Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Человек - главное богатство страны" в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Дать понятие о том, что человек - главное богатство нашей страны.

Задачи:

  • воспитание чувства патриотизма.
  • закрепить символику Республики Коми;
  • закрепить знания о природных богатствах Республики Коми;
  • сформировать понятие о ценности здоровья;

Материал к занятию: мяч; 3 открытки, разрезанные на части; карта РК, разрезанная на 10 частей; 3 цветные полоски (по цвету флага РК - белая, синя, зеленая); герб РК и герб РФ; контур карты РК; контур карты РФ (или любой другой республики); карты РК с изображением городов: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Инта; северных рек (Печора и т.д.); запрещающие экологические знаки (разрушение почвы вездеходами, тракторами; перевыпас оленей; уничтожение животных браконьерами, загрязнение тундры при добыче нефти); ящик (внутри баночка с ягодами клюквы); клюквенный морс на всех детей.

Занятие рассчитано на 35 мин.

1. Приветствие в кругу.

Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

- Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

2. Игра с мячом.

-  У нас у всех такое хорошее настроение, давайте поиграем.

-  Я буду бросать вам мяч, а вы должны ответить на вопрос: "Где мы живем?"

(Ответы детей: в Сыктывкаре, дома, в квартире, на земле, в Европе, на улице, в России, в РК и т.д.)

- Вы все абсолютно правы. Все это наша Родина. Россия - очень большая страна, но понятие Родина всегда закладывается с малой родины - с того места, где мы живем, где ты родился и вырос. Для нас - это наш Коми-край. В России много регионов и благополучие каждого из них определяет благополучие всей нашей необъятной Родины.

- Молодцы! Вы назвали много богатств. А что же является самым главным богатством? Это мы узнаем, когда выполним все задания. Но их так много. Как быстрее их выполнить?

- Дети: Можно разделиться на команды.

- Можно. И в этом нам помогут разрезанные открытки. Из частей вы должны собрать целую открытку, и мы увидим, кто в какой команде окажется.

(Детям предлагаются на выбор разрезные части картинки и они делятся на команды.)

- Команды готовы?

- Да!

- За каждое выполненное задание, вы будете получать одну из частей целого. А вот, что это такое, мы узнаем позже.

I задание.

Из предложенных символов найти символы нашей республики и объяснить значение

  • 1 команда - выбрать из двух символов герб РК (предложены герб РК и герб РФ)
  • 2 команда - из частей собрать флаг РК.
  • 3 команда - выбрать карту РК из2-х предложенных (предложены карты РК и карта РФ).

Значения символов:

Флаг

  • Синий - небесное начало, величие и бескрайность северных просторов.
  • Зеленый - символ надежды и изобилия - основное богатство Коми - необъятные таежные массивы.
  • Белый - белизна и чистота снега, простота и суровая красота Севера, а также равенство народов, проживающих в республике.

Государственный герб.

Государственный герб РК - золотая хищная птица на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

В композиции "птица - человек - лось". Хищная птица является образом власти; лик женщины соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. Сочетание золотого и красного символизируют в коми солнце, материнство и рождение.

За выполнение задания команды получают по 1 части чего-то (карты РК).

- Ребята, вы готовы к выполнению следующего задания?

II задание.

Перед вами карты нашей Коми Республики. Вам необходимо найти из 2-х предложенных карту, где точкой обозначены:

  • 1 команда - столица РК;
  • 2 команда - самый северный город РК;
  • 3 команда - самая большая река РК.

- Умницы! За выполнение задания команды получают еще по 1 части разрезанной карты РК.

- А теперь, мы немножко отдохнем. Сделаем круг. (Оздоровительная минутка "Этюд души")

- Давайте поприветствуем докторов природы. Они тоже являются богатством нашей Родины. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: Я приветствую тебя, Земля! Вытяните руки перед собой ладонями вперед: Я приветствую тебя, Вода! Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: Я приветствую тебя, Воздух! Поднимите руки вверх ладонями вперед: Я приветствую тебя, Солнышко!

- Возвращайтесь на свои места, и мы продолжим разговор о богатстве нашей Республики.

III задание.

Для того, чтобы наш край процветал и сохранил свои природные богатства, всем необходимо о нем заботиться.

- О чем говорят эти экологические знаки?

Команды выбирают из предложенных запрещающих знаков:

  • разрушение почвы вездеходами, тракторами;
  • перевыпас оленей;
  • уничтожение животных браконьерами;
  • загрязнение тундры при добыче нефти.

- Вот видите, сколько богатств в нашей Республике, и мы должны их беречь.

- Скажите, пожалуйста, за каким важным событием следит сейчас весь мир и мы с вами тоже?

- Дети: За олимпиадой!

- Назовите спортсменов, которые прославили нашу Республику на Олимпийских и мировых соревнованиях:

  • 1 команда - назовите хоккеистов (Агафонов, Ларионов, Франц, Мальцев и.т.д.)
  • 2 команда - конькобежцев (Марина Пылаева)
  • 3 команда - лыжников (семья Рочевых, Сметанина, Бажуков)

Наши спортсмены - это тоже богатство нашей Республики и гордость.

- У каждой команды уже собралось несколько частей чего-то целого, которые помогут нам узнать, какое главное богатство есть у нас в Республике. Попробуйте собрать, что же из этого получится, как вы думаете?

- Замечательно! Совершенно верно! Получается карта Республики Коми. Дети смотрят на вид карты и отмечают, что она еще не полностью собрана. Да, действительно, одной частички все-таки не хватает. Значит, еще одно задание мы забыли выполнить. А выполнять, ребята, мы уже будем все вместе.

- Этим заданием будет игра "Да - нет - ка" ("ТРИЗ"). Хотите поиграть?

- В этом волшебном ящике лежит еще одно богатство нашей Республики. Угадаете, что это? Помните правила игры? Вы задаете вопросы, на которые можно отвечать только "да" или "нет". Дети задают вопросы, например:

  • Это деревянное?
  • Нет (ответ воспитателя).
  • Это сделано руками человека?
  • Нет (ответ воспитателя).
  • Это природный мир?
  • Да (ответ воспитателя) и т.д.

Таким образом, дети угадывают, что загадано.

Дети отгадывают правильный ответ - клюква.

- Очень хорошо, вы правильно задавали мне ответы и быстро пришли к нужному ответу! А теперь приложим последнюю часть к нашей карте и узнаем, что же все-таки является главным богатством нашей Республики? Переворачиваем карту, а на ней написано - Человек.

- Конечно, это человек и его здоровье. Это и мы с вами, ребята! Это и есть главное богатство нашей Республики. Поэтому вы с детства должны беречь, любить и охранять природные богатства, укреплять свое здоровье, закаляться, заниматься спортом.

- У нас интересно и быстро прошло занятия, вы сумели показать знания, проявить смекалку и умение дружно работать в команде. Спасибо за занятие. Чтобы вы стали еще крепче, здоровее я предлагаю вам угоститься клюквенным морсом.