Классный час "Предпоследний урок"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • помочь учащимся 11-го класса понять значимость школы в их жизни;
  • способствовать формированию понятий: школьная дружба, коллектив, цель жизни, счастье и т.д.;
  • направить мыслительную деятельность учеников на социальную адаптацию “взрослой” жизни.

На доске:

“Изумление человеком – вот что
должно быть красной нитью
всего школьного воспитания”.
В.А. Сухомлинский

Звучит фрагмент песни “Чему учат в школе”.  Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1-й ученик.

Спасибо тем, кто нас когда-нибудь простит
За наши глупости и прегрешенья,
Кто пред соблазном мести устоит
И мы, как миражи, уйдем в прощенье.

2-й ученик.

Спасибо тем, кто нас когда-нибудь поймет,
Кто от души поймет, а не от скуки.
Спасибо тем, кто после нас придет,
Мы им пожмем протянутые руки.

3-й ученик.

Спасибо тем, кто нас простит,
Спасибо тем, кто нас поймет,
Спасибо Вам, кто был,
Кто есть, кто будет.

Классный руководитель. Еще несколько недель и из школы № 59 уйдет еще один 11-й класс. На этот раз – это будете вы. Уже не вам будут звонить звонки, не вами будут исписаны парты, и не ваши фамилии будут написаны в школьных журналах. Для вас школьные уроки заканчиваются.

А когда мы с чем-либо расстаемся, мы особенно начинаем понимать ценность уходящего. Наверное, сейчас, когда вы уже готовы шагнуть за порог школы, вы по-особому ощущаете себя. Я думаю, кто-то из вас уже немного грустит, понимая неизбежность скорого расставания с неповторимым городом детства, а кто-то решил про себя, что он давно стал взрослым и стремится, как можно скорее покинуть стены школы.

Классный руководитель.

1. Хотите ли вы покинуть школу?

Да – почему? Нет – почему?

2. Что было самое нелюбимое в школе?

3. Что надо было изменить, чтобы школьная жизнь казалась привлекательной?

(Выпускники отвечают на вопросы классного руководителя).

Когда вы учитесь в школе, вам кажется, что взрослая жизнь пойдет в другом мире, что вас не будут окружать другие люди, и от настоящего не останется ничего. На самом деле все иначе. Ваши сверстники останутся с вами навсегда. Самые верные, самые надежные друзья – это школьные друзья, поверьте мне, да и народная мудрость гласит “старый друг – лучше новых двух”.

Классный руководитель.

4. Дружба, что это такое? Продолжите фразу: дружба – это …

5. Назовите своего друга в классе. А какой его поступок позволил вам считать его другом?

6. Можно ли считать другом того, с кем вместе ходишь в школу, проводишь свободное время?

7. Продолжите фразу: друг – это …

(Выпускники отвечают на вопросы классного руководителя).

Юность – это время сближения. Это следует помнить и друзей надо беречь, ведь настоящая дружба помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, когда он переживает его один. Когда же наступает пора утрат – нельзя быть одному. Потому берегите своих друзей.

Взрослые за суетой и проблемами не всегда понимают, что их дети совсем стали взрослыми. Я думаю, что среди вас нет ни одного человека, кто уже бы не влюбился и не пережил чувство неразделенной любви. Вам ведь уже шестнадцать – семнадцать, а не тринадцать – четырнадцать, как Ромео и Джульетте.

Любовь – прекрасное чувство, таинственное, это атмосфера души, это как дыхание для человека. Любовь в нашем понимании.

Классный руководитель.

8. Когда вы впервые влюбились?

9. Кто был вашим избранником?

10. Кого в вашем классе можно считать настоящим Дон Жуаном?

11. Смогли бы вы объясниться в любви мальчику?

12. Каким, на твой взгляд, будет твоя жена? твой муж? Опиши.

(Выпускники отвечают на вопросы классного руководителя).

