Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.
Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности.
Важное значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют, семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.
К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль - роль ученика и выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания.
Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором господствует логика эмпирических связей вещей, основанная на практическом использовании.
Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии:
- усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
- усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
- усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их операциями.
Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.
Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.
Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.
Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.
У младших школьников высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять, выполняя учебные действия. Классному руководителю важно обратить внимание на мотивацию прихода ребенка в школу.