Обобщающий урок по русскому языку с использованием ЦОР

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить знания учащихся о предложении и тексте, его основных признаках,
  • формировать орфографическую зоркость,
  • развивать умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно),
  • предоставить возможность решать учебную задачу творчески через средства субъективизации,
  • воспитывать интерес к урокам русского и традициям народа через применение информационных технологий.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята! Новость есть у нас!
Расскажу о ней сейчас.
Спят в снегу дубы, березы,
Вьюга стежки замела.
А от Дедушки Мороза
Я письмо вам принесла!
В гости Дед Мороз зовет
И вопросы задает.
Отвечая, не спешите,
Ум, смекалку покажите
И фантазию включите
Дед Мороза удивите.
На уроке отвечайте
И снежинки получайте.

II. Мобилизующий этап.

1) Словарная работа

  1. на карточках №1 вставьте пропущенные буквы в словарные слова,

М…ро…, праз…ник, к…лендарь, к…ньки, вес…ло, п…льто, шар…,

сн…гирь, р…бина, д…воч…ка, мал…чик, б…реза.

  1. взаимопроверка в парах,
  2. читаем орфографически,
  3. верните друг другу карточки,
  4. до конца урока, в свободные от работы минуты, составьте по данным словам мини – сочинение, придумайте заголовок.

2) Логическое упражнение

Маша, Коля, Алёша, Женя на карточках записали слова: предложение, звук текст слово предложение звук, слово, текст. Маша написала слово, состоящее из одного слога, Коля – слово, в котором все парные глухие согласные, Алексей не написал слово, в котором звуков больше, чем букв. Какое слово написал каждый?

- Какую логическую цепочку можно построить из этих слов?

III. Тема и цели урока.

- Сформулируйте тему урока, опираясь на последние слова составленной цепочки.

- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

  1. Повторить … … предложение и текст.
  2. Закрепить умения выделять … … текста.
  3. Учиться … текст.
  4. Узнать, как … Новый год в разных странах.
  5. Развивать … зоркость и воспитывать интерес к урокам … … .

- Приступаем к реализации целей урока.

IY. Повторение – обобщение.

  1. Расположите в порядке логической цепочки.
  • Как красивы снежные узоры!
  • рисунок
  • Первый снег упал на землю,
    Сразу стало всем светло!
    Он пушистый, яркий, белый,
    На земле лежит легко.
  • [ Б ]
  1. Правила о предложении и о тексте

- Назовите предложение.

- Что такое предложение? Правило.

- Прочитайте текст.

- Сформулируйте правило.

- Найдите и объясните в тексте орфограммы.

  1. Признаки текста

- Назовите признаки текста.

- Прочитайте основные признаки текста в порядке расположения цветов радуги.

Не забывайте составлять мини – сочинение, опираясь на основные признаки текста.

  1. Самостоятельная работа по учебнику, с. 84, №187

Y. Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить.
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро.
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров1

Дружно все мы отдохнули,
Новая забота:
Нужно делать на “отлично”
Классную работу.

YI. Повторение – обобщение (продолжение)

  1. Дифференцированная работа по карточкам

- Прочитай текст и слова для справок.

а) КАРТОЧКА – ВОПРОС.

Зима.

Слова для справок: летят, снежки, морозное, снег, весело, снежинки, горы, пушистые.

б) ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

Зима.

Слова для справок: летят, снежки, морозное, снег, весело, снежинки, горы, пушистые.

2. ПБГ – летят

5. ПС – снег

6. ПБГ – горы

7. ПС - снежки

8. НБГ - весело

в) КАРТОЧКА - ОТВЕТ

Слова для справок: летят, снежки, морозное, снег, весело, снежинки, горы, пушистые.

- Сформулируйте задание.

(В данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова надо взять из справки, определив нужное по имеющейся в них орфограмме).

- Докажите, что это текст.

  1. Грамматические задания

а) 2 предложение разобрать по членам предложения и надписать части речи,

б)

1в. – подчеркнуть мягкие согласные
4 предл.
2в. – подчеркнуть твердые согласные
  1. Обобщение

- Что вы записали?

- Как вы оформили текст? Почему?

- Кто составил мини – сочинение?

YII. Игра “Найди слово”.

- Рассмотри цепочку, найди в ней слоги и составь слова.

К Л М Н С Г Т Н О П Д Ш В Ы Й Б

Ж Р Г О Д К Л Ч С Р П Х Ж Щ Ф

Во все времена и у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января.

    В 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь.

В Италии Новый год начинается шестого января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую Фею Бефану. Она прилетает ночью на волшебной метле, открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек. Обидно, но ведь самзаслужил! Баббо Натале - итальянский Дед Мороз.

В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Надо быть осторожным, если хочешь,  чтобы на голову тебе не свалился утюг или соломенный стул.

В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. В Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика.  В Англии о приходе Нового года возвещает колокол

В заснеженной Финляндии основным зимним праздником считается Рождество, которое отмечают 25 декабря. В рождественскую ночь, преодолев долгую дорогу из Лапландии, в дома приходит Дед Мороз, оставляя на радость детворе большую корзину с подарками. Новый год - своего рода повторение Рождества. Вновь  вся семья собирается у ломящегося от разнообразных яств стола. В новогоднюю ночь финны пытаются узнать свое будущее и гадают, расплавляя воск и вливая его затем в холодную воду.

YIII. Обобщение.

  1. Тест “Верные и неверные высказывания”.
  1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.
  2. К тексту нельзя придумать заглавие.
  3. Предложение – это несколько звуков (или один звук), которые
  4. выражают законченную мысль.

  5. Все предложения в тексте имеют границы.
  6. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  7. В тексте всегда о чем – то (о ком – то) говорится.
  8. Тексты бывают художественными и научными.
  9. Текст можно поделить на части.

IX. Домашнее задание.

  1. выборочный диктант

- Запиши первые буквы из каждой строки строчными буквами.

С неба падали снежинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом
Как же их зовут? – ты спросишь
Имя вы не отгадали?

  1. Дома написать мини – сочинение по теме:

“Я – снежинка”.

X. Рефлексия.

- Какие маленькие открытия для себя вы сегодня сделали?

- Какие знания, приобретенные на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?

- Найдите букву – снежинку, которая соответствует ее месту в алфавите.