Бездумное потребительское отношение к природным ресурсам, навязанная вера в их безграничности привели нас к тому, что мы имеем сегодня: тысячи гектаров нарушенных земель, выжженных и вырубленных лесов, загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, изменение климата, природной катастрофы.
Поселок Кемпендяй в Сунтарском улусе является одним из уникальных природных уголков Якутии, недаром называют чудом природы. На территории нашего поселка расположена особо охраняемая зона - ресурсный резерват и уникальное грязелечебное озеро Мохсоголлоох, поваренная, каменная соль, богатое месторождение природных цеолитов, бурого угля. В формировании экологической культуры дошкольников мы учитываем уникальность нашего края.
Нашей целью является создание системы всеобщего непрерывного экологического образования, обеспечивающей возрождение духовности, формирование у дошкольников экологического сознания и экологической культуры поведения, а также высокого уровня культуры природопользования. В своей работе мы стараемся тесно работать со школой. Разработали свою программу экологического воспитания “Ручеек” в соответствии с программой начальных классов.
Эффективным методом достижения этой поставленной цели мы считаем детский туризм, учитывая его значение для дошкольников. На базе МДОУ ДСОВ “Хаарчаана” п.Кемпендяй Сунтарского улуса второй год организовали летний оздоровительный эколого-туристический лагерь “Уруйэчээн” (“Ручеек”) для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- Практическое ознакомление детей с природой родного края.
- Развивать способность удивляться и удивлять, поддержать любознательность ребенка
- Воспитание заинтересованного и бережного отношения дошкольника к окружающей природе.
Задачи:
- Реализовать систему мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательной и двигательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
- Практическое ознакомление детей дошкольного возраста с навыками поведения на природе.
- Создать условия, обеспечивающее охрану жизни и здоровья ребенка, предупреждение заболеваемости и травматизма.
Прежде всего, мы определили возможности дошкольного учреждения, учитывая его территориальную расположенность, а также природно-климатические, географические, экологические, культурно-исторические особенности нашего края. Для этого проведена большая работа по изучению исторических, культурных, природно-ландшафтных мест территории родного поселка.
Для реализации намеченных задач учитывали ряд физиологических и психологических особенностей детского организма и возможностей применения указанного средства.
Инструктор по физической культуре осуществляет физическую подготовку детей к туристским прогулкам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту. Медик дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, о способах оказания первой медицинской помощи. Родители принимают активное участие во всех проводимых походах и прогулках.
К организации туристской прогулки нужно иметь следующее. Для не продолжительной туристской прогулки не нужно много специального инвентаря. Но обязательным является приобретение рюкзаков для каждого участника похода. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5–6 лет должен составлять 1–1,5 кг. Для отдыха детей во время привалов необходимо иметь индивидуальные коврики (длина не должна быть выше роста). Одежда и обувь удобная для выполнения активных движений, и соответствовать к погодным условиям, в жаркое время необходим головной убор. Групповое снаряжение закупается детским садом. В первую очередь это палатка, компас, лупа, тетрадь, карандаш. Карты – схемы, дневники наблюдений, экспериментов заполняются вместе с воспитателем.
Были запланированы и организованы 8 туристических маршрутов: “Озеро Мохсоголлоох”, “Соляной бассейн”, “Туристическая база”, “Озеро Сордонноох”, “Соккуруотар – теплый незамерзающий ключ”, “Угольный разрез”, “Гора Хонгуруу”, “Речка Кемпендяй”.
Маршрут 1. Поход на озеро Мохсоголлоох
Протяженность: 200 м. Длительность: 1 ч.
Цели:
- Ознакомить с лечебной грязью, рапой.
- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к родной природе, к своему здоровью.
- Научить проводить опыты, быть аккуратным.
Маршрут 2. Соляной бассейн
Протяженность: 100 м. Длительность: 1,5 ч.
Цели:
- Воспитывать любовь к труду.
- Развивать познавательные интересы в процессе знакомства работой на соляном бассейне.
- Научить способам экспериментирования.
Маршрут 3. Туристическая база “Кырбый уйата”
Протяженность: 500 м. Длительность: 1,5 ч.
Цели:
- Расширить представление о сезонных изменениях в природе.
- Показать красоту и очарование тайги.
- Развивать любознательность детей в процессе экспериментирования.
- Воспитывать чувство поддержки друг другу, взаимопомощи.
Маршрут 4. Озеро Сордонноох
Протяженность: 3000 м. Длительность: 3 ч.
