Цель: Дать понятие о том, что человек - главное богатство нашей страны.
Задачи:
- воспитание чувства патриотизма.
- закрепить символику Республики Коми;
- закрепить знания о природных богатствах Республики Коми;
- сформировать понятие о ценности здоровья;
Материал к занятию: мяч; 3 открытки, разрезанные на части; карта РК, разрезанная на 10 частей; 3 цветные полоски (по цвету флага РК - белая, синя, зеленая); герб РК и герб РФ; контур карты РК; контур карты РФ (или любой другой республики); карты РК с изображением городов: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Инта; северных рек (Печора и т.д.); запрещающие экологические знаки (разрушение почвы вездеходами, тракторами; перевыпас оленей; уничтожение животных браконьерами, загрязнение тундры при добыче нефти); ящик (внутри баночка с ягодами клюквы); клюквенный морс на всех детей.
Занятие рассчитано на 35 мин.
1. Приветствие в кругу.
Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
2. Игра с мячом.
- У нас у всех такое хорошее настроение, давайте поиграем.
- Я буду бросать вам мяч, а вы должны ответить на вопрос: "Где мы живем?"
(Ответы детей: в Сыктывкаре, дома, в квартире, на земле, в Европе, на улице, в России, в РК и т.д.)
- Вы все абсолютно правы. Все это наша Родина. Россия - очень большая страна, но понятие Родина всегда закладывается с малой родины - с того места, где мы живем, где ты родился и вырос. Для нас - это наш Коми-край. В России много регионов и благополучие каждого из них определяет благополучие всей нашей необъятной Родины.
- Молодцы! Вы назвали много богатств. А что же является самым главным богатством? Это мы узнаем, когда выполним все задания. Но их так много. Как быстрее их выполнить?
- Дети: Можно разделиться на команды.
- Можно. И в этом нам помогут разрезанные открытки. Из частей вы должны собрать целую открытку, и мы увидим, кто в какой команде окажется.
(Детям предлагаются на выбор разрезные части картинки и они делятся на команды.)
- Команды готовы?
- Да!
- За каждое выполненное задание, вы будете получать одну из частей целого. А вот, что это такое, мы узнаем позже.
I задание.
Из предложенных символов найти символы нашей республики и объяснить значение
- 1 команда - выбрать из двух символов герб РК (предложены герб РК и герб РФ)
- 2 команда - из частей собрать флаг РК.
- 3 команда - выбрать карту РК из2-х предложенных (предложены карты РК и карта РФ).
Значения символов:
Флаг
- Синий - небесное начало, величие и бескрайность северных просторов.
- Зеленый - символ надежды и изобилия - основное богатство Коми - необъятные таежные массивы.
- Белый - белизна и чистота снега, простота и суровая красота Севера, а также равенство народов, проживающих в республике.
Государственный герб.
Государственный герб РК - золотая хищная птица на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.
В композиции "птица - человек - лось". Хищная птица является образом власти; лик женщины соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. Сочетание золотого и красного символизируют в коми солнце, материнство и рождение.
За выполнение задания команды получают по 1 части чего-то (карты РК).
- Ребята, вы готовы к выполнению следующего задания?
II задание.
Перед вами карты нашей Коми Республики. Вам необходимо найти из 2-х предложенных карту, где точкой обозначены:
- 1 команда - столица РК;
- 2 команда - самый северный город РК;
- 3 команда - самая большая река РК.
- Умницы! За выполнение задания команды получают еще по 1 части разрезанной карты РК.
- А теперь, мы немножко отдохнем. Сделаем круг. (Оздоровительная минутка "Этюд души")
- Давайте поприветствуем докторов природы. Они тоже являются богатством нашей Родины. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: Я приветствую тебя, Земля! Вытяните руки перед собой ладонями вперед: Я приветствую тебя, Вода! Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: Я приветствую тебя, Воздух! Поднимите руки вверх ладонями вперед: Я приветствую тебя, Солнышко!
- Возвращайтесь на свои места, и мы продолжим разговор о богатстве нашей Республики.
III задание.
Для того, чтобы наш край процветал и сохранил свои природные богатства, всем необходимо о нем заботиться.
- О чем говорят эти экологические знаки?
Команды выбирают из предложенных запрещающих знаков:
- разрушение почвы вездеходами, тракторами;
- перевыпас оленей;
- уничтожение животных браконьерами;
- загрязнение тундры при добыче нефти.
- Вот видите, сколько богатств в нашей Республике, и мы должны их беречь.
- Скажите, пожалуйста, за каким важным событием следит сейчас весь мир и мы с вами тоже?
- Дети: За олимпиадой!
- Назовите спортсменов, которые прославили нашу Республику на Олимпийских и мировых соревнованиях:
- 1 команда - назовите хоккеистов (Агафонов, Ларионов, Франц, Мальцев и.т.д.)
- 2 команда - конькобежцев (Марина Пылаева)
- 3 команда - лыжников (семья Рочевых, Сметанина, Бажуков)
Наши спортсмены - это тоже богатство нашей Республики и гордость.
- У каждой команды уже собралось несколько частей чего-то целого, которые помогут нам узнать, какое главное богатство есть у нас в Республике. Попробуйте собрать, что же из этого получится, как вы думаете?
- Замечательно! Совершенно верно! Получается карта Республики Коми. Дети смотрят на вид карты и отмечают, что она еще не полностью собрана. Да, действительно, одной частички все-таки не хватает. Значит, еще одно задание мы забыли выполнить. А выполнять, ребята, мы уже будем все вместе.
- Этим заданием будет игра "Да - нет - ка" ("ТРИЗ"). Хотите поиграть?
- В этом волшебном ящике лежит еще одно богатство нашей Республики. Угадаете, что это? Помните правила игры? Вы задаете вопросы, на которые можно отвечать только "да" или "нет". Дети задают вопросы, например:
- Это деревянное?
- Нет (ответ воспитателя).
- Это сделано руками человека?
- Нет (ответ воспитателя).
- Это природный мир?
- Да (ответ воспитателя) и т.д.
Таким образом, дети угадывают, что загадано.
Дети отгадывают правильный ответ - клюква.
- Очень хорошо, вы правильно задавали мне ответы и быстро пришли к нужному ответу! А теперь приложим последнюю часть к нашей карте и узнаем, что же все-таки является главным богатством нашей Республики? Переворачиваем карту, а на ней написано - Человек.
- Конечно, это человек и его здоровье. Это и мы с вами, ребята! Это и есть главное богатство нашей Республики. Поэтому вы с детства должны беречь, любить и охранять природные богатства, укреплять свое здоровье, закаляться, заниматься спортом.
- У нас интересно и быстро прошло занятия, вы сумели показать знания, проявить смекалку и умение дружно работать в команде. Спасибо за занятие. Чтобы вы стали еще крепче, здоровее я предлагаю вам угоститься клюквенным морсом.