Занятие 1.
Основные и вспомогательные цвета.
Задачи:формирование навыков и умений организации рабочего места (правильного
пользования кистями, водой, палитрой), создать обстановку праздничного
восприятия познаваемого.
Материалы и оборудование: шаблоны геометрических фигур для выполнения
упражнений, наглядный материал; листы белой бумаги, карандаш, резинка,
акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, салфетка.
План.
- Организация рабочего места.
- Беседа об основных и вспомогательных цветах.
- Выполнение упражнений по смешиванию красок.
- Беседа о сюжете на тему «Цветик- семицветик».
- Самостоятельная работа детей: прорисовка карандашом и изображение в цвете.
- Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Ход занятия.
1. Организация рабочего места.
Слайд 1
2. Беседа об основных и вспомогательных цветах. Цвет, цветовое сочетание красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи. Желтый, красный, синий – основные цвета. Смешивая основные цвета, получаем новые, которые называют составными или производными.
3. Выполнение упражнений по смешиванию красок. (Ребята обводят шаблоны геометрических фигур и заполняют их цветом, предварительно смешав их на палитре).
4. Беседа о сюжете на тему «Цветик-семицветик».
Цветы – красивые, изящные, имеют разнообразную окраску. Цветы бывают садовые и полевые. Вспомним их названия и какого цвета вы видели цветы? (Дети отвечают).Правильно, они ярко-красные, розовые, желтые, оранжевые, фиолетовые, белые. А мы сегодня с вами будем рисовать сказочный цветок. Он называется «Цветик-семицветик». Из какой сказки этот цветок? (Ребята отвечают). Вначале необходимо нарисовать цветок карандашом, а затем, смешивая краски на палитре, разукрасить его лепестки.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
5. Самостоятельная работа детей: прорисовка карандашом и изображение в цвете. После линейной прорисовки ребята работают красками.
6. Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Особой похвалы заслуживают рисунки с оригинальной выразительной композицией, ярким цветовым решением.
Занятие 2.
Теплые цвета.
Задачи: воспитывать любовь к окружающей природе, развивать способность чувствовать красоту цвета, их роль в создании настроения человека; углублять чувство сопереживания при чтении стихотворения об осени; осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и литературы.
Материалы и оборудование: шаблоны разных листьев, гербарий из осенних листьев, наглядный материал; листы белой бумаги, карандаш, резинка, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, салфетка.
План.
- Организация рабочего места.
- Беседа о теплых цветах в наборе красок.
- Рассматривание рисунка «Осенний гербарий».
- Чтение стихотворений об осени.
- Беседа о сюжете на тему «Орнамент из осенних листьев».
- Самостоятельная работа детей: прорисовка карандашом и изображение в цвете.
- Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Ход занятия.
1. Организация рабочего места.
Слайд 2
2. Беседа о теплых цветах в наборе красок.
Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Они напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло, о теплом лете, о мягкой и красивой осени.
3. Рассматривание рисунка «Осенний гербарий».
Рисунок «Осенний гербарий» передает золотистые, желто-красные цвета осенней природы. Яркость, сочность красок подчеркивает радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы.
4. Чтение стихотворений об осени.
Между елок, между сосен осторожно бродит осень.
Осень – рыжая лиса – красит в рыжий цвет леса.
Но зеленого убора не покрасить ей у бора:
Для лисы остры и колки леса хвойные иголки.
5. Беседа о сюжете на тему «Орнамент из осенних листьев».
Осенние листья богаты гаммой золотисто-оранжевых тонов. Форма листьев – резная, сложная и разнообразная. Листья клена отличаются от листьев дуба. Из них можно составить красивый орнамент.
6. Самостоятельная работа детей: прорисовка карандашом и изображение в цвете.
7. Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Выставка рисунков «Орнамент из осенних листьев».
Занятие 3.
Холодные цвета.
Задачи: развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы, воспитывать у детей любовь к природе, формировать умения самостоятельно
выбирать изобразительный материал для творческой работы.
Материалы и оборудование: наглядный материал; листы белой бумаги, карандаш,
резинка, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, салфетка.
План.
- Организация рабочего места.
- Беседа о холодных цветах в наборе красок.
- Рассматривание репродукции картины А.Рябушкина «Зимнее утро».
- Чтение стихотворений о красоте зимней природы.
- Беседа о сюжете на тему «Зима. Падает снег».
- Самостоятельная работа детей: рисование карандашом и изображение в цвете.
- Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Ход занятия
1. Организация рабочего места.
Слайд 3
2. Беседа о холодных цветах в наборе красок.
Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и цвета, которые можно получить от смешения между собой. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом.
3. Рассматривание репродукции картины А.Рябушкина «Зимнее утро».
Взгляните на картину А.Рябушкина «Зимнее утро». Узорчатые деревья, покрытые инеем, розоватый отблеск солнца на главке церкви... Давайте поговорим, дополним описание своими наблюдениями и впечатлениями. (Ребята отвечают)..
4. Чтение стихотворений о красоте зимней природы.
Вьет метель весь зимний день
Чищу снег, отбросив лень.
Глянь, все елочки в снегу –
Отыскать их не могу.
5. Беседа о сюжете на тему «Зима. Падает снег».
С каким волнением и любовью изображают красавицу зиму художники. Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Легкие и пушистые снежинки падают на землю. Словно волшебница вырезала их затейливые узоры.
6. Самостоятельная работа детей: рисование карандашом и изображение в цвете.
7. Подведение итогов занятия. Выставка работ.
Ребята рассматривают рисунки друг друга, дают оценку их творчеству.
Занятие 4
Характеристика цвета. Насыщенность.
Задачи: формировать умение выражать в рисунках свои зрительные представления и впечатления; развивать творческое воображение учащихся.
Материалы и оборудование: наглядный материал; листы белой бумаги, карандаш, резинка, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, салфетка.
План.
- Организация рабочего места.
- Беседа об образовании серого цвета и влиянии его на другие цвета.
- Рассматривание репродукции картины И.Шишкина «Дождь в дубовом лесу».
- Чтение стихотворения о дожде.
- Беседа о сюжете на тему «Дождь».
- Самостоятельная работа детей: рисование карандашом и изображение в цвете.
- Подведение итогов. Выставка работ.
Ход занятия.
1. Организация рабочего места.
Слайд 4
2. Беседа об образовании серого цвета и влиянии его на другие цвета.
Все цвета делятся на две группы: ахроматические и хроматические. К первой группе относятся черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Ко второй – красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
3. Рассматривание репродукции картины И.Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Прохожие идут, спрятавшись под зонтом, на дороге лужи, на заднем плане просматривается полупрозрачная дымка дождя. Обратите внимание какие цветовые сочетания красок присутствуют в картине. Цвет приглушен, нет ярких пятен, ощущение проливного дождя, сырости.
4. Чтение стихотворения о дожде.
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна открывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю.
И ушел по лужам в поле
5. Беседа о сюжете на тему «Дождь».
Представьте себе, что мы стоим в ожидании дождя, с тревогой смотрим на темно-синюю грозовую тучу. Она затянула небо и вот-вот опрокинет на нас водяные брызги.
6. Самостоятельная работа детей: рисование карандашом и изображение в цвете. Подведение итогов. Выставка работ.
Занятие 5.
Характеристика цвета. Светлота.
Задачи: воспитывать любовь к окружающей природе, развивать способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека; развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы (Анализ и изображение формы, пропорций, очертаний); осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и литературы.
Материалы и оборудование: наглядный материал; листы белой бумаги, карандаш, резинка, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, салфетка.
План.
- Организация рабочего места.
- Беседа о светлоте цвета и его качестве.
- Рассматривание репродукции картины Н.Ромадина «Цветущий бугор».
- Чтение стихотворения о цветах.
- Беседа о сюжете на тему «Букет цветов».
- Самостоятельная работа детей: рисование карандашом и изображение в цвете.
- Подведение итогов. Выставка работ.
Ход занятия.
1. Организация рабочего места.
Слайд 5
2. Беседа о светлоте цвета и его качестве.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т.д. Если картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.
3. Рассматривание репродукции картины Н.Ромадина «Цветущий бугор».
Картина художника рассказывает нам о нежном цветении кустов, первой майской зелени,
свежести весеннего дождя. Выполнена она в светлых тонах бело-желто-голубого цвета.
4. Чтение стихотворения о цветах.
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
5. Беседа о сюжете на тему «Букет цветов».
Букет можно составить из разных цветов: ромашек, колокольчиков, незабудок, одуванчиков. Каждый из них имеет свой цвет. По светлоте они бывают светлые и темные.
6. Самостоятельная работа детей: рисование карандашом и изображение в цвете.
7. Подведение итогов. Выставка работ.