При работе с детьми с общим недоразвитием речи, мы наблюдаем снижение познавательного интереса к окружающей среде у детей. Как известно одна из характерных и ярких черт дошкольника – это любознательность. Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре появляются слова конкретного значения и лишь потом – обобщающего. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Существенную роль в овладении способами практического взаимодействия с окружающим миром играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментально – опытных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом развития дошкольников. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становятся достоянием само ребенка, поскольку он воспринимает и применяет их как собственные. Исследовательская деятельность помогает решать следующие задачи: - формировать у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать познавательную активность с помощью наглядных средств (моделей, эталонов, символов и т.д.); - поддерживать у детей инициативы, пытливость, любознательность, самостоятельность; - обогащать словарь и развивать монологическую речь, связную речь в целом. Обогащение жизненного опыта ребенка приводит у росту его словаря. В период старшего дошкольного возраста формируется ядро лексикона ребенка. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5-6 лет, можно выделить наиболее употребляемые слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит расширение семантического поля значения слова.
Таким образом, по мере развития психических процессов ( мышления, восприятия, представлений, памяти) на которые мы воздействуем посредством исследовательской деятельности, обогащения сенсорного опыта, формируется и словарь ребенка ( появление наречий, предлогов и т.д.) в количественном и качественном аспектах.
Далее мы приводим конспект по проведению исследования по теме “Изучение свойств воздуха” в средней и старшей логопедической группе.
Конспект исследования. “Этот таинственный воздух”.
Актуальность темы: Мы очень часто не замечаем того, что видим вокруг себя – плывущую по небу тучи, летящих листьев с дерева, парящих птиц в небе и многого другого. Взрослым это кажется обычным и повседневным. Но это нельзя сказать о детях! Мы слышим множество “ почему”, им интересно все, что их окружает. Воздух бесцветен и невидим; как его поймать и увидеть, узнать о нем много нового и интересного?
Цель исследования: Познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
- Выяснить свойства воздуха
- Исследовать свойства воздуха разными способами и приспособлениями.
- Учиться применять полученные знания на практике.
Гипотеза: Если мы не видим воздух, значит, его нет.
Исследование 1. Таинственная вертушка
Задача: Обнаружение свойств воздуха: теплый воздух поднимается вверх, т.е. легче холодного.
Исследование:
- Из тонкой папиросной бумаги вырезаем прямоугольник.
- Перегибаем его по средним линиям и снова расправляем (для выяснения центра тяжести).
- Кладем теперь бумажку на острие торчащей иглы так, чтобы игла подпирала ее как раз в этой точке. Бумажка остается в равновесии: она подперта в центре тяжести. Но от малейшего дуновения она начнет вращаться на острие.
- Пока приборчик не обнаруживает ничего таинственного. Но приблизив к нему руку, как показано на фото, мы видим странную вещь: бумажка начнет вращаться, сначала медленно, потом все быстрее. Отодвигаем руку – вращение прекращается. Приближаем - опять начнется.
Вывод: воздух, нагретый снизу вашей рукой, поднимается вверх и, напирая на бумажку, заставляет ее вращаться. Это можно объяснить разницей температур названных частей руки: концы пальцев всегда холоднее, нежели ладонь, поэтому близ ладони образуется более сильный восходящий поток воздуха, который и ударяет в бумажку сильнее, чем ток, порождаемый теплотой пальцев.[2]
Исследование 2.
Задача: Выяснить каким свойством обладает воздух при соприкосновении с разными продуктами?
Исследование:
- Для проведения опыта необходимо 3 контейнера с закрывающимися крышками и кусочки продуктов, фруктов, сладостей.
- Предварительно разместив образцы по контейнерам и подержать некоторое время.
- После чего достать образцы и предложить детям определить в каком контейнере были те или иные продукты.
Дети без труда определяют где находились их любимые сладости и фрукты.
Вывод: Воздух обладает способностью сохранять запахи. Это свойство воздуха мы используем для профилактики заболеваний ( раскладываем чеснок, лук, а также используем аромамасла).
Применение на практике: Как известно ароматерапия очень полезна в период эпидемии респираторных заболеваний. Защищая слизистые оболочки от вирусов и микробов мы укрепляем организм в целом! Хорошо использовать масла для релаксации, для эмоционального подъема.
Исследование 3.
Задача: Выяснить имеет ли воздух вес?
Исследование:
- Надувают шарик воздухом.
- Заранее готовят шарик надутый гелием.
- Одновременно отпускают их : шарик надутый гелием взмывает вверх, а шарик надутый воздухом опускается на пол.
