Цель работы студентов:
Конструирование моделей использования художественных средств при подготовке лекции-беседы о музыке.
Цель для преподавателя:
Учить студентов использовать художественные средства в практической деятельности (при подготовке лекции-беседы о музыке).
Предварительная работа:
- самостоятельное прослушивание студентами 1 части оркестрового концерта "Зима" из цикла концертов А. Вивальди "Времена года";
- подбор студентами поэтических текстов для раскрытия содержания произведения, созвучных ему по настроению и характеру;
- подбор студентами к данному произведению произведений изобразительного искусства, созвучных по настроению и содержанию.
План уроков
- Определение понятий "Средство", "Художественное средство".
- Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала.
- Музыкальное произведение - основа лекции-беседы.
- Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки.
- Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке.
- Групповая рефлексия (письменная).
- Самостоятельная работа студентов при подготовке к следующему учебному занятию.
Презентация к уроку представлена в Приложении 5.
Содержание уроков
I. Определение понятий "Средство", "Художественное средство".
Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь (Толковый словарь
С.И.Ожегова).
Художественное средство - способ передачи явлений действительности при
помощи произведений искусства, а также особый прием воздействия на зрителя
(слушателя), вызывающий у него эстетическое наслаждение.
II. Художественное слово - основное средство при подготовке лекторского материала.
Инструкция: При создании представления студентов о художественном слове, его
функции, роли и содержании преподавателем используются материалы Приложения
1 (1.1, 1.2, 1.3).
Модель 1. Художественное слово
Функции художественного слова, сопровождающего прослушивание музыкального произведения:
Информационная - художественное слово раскрывает историю создания музыкального произведения, его содержание и смысловую основу.
Коммуникативная - художественное слово позволяет организовать обратную связь при восприятии музыкального произведения.
Эстетическая - слово позволяет настроить эмоции на нужный лад, создать впечатление прекрасного при постижении музыкального искусства.
Развивающая - слово направлено на обогащение музыкальных впечатлений, развитие нравственной и духовной сфер человека.
Формирующая - слово позволяет развить образное мышление, образные представления.
Интегрирующая - художественное слово позволяет организовать связь с другими видами искусства - литературой, поэзией, искусством театра и др.
Художественное слово применяется при:
- первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (создании эмоционального отклика, заинтересованности, атмосферы, включающей слушателя в сферу музыкальных образов произведения);
- создании установки на восприятие музыки;
- фокусировании внимания слушателей (организационное начало на концертах, уроках музыки, лекциях-беседах);
- анализе средств музыкальной выразительности;
- закреплении общего представления о прослушанном музыкальном произведении;
- завершении процесса восприятия (в конце концерта, беседы, урока и т.д.).
При использовании художественного слова в процессе знакомства с музыкальным произведением лектор применяет следующие средства:
- метафоры (греч. - перенесение; троп, перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего или сходного признака - "бронза мускулов", "говор волн", скрытое образное сравнение ("чаша бытия"));
- образные сравнения (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (явления) другому: молодость - весна, одиночество - пустыня и т.д.);
- поэтические фрагменты, стихотворения;
- эпитеты (греч. - приложенное; троп, образное художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения - "чистое поле", "парус одинокий");
- "эмоциональный словарь" (Ражникова);
- словесные пояснения и указания (ремарки);
- описания (интересные факты из жизни композиторов, курьезы, исторические факты, история создания произведения и т.д.);
- высказывания великих композиторов, поэтов, писателей, художников, известных ученых педагогов и др.;
- воспоминания, дневниковые записи, письма.
III. Музыкальное произведение - основа лекции-беседы.
Модель 2. Средства музыкальной выразительности
Музыкальный образ представляет собой комплекс следующих средств музыкальной выразительности:
- Мелодия, интонация - основа музыкального построения, содержит определенную мысль, выраженную в звуковой форме и имеющую эмоциональную природу.
- Ритм - определенная организация звуков во времени, выраженная в чередовании длительностей (так же, как и интонация, имеет эмоционально-смысловую основу).
- Фактура - музыкальная ткань (в виде аккомпанемента), сопровождающая мелодию-тему (основную мысль) и определяющая жанровую основу музыки.
- Регистр - высотное положение звука, мелодии.
- Темп - скорость звучания музыкального построения.
- Динамика - громкость звучания музыкального построения.
- Лад, гармония - эмоциональная окраска звучания, звуковое пространство, основанное на тяготении устойчивых и неустойчивых звуков.
