Научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика по английскому языку

Разделы: Внеклассная работа


Учитель иностранного языка, наука и дети – как соотносятся эти понятия? Что дают детям занятия практической научно-исследовательской деятельностью? Как известно, наука представляет собой систему знаний об окружающей нас действительности. Следовательно, цель школьного образования – сформировать у учащихся знания в виде системы, а не ее отдельных элементов, не связанных между собой. Итогом обучения должна стать способность ученика ответить на вопросы: “Что?”, “Почему?” и “Зачем?”. Иногда, к сожалению, случается так, что дети не в состоянии ответить на эти вопросы, так как им приходится заучивать готовые истины, не пропуская их через свое сознание. Таким образом, знания теряют свою ценность и, как следствие, забываются. Как устранить эту проблему? Нужно всего лишь показать ученику, как добывать знания, и помочь ему их получить посредством научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность школьников – это ключ к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к стремлению самосовершенствоваться, к формированию потребностей учащихся в продолжении образования и получении дополнительного образования. Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать идеи и критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем, выполнять всевозможные мыслительные операции.

В научно-исследовательской деятельности следует сделать акцент на поиске личностно необходимых новых знаний. Именно поиск нового и является неотъемлемой частью творческой деятельности как учителя, так и учащегося. Еще Л.С. Выготский писал: “…В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека”.

Действительно, исследовательские умения ученика обогащают и дополняют все другие его умения, активизируя познавательные функции. В противном случае умственный труд ученика становится пассивно усваиваемым, ученик становится нацеленным на ответы, а не проблемы и поиск их решения. Поэтому учитель должен бороться с пассивностью мысли учащихся посредством организации научно-исследовательской деятельности, развивать умение видеть, ставить и решать творческие задачи, готовить детей к социальной адаптации. Если же этого нет в обучении, учитель обязан позаботиться о процессе самоорганизации, самообразования и самовоспитания, рефлексии учащихся, умении анализировать, сравнивать и делать выводы. Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися разновозрастных групп исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой, энциклопедиями, словарями, в том числе с ресурсами сети Интернет.

Вряд ли можно усомниться в том, что указанные исследователем Г. Селье в книге “От мечты к открытию” качества (энтузиазм, оригинальность мышления, интуиция, одаренность, логика, контакт с людьми, “зоркость” исследователя, способность к индуктивности мышления, гибкость мышления) нужны не только учителю, но и учащимся, занимающимся в Научном Обществе “Альтаир” (Альтаир – это ярчайшая звезда созвездия Орла и 12-я по яркости звезда на небе. Название происходит от арабского “ан-наср ат-таир”, означающего “летящий орел”). Здесь хотелось бы отметить, что занятия исследовательской деятельностью относятся к внеурочному времени и являются внеклассной работой учителя с учениками. Именно с этой целью было создано наше школьное научное общество. Лингвострановедческая секция НО “Альтаир” школы № 59 г. Курска под руководством учителей английского, немецкого и французского языков, ориентирует творчески мыслящих и одаренных учащихся на развитие креативного мышления, расширение лингвострановедческого кругозора, развитие интеллектуально-творческих способностей.

Основной принцип, на который я опираюсь в этом виде внеклассной работы – это уважение личности ученика, создание среды, благоприятной для развития личности каждого ребенка, а также условий для проявления интеллектуальных и творческих способностей ребенка, что является сущностью личностно-деятельностного подхода. Ведь так важно научить ребенка мыслить, подготовить его к самообразованию. При этом большую роль играет принцип взаимодействия человека и мира, понимание внутреннего состояния личности учащегося.

Из своего опыта работы могу отметить, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или занятиям проектной научно-исследовательской деятельностью. И то, и другое требует волевых усилий, навыков самостоятельной внеурочной деятельности, саморегуляции. Одаренные дети – это особая группа учащихся. Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Другими проблемами являются: неприязнь к школе, индивидуализм, стремление к совершенству, постоянное ощущение неудовлетворенности, потребность во внимании взрослых и их положительной оценке своих способностей, гиперчувствительность, нетерпимость в решении проблем. И.Е. Шишова говорит о следующих причинах проблем реализации способностей одаренных детей:

  • склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
  • настрой одаренного ребенка на “поглощение” знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;
  • трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми [3, с.28].

Соглашаясь с Шишовой И.Е., хотелось бы отметить, что главной причиной, тормозящей социализацию и самоактуализацию одаренных детей, является недоразвитие социальной компетенции как главной составляющей общей коммуникативной компетенции на иностранном языке. Поэтому в содержание обучения следует включить метод проектно-исследовательской деятельности для раскрытия способностей одаренных учащихся и формирования иноязычной социальной компетенции.

