимости от его задач и типа, причём урок становится более динамичным;
- в организации внеклассных мероприятий, проведении конкурсов, викторин, олимпиад потенциал доски просто неисчерпаем;
- в методической работе педагогов расширяются возможности для обмена опытом и совершенствования мастерства;
- в организации дополнительных занятий с учащимися работа с доской даёт возможность восстановить урок и отработать необходимые пробелы;
- на качественно новом уровне интерактивная доска позволяет организовать работу с использованием на уроке Интернет - ресурсов;
- работа с интерактивной доской позволяет и педагогу, и учащимся совершенствовать свои навыки владения информационными технологиями;
- создание благоприятной психологической обстановки на уроке способствует раскрытию потенциала каждого учащегося, повышению их интереса к предмету и творческой активности, росту самостоятельности и самооценки.