Урок французского языка с использованием интерактивных информационных технологий

Разделы: Иностранные языки


Известно, что профессия  преподавателя - одна из самых творческих, так как он  постоянно находится в поиске наиболее эффективных педагогических технологий, наиболее совершенных  средств обучения. Современные достижения в сфере информационных технологий предлагают нам осваивать новые интегрированные образовательные ресурсы. К таким  ресурсам  относится и  интерактивная доска SMART Board. Пройдя небольшой по времени, но достаточно насыщенный по содержанию курс обучения, освоила   основные необходимые знания и умения использования доски SMART Board и программного пакета SMART Notebook на уроках.        
Первое время знакомство с потенциалом  доски чем-то напоминало нам  с ребятами путешествие в  волшебный  мир популярного «Гарри Поттера»: яркие красочные образы поражали воображение, удивляло и радовало наличие    аудио и видео ресурсов,   пробуждали фантазию   возможности их использования. В результате  -  у меня  - множество новых идей   по организации урока и внеклассных мероприятий,   у учеников  –  высокая  мотивация к учению, активная продуктивная  творческая работа  на уроке, более быстрое усвоение учебного материала. 
Учитывая то, что основной целью  изучения иностранного языка в школе является  развитие коммуникативной компетенции, рассмотрим, какие преимущества в организации обучения говорению даёт  использования «умной» доски (на примере французского языка). Невозможно правильно организовать обучение коммуникации без систематической работы по формированию лексических навыков. Введение и отработка новых лексических единиц строится с использованием  рисунков, которые можно создавать самому или брать из коллекции  доски, причём изображения  могут  перемещаться и изменяться.  При помощи таких инструментов доски как  "прожектор" и "затенение экрана" можно  при необходимости раскрывать  или прятать информацию.  Благодаря визуальной опоре дети легко и  надолго запоминают  слова и фразы. При изучении новой лексики по теме  работа  организуется   по алгоритму:

  •  Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний ( тема «Животные»)(рис.1)
  • Отработка слов на уровне предложения ( рис.2)
  • Работа на уровне сверхфразового единства (описание картинки - рис.3, использование различных языковых и речевых игр).

 

При работе с лексикой на электронной доске удобно  использование Интернет-ресурсов франкоязычных сайтов. Ниже предлагается список ссылок, которые позволяют быстро найти упражнения по определённой тематике на  одном из таких сайтов.
«Les animaux»  http://lexiquefle.free.fr/animaux.swf
« Ma maison »  http://lexiquefle.free.fr/maison.html
« Les vêtements » http://lexiquefle.free.fr/vetement.swf
« Le calendrier » http://lexiquefle.free.fr/calendrier.html
« La famille » http://lexiquefle.free.fr/famille0.swf
« Quelle heure est-il ? » http://lexiquefle.free.fr/heure.swf
Работая с материалами сайта, на доске  можно делать пометки электронными чернилами поверх любого изображения.

           

При обучении говорению  учителя сталкиваются, как правило, с такой трудностью, как формирование установки на общение. Применение «умной доски» на уроках позволяет успешно преодолевать данную проблему. Ресурс разнообразных фонов  и коллекция картинок, которые систематизированы по тематическому принципу и удобны в работе, позволяют легко создавать различные интерьеры и персонажей. Яркие и привлекательные образы, используемые учителем,  помогают создать на уроке атмосферу общей заинтересованности и успешности, снять  психологический барьер, который вызван несовершенным владением языка.  К примеру, на Рождественском  уроке главным действующим лицом был Père Noël (рис.4).

При обучении устной речи на начальном этапе возникает необходимость управлять высказываниями учащихся. Для этого эффективно  используются   разнообразные опоры:  вербальные и невербальные (визуальные) : опорные диалоги, картинки, рисунки, фотографии, схемы и т.п. Опоры всегда информативны и служат толчком к высказыванию.  Часто  применяются  «структурные  скелеты», они   могут  состоять  из вопросительных слов (рис.5) или неполных предложений (рис.6) и  призваны стимулировать употребление усвоенной лексики, выдерживая логику изложения. 

В ходе ответа учащегося учитель на интерактивной доске может активно комментировать материал:  выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст посредством электронных маркеров, возможно изменить цвет и толщину линии.
Ученик с самого начала должен видеть, как он может использовать в жизни полученные на уроке знания. С этой целью активно применяются ролевые игры,  позволяющие  моделировать общение учащихся в определённых речевых ситуациях. Разнообразные фоны  ресурса доски (рис. 7-9) помогают создать необходимую для коммуникации исходную ситуацию, выбрать роль и выполнить ролевые действия.

Опыт использования  интерактивных  технологий    на уроках французского языка и во внеурочной работе  позволил сделать следующие выводы:

  1. работа с «умной» доской расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности;
  2. многообразие ресурса доски позволяет применять её  на различных этапах обучения: как на начальном, так и на более продвинутом;
  3. целесообразно использование доски на различных этапах урока в зависимости от его задач и типа,  причём урок становится более динамичным;
  4. в организации внеклассных мероприятий, проведении конкурсов, викторин, олимпиад  потенциал доски просто неисчерпаем;
  5. в методической работе педагогов расширяются возможности для обмена опытом и совершенствования мастерства;
  6. в организации   дополнительных занятий с учащимися  работа с доской даёт  возможность восстановить урок и отработать необходимые пробелы;
  7. на качественно новом уровне интерактивная доска позволяет организовать работу с использованием на уроке  Интернет - ресурсов;
  8. работа с интерактивной доской позволяет и педагогу, и учащимся совершенствовать свои навыки  владения информационными технологиями;
  9. создание благоприятной психологической обстановки на уроке  способствует   раскрытию потенциала каждого учащегося, повышению их интереса к  предмету и  творческой  активности,  росту  самостоятельности и самооценки.