Возникает вопрос – а что такое “проект” и как он связан с социальной компетенцией? Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации [1, с.3]. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия “проект”, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения [1, с.4]. Развитие социальной компетенции напрямую связано с включением в содержание обучения иностранному языку научно-исследовательской деятельности, так как она основывается на сотрудничестве учителя и ученика и между учащимися, а инструментом ее осуществления является иностранный язык и творчество. Но чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей [1, с.5].

Привлекая одаренных детей уже в 5–7-х классах к внеклассной работе по изучению иностранного языка, я вовлекаю их в творческую и исследовательскую деятельность, помогаю детям преодолеть себя, формирую и развиваю у них умение планировать и анализировать свою деятельность. В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. При использовании метода проектов, я руководствуюсь следующими принципами внеклассной работы по иностранному языку с одаренными учащимися в НО “Альтаир”:

  • принцип связи с жизнью;
  • принцип коммуникативной активности;
  • принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка;
  • принцип учета возрастных особенностей учащихся;
  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку [2, с.7-20].

Перечислим основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  5. использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”, “круглого стола”, творческих отчетов, защиты проектов и т.п.) [1, с.6].

На основании данных требований можно выделить этапы работы над проектом (работа может быть индивидуальной, парной или групповой):

  1. Ознакомление учащихся с требованиями к написанию исследовательской работы, объявление темы, сбор информации (статьи, брошюры, иллюстрации, ресурсы Интернет, консультации учителя).
  2. Обсуждение способа презентации и вида работы (схема, буклет, мультимедиа, устная презентация; реферат, исследовательская работа, проект). Объяснение разницы между понятиями “реферат”, “исследовательская работа”, “проект”.
  3. Постановка целей, задач, составление плана.
  4. Раскрытие содержания работы, написание заключения (выводы, анализ, свое отношение к проблеме), включение в работу списка литературы.
  5. Защита работы.
  6. Рефлексия, анализ работы, поиск новых проблем.

Существует практика итоговой аттестации в форме защиты реферата. Критерии отбора учащихся для работы над рефератом включают стремление и умение учащихся глубоко изучать материал, выходящий за пределы программы. При выборе этой формы работы для учащихся обязательными являются умения систематизации, обобщения, навыки исследовательской работы, умение представить и обосновать собственную точку зрения, работать с большим количеством литературы и навыки поиска необходимой информации в сети Интернет. Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы работы и ее глубокое изучение. Обязательно составление плана и графика работы над рефератом, в котором указаны этапы работы и примерные сроки сдачи работы на проверку. Продолжительность работы над рефератом должна составлять не менее 1 полугодия. Выполненная работа, оформленная с соблюдением всех предъявляемых требований, допускается к защите не позднее, чем за 1 месяц до экзамена. Научный руководитель (учитель-предметник) на титульном листе ставит дату и визу “К защите” и пишет отзыв. На последней странице текста работы обязательны подпись автора и дата завершения работы. Затем работа отдается на рецензирование в учебную часть. Неподписанная и не имеющая рецензии работа к экзамену не допускается. Выполненная работа рецензируется заместителем директора по научно-методической работе, учителями высшей категории, занимающимися научными исследованиями, а также высококвалифицированными специалистами в области образования. Рецензент несет ответственность за свое заключение и может предлагать оценить работу в баллах. Рецензия должна быть подписана рецензентом с указанием фамилии, имени и отчества. Работа рассматривается и утверждается на заседании научно-методического совета. В рецензии должны быть оценены и освещены основные позиции работы:

  • актуальность темы исследования;
  • полнота раскрытия содержания работы;
  • логичность и непротиворечивость частей работы;
  • положительные стороны работы;
  • отрицательные стороны работы.

Затем работы защищаются на заседаниях аттестационной комиссии. Члены комиссии утверждаются администрацией школы. В порядок проведения защиты реферата входит доклад (5–10 минут), в котором должны быть изложены основные положения работы с использованием иллюстративного и демонстративного материала, показаны полученные результаты, их научно-практическая значимость. В процессе защиты докладчик отвечает на вопросы, затем выступает руководитель с отзывом о работе и члены комиссии.

Можно выделить следующие критерии оценки работы, которыми руководствуется учитель и члены комиссии:

  • предмет исследования изучен полно;
  • методика исследования соответствует целям и задачам;
  • исследование проведено методически грамотно, содержит глубокий анализ полученных данных, а также интерпретацию результатов;
  • сделаны правильные и логичные выводы;
  • намечены перспективы;
  • даны обоснованные рекомендации;
  • работа правильно и аккуратно оформлена.