Когда вы расстанетесь, и, я думаю, никогда не встретитесь в полном составе, друг о друге вы будете помнить только хорошее. Память сотрет все ссоры, нелепые конфликты, размолвки. Вам будет казаться, что с вами учились самые лучшие мальчики и девочки. А сейчас задумывались ли вы о самооценке? Работаете ли вы над собой? Стараетесь ли быть лучше?

Классный руководитель.

13. Расскажите о поступке, которым бы вы гордились.

14. Если можно, расскажите о поступке, за который вам стыдно.

(Выпускники отвечают на вопросы классного руководителя).

Пройдет примерно сто дней и уйдет из школы № 59 еще один класс, унеся с собой свои тайны, легенды, байки, хитрости и уловки. Я думаю, что за долгую школьную жизнь вы, старожилы, накопили много тайн по обману учителей.

Классный руководитель.

15. Поделитесь напоследок “фирменными” способами списывания, рецептами “шпор”.

16. Как списать на каком уроке?

17. Расскажите самую интересную легенду, которую ты рассказал, когда не выучил урок?

18. Кого из преподавателей труднее всего обмануть?

19. Что самое запоминающееся сказал лично вам директор школы?

(Выпускники отвечают на вопросы классного руководителя).

Пройдут годы, став старше и мудрее, вы много раз захотите почувствовать себя учениками, повернуть свои годы вспять, чтобы что-то исправить, чтобы сказать то, что ты кому-то не сказал, чтобы использовать шанс, который ты упустил. Но время безжалостно, шансы оно дает лишь однажды, а сослагательного наклонения не переносит совсем.

А сейчас вы, я думаю, уже часто задумываетесь о своей “взрослой” жизни.

Классный руководитель.

20. Чем “взрослая” жизнь отличается от школьной?

21. Задумывались ли вы когда над целью своей жизни, какая она у тебя?

22. Счастье в вашем понимании. Счастье – это душевное равновесие, это радость, доверие, любовь.

23. На кого вы хотели бы быть похожими?

24. Присутствует ли в вашей жизни предчувствие чего-то нового, красивого, интересного?

(Выпускники отвечают на вопросы классного руководителя).

Ученик:

Мы сами, конечно, пока что не знаем
Какими мы будем, какими мы станем,
Но долго еще будет школьный звонок
За вами бежать по просторам дорог.

У нас с вами еще есть _______ дней. И мы должны успеть все сказать, понять и простить.

Я желаю вам добра, желаю, чтобы вы выбрали свою дорогу в жизни, чтобы ваша жизнь приносила людям радость. Проживите ее честно и с достоинством. И еще – никогда не забывайте школу, которая объединила вас в 11 “___” классе.

Осталось немного времени, чтобы написать пожелание самому дорогому для каждого из вас человеку – себе самому. Это послание мы прочтем, когда соберемся через пять лет. Пишите, рисуйте. Ваши записки мы, подобно старым пиратам, поместим в бутылку, и будем хранить надежно.

Ученик:

Весенняя четверть, последняя четверть,
Что с детством ушло – не вернуть,
И тянутся в небо зеленые ветви,
Как будто бы в завтра хотят заглянуть.

Звучат отрывки из песен:

  • “Крылатые качели” сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова
  • “Из чего же, из чего же” сл. Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова
  • “Девчонки и мальчишки” сл. И. Дика, муз. А. Островского

Во время проведения классного часа велась видеосъемка.

Литература:

  1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А. 50 сценариев классных часов., М.: Центр “Педагогический поиск”, 1999.
  2. Калейдоскоп школьных дел: [ Методическая разработка]. – Вып. 1. – 2-е изд., перераб. и испр./Авт. – сост. В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенкова. – М, Псков: ТЦ “Сфера”, ПОИПКРО, 2001.
  3. Калейдоскоп школьных дел: [ Методическая разработка]. – Вып. 2. – 2-е изд., перераб. и испр./Авт. – сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. – М, Псков: ТЦ “Сфера”, ПОИПКРО, 2001.
  4. Научно-методический журнал “Классный руководитель” для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы № 5, Москва, 1999.