Ознакомление дошкольников 4–5 лет с правилами дорожного движения в процессе проблемного обучения

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время вряд ли можно удивиться ухудшающимися год от года статистическими данными о детском травматизме на дорогах. И это при том, что в д/с регулярно проводятся занятия по правилам дорожного движения, различные смотры, конкурсы, КВН и т.д. Почему так происходит? Ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.

Работая в творческой группе по проблемному обучению, мы создали для наших детей:

  1. Алгоритм решения проблемы (в виде стартующей ракеты);
  2. Модель “Источники знаний”;
  3. Правила “Решаем проблемы вместе”;
  4. Книгу открытий;
  5. “Сундучок-помощник”.

Наша основная задача: через создание решения проблемной ситуации сформировать умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна. Например, переходя дорогу попросить ребенка поменяться ролями (ты – мама, а я – дочка, переведи меня через дорогу). Мы обращаем внимание на тесное сотрудничество с родителями и их обучение через выпуск совместных речевых газет, фоторепортажа “На улицах города”, развлечений, а также чтение и обсуждение художественных произведений, совместный просмотр фрагментов видеофильмов, мультфильмов, обыгрывание конкретных ситуаций и моделирование выхода из них. В обсуждении проблемных ситуаций, опираемся на опыт родителей наших воспитанников. Организуем групповые дискуссии, театральные постановки. Следует помнить о том, что очень важно педагогу при общении с детьми и родителями быть партнерами.

Таким образом проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение. Оно помогло и помогает нам в работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников.

Предлагаем вашему вниманию авторское занятие с использованием технологии проблемного обучения, направленное на развитие у детей способностей применять знания по правилам дорожного движения в жизненных ситуациях на дорогах.

Программное содержание: в процессе решения проблемной ситуации познакомить детей с улицей, ее составными частями (тротуаром, проезжей частью). Учить детей обозначать проблему и принимать ее. Активизировать интерес к автомобилю, дорожному движению через просмотр фильма “Как делают автомобили”, слайдов, как источника информации. Научить слушать, работать в команде.

Материалы: алгоритмы решения проблем, фильм “Как делают автомобили”, слайды (пешеходный переход, дорожные знаки, светофор, проезжая часть и тротуар). Мелкие игрушки, бумага разного формата, автомобильчик, зебра, светофор.

Этапы Ход занятия
1. Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выдвижение гипотез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проверка решения

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Введение в систему знаний

 

 

 

 

 

 

– Ребята, у меня для вас есть интересная загадка. Хотите ее отгадать?

Не летает, не жужжит.
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

– Давайте посмотрим фильм. Может он поможет отгадать загадку. (Просмотр фильма. Повторное чтение загадки.)

– Кто скажет отгадку?

– Давайте полюбуемся новорожденным автомобилем. Автомобильчик какой? (Красный, веселый, блестящий, новорожденный).

– Этот новорожденный автомобильчик вышел с конвейера завода, где его собирали заботливые руки ваших пап и мам. Он попал в сложную ситуацию. Автомобильчик очень маленький, у него нет опыта, он хочет, но не может начать движение по улице города. Хотите помочь автомобильчику решить его проблему – научиться двигаться по улицам города?

– Давайте подумаем, как мы будем решать проблему: по одному или вместе?

– Что нужно помнить, решая проблему?

– Запускаем насчет ракету решения проблемы (кинезеологические упражнения “цепочка”)

– Давайте уточним, где оказался автомобильчик? (На улице)

– А что такое улица?

– Улица – это дорога, проходящая мимо домов.

– Может автомобильчик не знает названия улиц нашего города и это его пугает? Какие вы названия улиц знаете? (Автостроителей, Дзержинского …)

– Для чего нужно знать названия улиц? (Чтоб не потеряться, письма доходили,..)

– Зная названия улиц, мы поможем автомобильчику решить его проблему? (Нет.)

– Давайте разберемся, какие бывают улицы? (Широкие, узкие, светлые, шумные, тихие, зеленые, длинные, короткие …)

– Все это очень важно, но это поможет решить проблему автомобиля?

– Давайте уточним, почему автомобиль не может найти движение. Он не знает где и как нужно ездить на улице.

(Обратить внимание детей на макет города)

– Это похоже на улицу города?

– Почему здесь неразбериха? И люди, и машины мешают друг другу.

– Так бывает, когда нет порядка. Давайте уточним, что такое улица? Из чего она состоит.

– Разве здесь дорога выделена?

– Так, как же сделать нам дорогу безопасной и для машин, и для пешеходов?

– Машины теперь могут проезжать по улицам города не мешая людям. Такая дорога называется проезжая часть. Если дорога для машин – проезжая часть, то как называется дорога для пешеходов? (Тротуар.)

– Проверить наши знания нам поможет компьютер. (Слайд с тротуаром и проезжей частью.)

– Как узнать где пешеходный переход и где можно, не мешая автомобилям, перейти дорогу?

– Что помогает не нарушать движение на дороге и не потеряться в пути. (Слайд со знаками.)

– А кто из вас знает, кто самый главный на улице города. Конечно это светофор. Он регулирует движение автомобилей и пешеходов.

КРАСНЫЙ цвет – дороги нет

ЖЕЛТЫЙ цвет – приготовиться

ЗЕЛЕНЫЙ цвет – поехали или переходи дорогу

Предложить детям расставить светофоры рядом с пешеходным переходом.

– Решили мы проблему автомобиля? Может он ехать по дороге?

– Давайте попробуем. Если пешеходы идут по (тротуару), то машины едут по (проезжей части) дороги.

– Счастливого пути тебе, автомобильчик. Удачи на дороге!

– Так какое мы сделали открытие?

– Как сделать так, чтоб о нашем открытии узнали мамы и папы. (Предложить детям на ватмане нарисовать улицу, дорогу для автомобиля и пешеходов).

– Машины приклейте на проезжей части, а пешеходов на тротуарах.

Раскрыть книгу открытий и поместить туда открытие для родителей в наш центр.