Международное гуманитарное право. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

  • привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов;
  • дать школьникам знания об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права, способствующих пониманию учащихся необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта;
  • способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности;
  • развивать умения анализировать источники, сопоставлять факты, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа. Ознакомление с целями изучения МГП. Постановка целей урока.
  2. Фильм с кадрами о жертвах войны.
  3. Беседа о фильме и выявление жертв войны, составление схемы на доске.
  4. Рассказ учителя о возникновении МГП.
  5. Работа с документами.
  6. Подведение итогов работы с документами: Для чего создано МГП.
  7. Работа с учебником: Значение МГП.
  8. Закрепление нового материала.

Оборудование: учебник «Введение в обществознание» 8–9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2006, раздаточный материал, таблицы для работы на доске (приложение 1, приложение 2), ТСО, отрывок из документального фильма «Нюрнбергский процесс».

Эпиграф урока: “Через гуманизм к миру”.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие классу, объяснение хода работы, назначение помощника, для ведения протокола опроса и ознакомление класса с критериями оценки работы на уроке.

2. Мотивационная беседа. Ознакомление с целями изучения МГП. Постановка целей урока.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от главного порока – войн. Вооруженные конфликты всё более усложняются, техническое совершенствование средств ведения войны идёт полным ходом. Растёт разрушительная сила оружия, скорость и дальность поражения объектов. Путь к всеобщему миру долог и труден, потому что, если 100–200 лет назад в войнах принимали участие только солдаты, а гражданские лица не страдали, то позднее, особенно, после второй мировой войны, жертвы среди гражданского населения стали превышать потери военных.

Возникает вопрос: подлежит ли поведение находящихся в состоянии войны сторон каким-либо ограничениям? Такие ограничения существуют и составляют систему международного гуманитарного права, применяемого в случаях вооруженного конфликта. Следует отметить, что в нашей стране мало кто знает об этой сфере международного права. А ведь именно от знакомства с нормами и принципами международного государственного права как можно большего числа людей зависит соблюдение этих норм в случае вооруженного конфликта. Вот об этом и будет сегодня наш разговор.

Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманитарными нормами?

Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.

За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В Наполеоновских войнах (1805–1815) число убитых составило около миллиона человек. Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

3. Фильм с кадрами о жертвах войны.

Учитель ставит перед классом задачу и включает отрывок фильма: мы сейчас посмотрим кадры кинохроники, ваша задача выявить – кто становится жертвами войны.

4. Беседа о фильме и выявление жертв войны, составление схемы на доске.

1. Мы просмотрели документальные кадры, ответьте на вопрос: кто становится жертвами?

2. Одновременно с ответами детей на доске с помощью заранее заготовленных табличек, выстраивается схема:

Приложение 3

Комбатанты: вооружённые участники военных конфликтов.

5. Рассказ учителя о возникновении МГП.

1. Мы выяснили, кто становится пострадавшим во время войны.

Какие же права нарушаются в ходе войны?

  • право на жизнь,
  • право на свободу,
  • право на собственность.

К каким правам человека относятся перечисленные права?

  • к естественным правам.

2. Эти права были определены во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., после окончания Второй мировой войны. Но ещё до появления Декларации наиболее прогрессивные люди XIX века стали задумываться: как сделать войну более гуманной?

  • что такое «гуманный»?
  • гуманный – уважающий человеческую личность, человечный.

Значит «Как сделать, чтобы на войне уважались человеческая личность и её права!»

1863 г. – пять граждан Швейцарии создают Международный Комитет Красного Креста.

Международный Комитет Красного Креста – организацию, которая стремится обеспечить защиту и помощь жертвам вооружённых конфликтов.

В годы Второй мировой войны в лагерях военнопленных и в концентрационных лагерях наши соотечественники погибали в большем количестве, чем представители других государств от голода, болезней, холода, непосильной работы. Причина была не только в том, что советских граждан фашисты ненавидели больше остальных. Все другие европейские государства подписали международные документы, разрешающие деятельность МККК на их территории и в отношении их граждан, а СССР – нет. Все другие военнопленные и гражданские в концлагерях получали посылки, письма из дома, а советские – нет.

Выступая нейтральным посредником в случае вооружённых конфликтов и беспорядков, она направляет свои усилия на обеспечение защиты и помощи жертвам международных и немеждународных конфликтов, внутренних волнений и других ситуациях насилия внутри страны либо по своей инициативе, либо на основании четырёх Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. – преемниках первой Женевской конвенции 1864 г.

