Цели:
- обобщить знания учащихся о предложении и тексте, его основных признаках,
- формировать орфографическую зоркость,
- развивать умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно),
- предоставить возможность решать учебную задачу творчески через средства субъективизации,
- воспитывать интерес к урокам русского и традициям народа через применение информационных технологий.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- тест,
- карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята! Новость есть у нас!
Расскажу о ней сейчас.
Спят в снегу дубы, березы,
Вьюга стежки замела.
А от Дедушки Мороза
Я письмо вам принесла!
В гости Дед Мороз зовет
И вопросы задает.
Отвечая, не спешите,
Ум, смекалку покажите
И фантазию включите
Дед Мороза удивите.
На уроке отвечайте
И снежинки получайте.
II. Мобилизующий этап.
1) Словарная работа
- на карточках №1 вставьте пропущенные буквы в словарные слова,
М…ро…, праз…ник, к…лендарь, к…ньки, вес…ло, п…льто, шар…,
сн…гирь, р…бина, д…воч…ка, мал…чик, б…реза.
- взаимопроверка в парах,
- читаем орфографически,
- верните друг другу карточки,
- до конца урока, в свободные от работы минуты, составьте по данным словам мини – сочинение, придумайте заголовок.
2) Логическое упражнение
Маша, Коля, Алёша, Женя на карточках записали слова: предложение, звук текст слово предложение звук, слово, текст. Маша написала слово, состоящее из одного слога, Коля – слово, в котором все парные глухие согласные, Алексей не написал слово, в котором звуков больше, чем букв. Какое слово написал каждый?
- Какую логическую цепочку можно построить из этих слов?
III. Тема и цели урока.
- Сформулируйте тему урока, опираясь на последние слова составленной цепочки.
- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
- Повторить … … предложение и текст.
- Закрепить умения выделять … … текста.
- Учиться … текст.
- Узнать, как … Новый год в разных странах.
- Развивать … зоркость и воспитывать интерес к урокам … … .
- Приступаем к реализации целей урока.
IY. Повторение – обобщение.
- Расположите в порядке логической цепочки.
- Как красивы снежные узоры!
- рисунок
- Первый снег упал на землю,
Сразу стало всем светло!
Он пушистый, яркий, белый,
На земле лежит легко.
- [ Б ]
- Правила о предложении и о тексте
- Назовите предложение.
- Что такое предложение? Правило.
- Прочитайте текст.
- Сформулируйте правило.
- Найдите и объясните в тексте орфограммы.
- Признаки текста
- Назовите признаки текста.
- Прочитайте основные признаки текста в порядке расположения цветов радуги.
Не забывайте составлять мини – сочинение, опираясь на основные признаки текста.
- Самостоятельная работа по учебнику, с. 84, №187
Y. Физкультминутка.
Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить.
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро.
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров1Дружно все мы отдохнули,
Новая забота:
Нужно делать на “отлично”
Классную работу.
YI. Повторение – обобщение (продолжение)
- Дифференцированная работа по карточкам
- Прочитай текст и слова для справок.
а) КАРТОЧКА – ВОПРОС.
Зима.
Слова для справок: летят, снежки, морозное, снег, весело, снежинки, горы, пушистые.
б) ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА
Зима.
Слова для справок: летят, снежки, морозное, снег, весело, снежинки, горы, пушистые.
2. ПБГ – летят
5. ПС – снег
6. ПБГ – горы
7. ПС - снежки
8. НБГ - весело
в) КАРТОЧКА - ОТВЕТ
Слова для справок: летят, снежки, морозное, снег, весело, снежинки, горы, пушистые.
- Сформулируйте задание.
(В данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова надо взять из справки, определив нужное по имеющейся в них орфограмме).
- Докажите, что это текст.
- Грамматические задания
а) 2 предложение разобрать по членам предложения и надписать части речи,
б)
1в. – подчеркнуть мягкие согласные | ||
4 предл. | ||
2в. – подчеркнуть твердые согласные |
- Обобщение
- Что вы записали?
- Как вы оформили текст? Почему?
- Кто составил мини – сочинение?
YII. Игра “Найди слово”.
- Рассмотри цепочку, найди в ней слоги и составь слова.
К Л М Н С Г Т Н О П Д Ш В Ы Й Б
Ж Р Г О Д К Л Ч С Р П Х Ж Щ Ф
Во все времена и у всех народов наступление
Нового года считалось праздником, но не всегда
этот день приходился на 1 января. В 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь. |
В Италии Новый год начинается шестого января.
Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут
добрую Фею Бефану. Она прилетает ночью на
волшебной метле, открывает двери маленьким
золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят
дети, наполняет подарками детские чулки,
специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо
учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы
или уголек. Обидно, но ведь самзаслужил! Баббо
Натале - итальянский Дед Мороз. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Надо быть осторожным, если хочешь, чтобы на голову тебе не свалился утюг или соломенный стул. |
В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. В Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика. В Англии о приходе Нового года возвещает колокол |
В заснеженной Финляндии основным зимним праздником считается Рождество, которое отмечают 25 декабря. В рождественскую ночь, преодолев долгую дорогу из Лапландии, в дома приходит Дед Мороз, оставляя на радость детворе большую корзину с подарками. Новый год - своего рода повторение Рождества. Вновь вся семья собирается у ломящегося от разнообразных яств стола. В новогоднюю ночь финны пытаются узнать свое будущее и гадают, расплавляя воск и вливая его затем в холодную воду. |
YIII. Обобщение.
- Тест “Верные и неверные высказывания”.
- Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.
- К тексту нельзя придумать заглавие.
- Предложение – это несколько звуков (или один звук), которые
- Все предложения в тексте имеют границы.
- Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
- В тексте всегда о чем – то (о ком – то) говорится.
- Тексты бывают художественными и научными.
- Текст можно поделить на части.
выражают законченную мысль.
IX. Домашнее задание.
- выборочный диктант
- Запиши первые буквы из каждой строки строчными буквами.
С неба падали снежинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом
Как же их зовут? – ты спросишь
Имя вы не отгадали?
- Дома написать мини – сочинение по теме:
“Я – снежинка”.
X. Рефлексия.
- Какие маленькие открытия для себя вы сегодня сделали?
- Какие знания, приобретенные на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?
- Найдите букву – снежинку, которая соответствует ее месту в алфавите.