IV. Произведения изобразительного искусства как вспомогательное средство пояснения содержания музыки.
Модель 3. Произведения изобразительного искусства
- Репродукции
- Иллюстрации
- Портреты композиторов, исполнителей, поэтов, писателей, художников
- Фотографии
- Слайды
- Видеоряд
V. Практические задания с использованием невербальных средств, используемых при подготовке лекции-беседы о музыке.
Модель 4. Невербальные средства
- Интонация
- Мимика
- Жестикуляция
- Поза, движения
- Театрализация
Выполнение практических заданий с поэтическими текстами и музыкальным произведением:
К предварительно прослушанному произведению А. Вивальди 1 часть скрипичного концерта "Зима" из цикла "Времена года" подобрать фрагменты стихотворений, созвучных данному произведению. Выразительно прочитать подобранные фрагменты стихотворений на фоне звучащей музыки. Обосновать свой выбор.
Из предложенных в Приложении 2 текстов (2.1, 2.2, 2.3) о жизни и творчестве А. Вивальди составить художественный рассказ, предваряющий прослушивание музыкального произведения ("Зима" из цикла "Времена года").
Подготовить визуальный ряд к данному музыкальному произведению и обосновать свой выбор (иллюстрации, репродукции картин, фотографии, портреты и т.д.).
Работа в подгруппах. При помощи невербальных средств (мимики, жестов, движений) "озвучить" предложенное стихотворение по одному четверостишию - каждая подгруппа:
Ю. Васильева "Музыка" (А. Вивальди "Времена года")
То вкрадчиво, маняще Спокойствием чарует, То яростно, бурляще, Как океан бушует. Вот - только скрипки голос, Как будто пенье птицы. Еще мгновенье - соло В оркестре растворится. Напор, порыв, круженье, И снова шепот тихий, Беседа, размышленье, Каких-то тайн раскрытье. |
В ней - жизни пробужденье И сонм снегов летящих, И вечное движенье, И звезд ковер блестящий. В ней - солнечное утро, Прозрачный лес осенний... Все, как в природе, мудро И так же совершенно. |
Вывод студентов: обобщенная модель художественных средств, необходимых лектору при подготовке лекции-беседы о музыке, включает в себя обозначенные компоненты:
- художественное слово, как эмоционально-речевую и информационную основу лекции-беседы;
- средства музыкальной выразительности, на которых акцентирует внимание слушателя лектор;
- произведения изобразительного искусства, являющиеся дополнительным средством воздействия на слушателя при помощи визуального ряда;
- невербальные средства, которые лектор использует в процессе лекции-беседы о музыке.
Обобщенная модель "Художественные средства" представлена в Приложении 3.
VI. Групповая рефлексия (письменная).
Оцените собственную деятельность на занятии:
Я принимал(а) активное участие на учебном занятии:
- Да
- Нет
- Иногда
Я осознал(а) учебный материал:
- Полностью
- Частично
- Не осознал(а) (почему?)______________________________________________
Что дало мне данное занятие для саморазвития? (Свой ответ)_________
____________________________________________________________________
Как работала на занятии группа? (Выделите наиболее яркие выступления сокурсников, назовите их фамилии)___________________________________________
Какую оценку Вы поставите себе за урок?__________________________
Опорный конспект для студента к теме "Художественные средства, используемые при подготовке лекции-беседы о музыке", представлен в Приложении 4.
VII. Задание для самостоятельной работы студентов на следующем уроке:
Выбрать из предложенного списка 1 пьесу, прослушать ее (при прослушивании использовать нотный текст).
К предложенным музыкальным произведениям подобрать средства словесного воздействия (стихотворения, метафоры, высказывания, интересные биографические факты и т.д.).
Выписать найденные текстовые фрагменты.
Составить письменный связный текст - пояснение к одному из предложенных музыкальных произведений.
Озвучить полученный вариант на уроке.
Музыкальный материал:
- Глинка М. Разлука.
- Григ Э. Лирические пьесы. Тетрадь III . "Бабочка".
- Чайковский П. "Детский альбом": "Мама".
- Шуман Р. Альбом для юношества. "Первая потеря".
- Шуман Р. Альбом для юношества. "Порыв".
- Сен-Санс К. Карнавал животных. "Лебедь".
Литература:
- Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л., 1990.
- Востросаблин В. Жизнь замечательных людей. Музыканты: анекдоты, курьезы, истории. - М., 1999.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие дошкольников. - М., 2000.
- Россихина В.П. Рассказы о русских композиторах. - М., 1971.
- Смирнова Т.И. Учебное пособие "Allegro" "Поэзия музыка слов" - иллюстративная часть к беседе "Интерпретация". - М., 2001.
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.