Формирование осознанного отношения к вредным привычкам через урок с использованием ИКТ по предмету "Биология человека" в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


В данной статье представлен конспект урока биологии человека в специальной коррекционной школе – интернат для детей сирот с нарушениями интеллекта.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рассматривает сохранение здоровья учащихся в ходе образовательного процесса в качестве базовой ценности. Особенно актуально это для детей – сирот с нарушением интеллектуального развития. У них имеется негативный жизненный опыт, они лишены семьи, родительского внимания, депривированны. И именно школа, в частности и уроки биологии должны помочь им сформировать адекватное отношение к алкоголю и никотину. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе за счет использования эффективных методов обучения.

Процесс обучения детей с нарушением интеллекта имеет существенную специфику. У учащихся школы VIII вида нарушены все функции высшей нервной деятельности, отсутствуют внутренние мотивы к обучению. Поэтому в уроке использованы приемы, направленные на коррекцию познавательной деятельности учащихся. Чтобы сделать образовательный процесс более продуктивным, максимально интересным для детей, я использую презентации, созданные в программе Power Point, и жетоны. Особенностью преподавания биологии является необходимость использовать различные виды наглядности на всех этапах урока. Процесс приобретения знаний в коррекционной школе особенно нуждается в созерцании и наблюдении. Установлено, что при использовании только словесных методов изложения, эффективность усвоения материала возможна в пределах 10-15%, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25%, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения достигает уже 65%. Преодолеть все эти сложности можно используя компьютер, компьютерные программы. При работе с ними реализуется идея “включенного обучения”, когда ребенок, выполняя предлагаемые ему действия, получает новую информацию, вырабатывает и закрепляет новые знания и навыки. Используемые на уроках биологии презентации повышают активность работы умственно отсталых учащихся в процессе получения и усвоения информации.

И еще одним из важнейших факторов активизации познавательной деятельности на уроках биологии является использование жетонов, как пример организационного мотива учебной деятельности. Учащиеся замотивированы на получение большего количества жетонов, чтобы в конце урока получить хорошую отметку и быть успешным. Как показала практика, такая система мотивирования дает положительные результаты. При подсчете количества жетонов учащиеся могут провести саморефлексию, определив, насколько внимательны они были на уроке и насколько эффективно они работали. Мотивация обеспечивает целенаправленность действия, организованность учащихся на уроке. В результате все учащиеся вовлечены в образовательный процесс.

Конспект открытого урока по биологии человека.

Тема урока: Формирование осознанного отношения к вредным привычкам через урок

Цели:

  1. Обучающая:

    • сформировать представления о влиянии алкоголя и никотина на организм человека, его поведение;

    • сформировать понятие “пассивное курение”.

  2. Развивающая:

    • умение работать с таблицами;

    • умение устанавливать причинно-следственные связи;

    • развивать память, внимание, познавательный интерес к предмету, к своему организму.

  3. Воспитывающая:

    • воспитывать негативное отношение к алкоголю, никотину;

    • воспитывать бережное, осознанное отношение к своему организму;

    • воспитывать умение слушать товарищей, работать с различными источниками информации..

Тип урока: Урок новых знаний.

Наглядность к уроку:

  1. Таблица “Внутренние органы человека”.
  2. Фигурки на магнитах.
  3. Дидактический раздаточный материал – таблица.
  4. Жетоны.

Влияние никотина и алкоголя на организм человека

Вредные вещества.

Органы человека

Заболевания

Никотин

 

Алкоголь

 

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  1. Объявление темы урока.
  2. Формирование целеполагания самими учащимися исходя из темы урока.
  3. Инструктаж по заполнению таблицы “Влияние алкоголя и никотина на организм человека”.
  4. Инструктаж по получению жетонов и критерии отметок за них в конце урока
    “5” -4 жетона
    “4” 3 жетона
  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

В ходе краткой беседы выясняется актуальность данной проблемы. Почему весь урок мы будем говорить о никотине и алкоголе?

  1. Основной этап. Приложение 1.ppt

1. Вступление учителя. Слайд 1,2.

2. Доклады учащихся о курении:

  1. Состав никотина. Факты о курении. Слайд 3, 4.
  2. Заболевания, связанные с никотином. Слайд 5, 6.
  3. Пассивное курение. Слайд 7, 8, 9.

Учащиеся по ходу доклада заполняют таблицу гр. № 2, 3. После доклада о никотине докладчики задают вопросы классу по тексту, репродуктивные и творческие, которые побуждают детей думать, анализировать свои поступки, делать выводы. За ответы учащиеся получают от докладчика жетоны.

Репродуктивные вопросы:

  1. Количество вредных веществ в табачном дыме.
  2. Назовите ядовитые вещества.
  3. Назовите канцерогены.
  4. Действие канцерогенов на организм.
  5. На какие органы влияет никотин.
  6. Какие заболевания вызваны никотином.
  7. Объясните, что такое пассивное курение.
  8. В чем опасность пассивного курения.

Творческий (продуктивный) вопрос.

К директору строительной фирмы пришли устраиваться на работу два штукатура-маляра с опытом работы. Один из них – курильщик. Кому откажет в работе директор? Почему

Доклады учащихся об алкоголе:

  1. Опасность алкоголя. Факты об алкоголе. Слайд 10, 11, 12.
  2. Влияние алкоголя на поведение человека и его психику. Слайд 14. 15.
  3. Заболевания, связанные с алкоголем. Слайд 16, 17, 18.

После доклада об алкоголе докладчики задают вопросы:

Репродуктивные:

  1. Влияние алкоголя на психику и поведение человека.
  2. На какие органы влияет алкоголь.
  3. Какие заболевания вызваны употреблением алкоголя.

Творческий (продуктивный) вопрос.

Чем грозит будущему ребенку употребление спиртного его матерью? Почему?

За ответы учащиеся получают от докладчиков жетоны.

Закрепление.

На доске таблица, на которую учащиеся прикрепляют фигурки на магнитах на органы, которые повреждаются никотином и алкоголем.

Итог урока (Рефлексия).

  1. Выводы по уроку самими учащимися.
  2. Подсчитывание жетонов и выставление за них отметок.
  3. Сдача таблиц “ Влияние алкоголя и никотина на организм человека” на проверку.

Заключительное слово учителя: “Помните, что ваше здоровье, ваше благополучие, счастье и радость жизни находится в ваших руках”.

Музыкальное сопровождение к уроку: Моцарт - Реквием