Работы учащихся научного общества “Альтаир” представляются на заседании лингвострановедческой секции в старших классах на английском языке, на среднем этапе обучения на русском языке с кратким изложением материала на иностранном языке, присутствует элемент творчества (Quiz, crossword).

Участники обсуждают проблему, задают вопросы, обмениваются опытом работы по теме, обсуждают выбор темы, рассказывают о том, как решались задачи исследования. Участникам раздаются карточки, которые необходимо заполнить в процессе работы и сдать жюри после окончания данного мероприятия.

Образец карточки

1. The title of the paper

2. The full name of the reporter, form

The best question on the project The best answer What I like about the project and what I dislike The best creative project The best summary The best creative task (quiz, crossword)
             
             
             

Карточку желательно заполнять на иностранном языке. При подведении итогов члены жюри (старшеклассники) анализируют карточки и оценивают работы участников конференции. В актовом зале, участники, работы которых заняли призовые места, награждаются грамотами. В школе также практикуется проведение предметной недели, где в “Лекционный день” выступают учащиеся с 5–7-минутными сообщениями по темам, над которыми они работали во внеурочное время в научном обществе “Альтаир” в течение года.

Хотелось бы прокомментировать некоторые работы учащихся. Исследуя “Влияние географического положения штатов Америки на их прозвища”, ученик 7 “А” класса Монахов С. пользовался ресурсами сети Интернет. В основе его работы лежит проблема возникновения прозвищ. Ученик, изучая форму названий штатов, движется к установлению сущности понятия, определяя его содержательную оболочку. Можно сказать, что это межпредметный проект, так как при его реализации были применены общие знания географии и страноведения. Изучая и сравнивая географическое положение Штатов Америки, ученик приходит к выводу, что действительно прозвища штатов зависят от их географического положения, формы развития сельского хозяйства, промышленности, места жительства великих людей. Итогом проекта стала презентация работы на заседании секции НПК лингвострановедческой секции.

Ученица 7 “В” класса Тригуб А. изучает французский язык в кружке Центра детского творчества “Ритм”, а английский язык - в школе. В реферате “Особенности возникновения и развития английского и французского языков” ученица раскрывает эту тему, сравнивая историю развития стран и языков, знакомится с понятиями “ассимиляция”, “глобализация”, “лингвистика”, затрагивает проблему вытеснения французского языка английским, раскрывает роль иностранного языка в мире, показывает свое отношение к изучению иностранных языков.

В проекте “Пословицы и поговорки в английском языке. Как их переводить?” Зеленин Н. (7 класс) дифференцирует понятия “пословица” и “поговорка”, исследует их первоисточники, находит соответствия среди русских и английских пословиц и поговорок, выявляет особые трудности, связанные с их переводом. Так как пословицы и поговорки содержат в себе большой воспитательный потенциал, ученик затрагивает тему поведения за столом, общественных местах, дружбы, общения молодого и старшего поколения. Итоги своего проекта ученик оформляет в виде сводной таблицы, в которой обозначены английские пословицы, их дословный перевод, русский аналог и дана ситуация, демонстрирующая содержание пословицы. Ко всему прочему, ученик разрабатывает кроссворд на английском языке на основе известных пословиц. Защита данного проекта имеет формат мультимедиа презентации на заседании НПК лингвострановедческой секции НО “Альтаир”.

Макуха Павел, ученик 7 “А” класса, сам выбрал тему своего проекта: “Спорт в Древнем мире и в современное время. История Олимпийских игр”, так как увлекается занятиями спортом и активно поддерживает инициативу нашей страны проводить Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. Павел исследовал историю развития олимпийского движения, сравнил виды спорта в древние времена и в наши дни; свои идеи он решил оформить в виде сопоставительной таблицы в конце своей работы, где он обозначил различные параметры для сравнения: эмблема, вопросы дискриминации и участия женщин в играх и др. Павел также нашел в сети Интернет эмблемы олимпийских игр, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Во время презентации своей работы Павел предложил участникам разгадать квиз, который он составил на английском языке по теме своего проекта.

Так, например, работая над проектом “Растения и животные в символах англоязычных стран”, ученица 6 класса Слободина В. определила его как информационный монопроект, обозначила цель, определила предмет информационного поиска, изучила различные источники информации по своей теме (Интернет, библиотека, СМИ). Результатом исследования стала презентация работы на заседании НПК лингвострановедческой секции учителей иностранных языков НПО “Альтаир”.