В задачи МККК входит исключительно нейтральная и беспристрастная деятельность по предоставлению защиты и помощи людям, пострадавшим во время вооруженного конфликта и беспорядков внутри страны. Среди этих задач:

  • посещение военнопленных и лиц, задержанных в связи с вооруженным конфликтом;
  • розыск пропавших без вести;
  • содействие обмену посланиями между разлученными членами семей;
  • воссоединение разлученных родственников;
  • предоставление чистой воды, продуктов и медицинской помощи тем, кто в этом нуждается;
  • содействие соблюдению международного гуманитарного права (МГП);
  • мониторинг соблюдения МГП;
  • участие в развитии МГП.

Но создать организацию, оказывающую помощь, для гуманизации войны недостаточно.

Первым многосторонним письменным договором, заложившим основу развития современного международного гуманитарного права, стала Женевская Конвенция 1864 г. В 1859 г. Анри Дюнан проезжал по залитой кровью и пылавшей пожарами Ломбардии. Он прибыл в Сольферино, где весь день шла кровавая битва, и с ужасом увидел, что 1000 раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Оставленные без ухода, они были обречены на верную смерть. Под впечатлением этой страшной картины и родилась идея создания МГП и Красного Креста. Через три года он написал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, в которой сформулировал два предложения: организовать во всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым, и созвать конгресс с участием представителей всех стран для создания правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана всколыхнула всю Европу, и в 1864 г. в Женеве была созвана конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях. Эта конвенция была ратифицирована 57 государствами – рекорд для той эпохи. Она положила начало современному МГП. Несколько позже на международной конференции в Гааге 1899 г. и 1907 г., где принимала участие и Россия, был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны.

Одновременно на доске, при помощи табличек выстраивается схема:

1864, 1949, 1977
Женевская конвенция

 

 

 

1899, 1907
Гаагская конвенция

защищает пострадавших
во время военных действий
гуманитарное право

 

 

 

определяет законы и обычаи
ведения войны
право войны

5. Работа с документами.

Каким образом эти документы делают вооружённый конфликт более гуманным? На каждой парте лежит файл с выдержкой из Конвенций. Ваша задача, прочитать эти материалы и ответить на вопросы к ним. Ребята, обратите внимание, во время сдачи выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, вам придётся столкнуться с заданиями группы С. Эти задания включают в себя работу с документами.

6. Подведение итогов работы с документами: Для чего создано МГП.

Вопросы:

  • Кто защищён статьями Конвенций?
  • От чего защищены люди этими статьями?
  • Что разрешают эти статьи?
  • Что они запрещают?

Ответы:
I

  • Раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и военнопленные – т.е. военные, переставшие принимать участие в боевых действиях.
  • Мирные жители, духовные лица, медперсонал – т.е. те, кто и не принимал непосредственного участия в военных действиях.

II

  • От жестоко обращения, от убийства, от пыток, от унижений.

III

  • Брать в плен комбатантов.
  • Оказывать необходимую помощь.

IV

  • Негуманное обращение с людьми.
  • Разрушение невоенных объектов.
  • Использовать запрещённое оружие и запрещённые методы ведения войны.
  • Препятствовать оказанию медицинской и прочей помощи.

На доске

Одновременно с ответами учащихся выстраивается c помощью табличек схема:

Международное гуманитарное право

защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).

предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях
(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).

защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями
(например, жилые дома, школы, места отправления культа).

7. Работа с учебником: Значение МГП.

Пока класс будет работать с учебником, назначенный помощник подведёт итог и озвучит оценки за эту часть урока.

Учебник Боголюбова стр. 236-237.

После работы с текстом учебника, ученики озвучивают результат:

  • Защита жизни и достоинства человека во время войны, ограждение его от воздействия грубой силы.
  • Ограничение бедствий, вызываемых войной.
  • Запрет некоторых действий или ограничение тех действий, которые обусловлены абсолютной военной необходимостью.

8. Закрепление нового материала:

Стр. 237, задание №2:

Сопоставьте два высказывания. Какое из них Вам ближе? Свой ответ аргументируйте:

  • Плутарх, древнегреческий историк: "Война — зло. Ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления".
  • Цицерон, древнеримский оратор: «Когда гремит оружие, законы молчат».

Окончательное подведение итогов, выставление оценок и домашнее задание:

Параграф 37, понятия, термины, и задания после параграфа.