Вывод: Воздух легкий газ , но есть газ еще легче. И если надуть им шарик, то он улетит! Практический совет: Привяжите шарик с гелием!
Исследование 4 Поймаем воздух
Задача: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Выяснить, чем можно поймать воздух? И можно ли его увидеть?
Исследование:
- Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.
- Набираем воздух в пакет и закручиваем открытый конец, так, чтобы пакет стал упругим.
- Затем спрашиваем, что в пакете?
- Открываем пакет и показываем , что в нем ничего нет.
Обращаем внимание на то, что пакет перестал быть упругим. Почему кажется, что пакет пустой? (воздух прозрачный, невидимый, легкий). Те же опыты проводим с воздушным шариком и мыльными пузырями.
Вывод: Воздух прозрачный и невидимый.[1]
Исследование 5 Игры с соломинкой
Задача: Выяснить , что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Исследование:
- Рассматривают трубочки для коктейля.
- Дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, чтобы дети почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок.
- Воспитатель объясняет , что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть.
- Дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду.
- Появляются пузырьки: ребята увидели откуда они появились и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через водичку вверх, когда выйдет воздух, пузырьки тоже перестанут выходить).[1]
Вывод: Вдыхая воздух через рот или нос человек выдыхает его обратно, значит внутри человека есть воздух.
Исследование 6
Задача: Научиться пускать мыльные пузыри; познакомить с тем , что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Исследование:
- Наливаем в тарелку или на поднос 0.5 стакана мыльного раствора, кладем в середину предмет и накрываем воронкой.
- Дуем в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку и освобождаем пузырь из-под нее.
- Предмет получается под мыльным колпаком.
- Чем больше воздуха вдунули, тем крупнее пузырь.
Вывод: Пузыри образуются от натяжения мыльной пленки. Чем больше вдуваем воздуха, тем больше пузырь по размеру.[3]
Исследование 7 Воздушный фонтан
Задача: Обнаружить, что воздух обладает силой.
Исследование:
- Дети рассматривают игрушку “Воздушный фонтан”.
- Погружают в воронку легкие пластиковые шарики.
- Педагог включает устройство, работающее на батарейках, где создается определенный воздушный поток.
- Шары с силой выталкиваются из воронки, чем самым веселя детей.
- Наблюдения подсказывают детям, что именно воздух выталкивает шарики.
Вывод: Воздух при определенных условиях имеет силу и может перемещать предметы.
Исследование 8 Сухим из воды
Задача: Определить, что воздух занимает место. Можно ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку лежащую на дне?
Исследование:
- Берем стакан, кладем салфетку на его дно.
- Переворачиваем вверх дном и осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости.
- Затем поднимаем его из воды, даем стечь воде, не переворачивая стакан.
- Определяем намокла салфетка или нет.
- Салфетка сухая.
Вывод: Воздух, находящийся в стакане помешал воде намочить салфетку, отсюда ясно, что он занимает место.[3]
Исследование 9 Рисуем воздушными фломастерами.
Задача: Научиться рисовать при помощи воздуха.
Исследование:
- Дети берут фломастеры и дуют в один конец, а из другого распыляется краска, используют трафареты и пытаются рисовать, используя силу потока воздуха.
- Чем ближе подносим фломастер к бумаге, тем насыщенней получаем цвет.
Вывод: Рисовать можно с помощью воздуха.
Исследование 10.
Задача: Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.(1)
Исследование:
- Наблюдаем за аквариумными рыбками.
- Определяем, дышат они или нет ( следим за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме)
- Палочкой раздвигаем водоросли в воде, появляются пузырьки.
- Наблюдаем как рыбки подплывают к поверхности воды и захватывают пузырьки (дышат).
Вывод: Дыхание рыб в воде возможно, значит воздух есть везде.
Выводы, которые мы делаем после проведенных исследований :
- При нагревании воздух поднимается вверх.
- Воздух сохраняет запахи.
- Мы выяснили, что воздух легкий, но гелий легче чем воздух.
- Воздух невидимый, но его можно обнаружить.
- Воздух есть внутри человека.
- С помощью воздуха получаются мыльные пузыри.
- Воздух обладает силой и может перемещать предметы.
- Как ни странно, воздух занимает место.
- Воздухом можно рисовать.
- Воздух есть везде, даже в воде.
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В .В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.: ТЦ “Сфера”
- Перельман Я. И. Занимательна физика М.: 1976 г
- Уокер Дж. Физический фейерверк М.: МИР 1988 г.