Работа над проектом действительно помогает учащимся мыслить, это суть развивающего личностно-ориентированного обучения. На среднем этапе обучения в школе закладываются основы исследовательской деятельности, и самым, на мой взгляд, удачным инструментом здесь является практико-ориентированный проект. Конечным продуктом такого творческого проекта могут быть справочники, иллюстрации, квизы и кроссворды, рекомендации учителю. В старшей школе научно-исследовательская работа учащихся профильных классов уже ориентируется на будущую профессию. Старшеклассники выбирают предложенную учителем тему из списка тем или предлагают свою, которая расширила бы их знания выбранного ими профиля (социально-гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический, физико-математический, технологический) в области английского языка.

С 2003 по 2008 учебный год учащиеся 10–11-х профильных классов, а также учащиеся 5–7-х классов основной школы работали над следующими проблемами:

Тема Тип работы Фамилия, имя учащегося Класс Профиль Год
1 “Различия в лексике британского и американского вариантов английского языка” Реферат Ястремская Я. 11а физико-математический 2007
2 “Развитие экономики Америки” Реферат Митракова Т. 11б Социально-экономический 2007
3 “Инновационные технологии за рубежом” Реферат Рагулина Г. 10г Технологический 2006
4 “Если бы я был гидом, или Почему стоит посетить Лондон?!” Исследовательская работа Шубин Д. 10в Естественнонаучный 2006
5 “Проблема глобального потепления. Лондон в опасности?” Проект Карелова А. 10в Естественнонаучный 2007
6 “Вклад писателей эпохи Возрождения в развитие английской литературы” Реферат Куликова Е. 11б Социально-гуманитарный 2007
7 “Путешествие по Великобритании. Влияние истории на ее современный облик” Реферат Жидких К. 10в Естественнонаучный 2006
8 “Политико-административное устройство США и Канады” Реферат Исмаилян З.,

Исмаилян Р.

10б Социально-экономический 2006
9 “Население и политико-экономи-ческое развитие Австралии с исторической точки зрения” Исследовательская работа Пряхин П.,

Гаранин А.

10б Социально-экономический 2005
10 “История развития денежной системы” Реферат Митракова Т. 10б Социально-экономический 2006
11 “Быть или не быть?” (глагол to be) Проект Анисимова Ю. 10а Общеобразовательный класс 2005
12 “Известные изобретатели и изобретения в Англии и Америке” Реферат Коновалов А. 10г Технологический 2005
13 “Преимущества и недостатки субкультур” Реферат Белоусов Ю. 11д Естественнонаучный 2004
14 “Жизнь и творчество группы “Beatles”” Проект Кофтун А. 11д Естественнонаучный 2004
15 “Особенности возникновения и развития английского и французского языка” Реферат Тригуб А.   2008
16 “Шотландия: Страна в стране?” Исследовательская работа Белова К.   2008
17 “Влияние географического положения на прозвища штатов Америки” Исследовательская работа Монахов С.   2008
18 “Спорт в Древнем мире и в современное время. История Олимпийских игр” Проект Макуха П.   2008
19 “Растения и животные в символах англоязычных стран” Проект Слободина В. 6 е   2008
20 “Традиции и обычаи туманного Альбиона” Реферат Адильбекова Ю. 6 е   2008
21 “Исчезающие виды животных” Реферат Ефимов Г.   2008
22 “Пословицы и поговорки в английском языке. Как их переводить?” Проект Зеленин Н. 7 а   2008

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что нынешние школьники – главные действующие лица социально-экономических процессов XXI века. Выпускники школы должны обладать не только функциональной грамотностью по изученным предметным темам, но и быть подготовленным к жизни в нынешнем информационном пространстве, чему способствует организация научно-исследовательской деятельности школьников. Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении иностранному языку, сочетать различные формы работы и реализации проектов, провести межпредметные связи, повысить самооценку учащихся, реализовать их творческий потенциал, в конце концов, и дать им стимул к дальнейшему творчеству и самообразованию.

Внеклассная и самостоятельная работа учащихся повышает интерес к изучению английского языка, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы, совершенствует знания и умения, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы, развивает творческое воображение, побуждает самостоятельно заниматься изучением английского языка.

Нельзя сказать, что научно-исследовательская деятельность поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но, думаю, что этот вид работы способствует развитию учащихся во многих отношениях, давая им возможность использовать знания, полученные в других предметных областях, средствами иностранного языка. Ученику, наконец, предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки и речевые умения в новых реальных ситуациях.

Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3–10.
  2. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 3. – С. 27–33.
  4. Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников" // www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_all/liverts.html
  5. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. № 3. С. 136–138.
  6. Напрюшкина В.Ф. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса географии. – Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2003-2004 // urok.1sept.ru/2003_2004/index.php?member=101123
  7. Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. – М., 1997.
  8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: “Академия”, 2004.
  9. Хоруженко К.М. Педагогика. Словарь афоризмов и изречений. – Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2000.