Цели:
- Упражнять в ходьбе на длительное расстояние.
- Развивать выносливость, чувство взаимопомощи.
- Развивать познавательный интерес ребенка в процессе работы над проектом “Кемпендяй – чудо природы”.
- Воспитывать чувство любви к родной природе.
Маршрут 5. Соккуруотор – теплый незамерзающий ключ
Протяженность: 1000 м. Длительность: 1,5 ч.
Цели:
- Развивать познавательную активность детей.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе.
- Развивать двигательную активность.
Маршрут 6. Угольный карьер
Протяженность: 8000 м. Длительность: 1ч. Транспорт: автомашина
Цели:
- Развивать познавательную активность детей.
- Знакомить с работой взрослых.
- Привить чувства уважения к старшим, радость общения с родителями на природе.
Маршрут 7. Гора Хонгуруу
Протяженность: 30000 м. Длительность: 1 день без ночевки на автотранспорте.
Цели:
- Развивать выносливость, привить чувство любви к родной природе.
- Развивать мыслительные операции, умения выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
Маршрут 8. Речка Кемпендяй
Протяженность: 150 м. Длительность: 1 ч.
Цель:
Развивать интерес к камням, сенсорное ощущение, умение обследовать камни, привить чувство любви к природе.
Туристический слет с участием родителей
Цель: демонстрация туристических знаний, умений и навыков детей, обмен опытом семейного воспитания, развитие физической закалки, привлечение общественности к работе ДОУ.
Во время работы лагеря дети работали над проектами “Кемпендяй – чудо природы” и “Полезные ископаемые Кемпендяя”. Цели проектов – воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родных поселком во время туристских походов и экскурсий. Основные аспекты Проектов:
1. Природоведческий аспект
- представления о родном крае как о природном комплексе с разнообразными ландшафтами, многообразием животного и растительного мира;
- элементарные сведения об охране природы и сохранении богатства родного края доступные пониманию детей;
- использование природных материалов в художественной деятельности;
- осознание оздоровительной, познавательной, эстетической и практической ценности окружающей среды.
2. Исторический аспект
- общие представления о родном поселке;
- история возникновения, развития поселка;
- трудовая слава;
- достопримечательности поселка.
3. Народоведческий аспект
- Элементарные представления об улицах, туелбэ (микрорайон);
- представления о народе саха, фольклор, праздники и традиции и обычаи.
Для реализации проектов были проведены следующие мероприятия: тематические экскурсии, туристические походы по маршрутам, посещение краеведческого музея, встреча с экологом, беседы, опыты и эксперименты с солью, углем, рапой, грязью и цеолитом, работала мастерская “Петрушки” рисование, лепка, аппликации из природных материалов. На закрытии лагеря дети защитили свои проекты перед родителями. Работа над проектами позволила нам добиться активизации познавательного интереса детей, т.е. видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности, формировать экологическую культуру поведения на природе, бережного отношения к ней, систему краеведческих знаний, развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности и в конечном итоге воспитать маленьких патриотов, способных гордиться своей малой родиной, бережно относиться к окружающему миру, к природе.
Таким образом организация лагеря показала большую эффективность туризма в воспитании у дошкольников духовно-нравственных качеств, экологической культуры. Не зря у нас говорят, “якут – дитя природы”. В туристических прогулках, походах проявляется самостоятельность, любознательность детей, тяга родителей к здоровому образу жизни, воспитывается любовь к малой родине, формируется поисковая деятельность. Кроме того, повышается двигательная активность, что важно растущему организму.
После проведения туристических походов и прогулок с детьми и родителями мы пришли к такому выводу: большую часть своей жизни дошкольники проводят в детском саду. Детям нужно, чтобы их любили, им нужна привязанность к отцу, матери, поэтому мы большое внимание уделяем в общении родителей со своими детьми. Коллективные походы, прогулки и экскурсии сплачивают и детей, и родителей, и педагогов. При этом у детей повышается интерес, любознательность, они стараются быть похожими на своих родителей, порадовать их своими знаниями, действиями. Со стороны родителей – они лучше узнают своих детей, их интересы, хорошие и слабые стороны – это сплачивает семью.
В заключении хочется сказать одно. Почему мы организовали эколого-туристический лагерь. Зимой дети занимаются в помещении. Не спорим, хорошо организованная развивающая среда помогает в развитии ребенка. Но без живого общения с природой формирование экологической культуры будет недостаточна. Многие детские сады закрываются на лето, в самое удобное время общения с природой. Мы бы хотели работать и летом.