В статье мне хочется описать основные этапы работы над ученическим социально-значимым исследовательским проектом и предложить рекомендации по мотивации и организации работы как группы учащихся, так и каждого ее участника, а также рассмотреть основные навыки и умения, которые приобретаются детьми.
Данный материал является отражением опыта работы над проектами по защите окружающей среды, над которыми мои учащиеся работают с 2006 года. Результаты работы над одним из проектов “Музыка и человек” были представлены на международной конференции YouthCaN—2007 в США.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов iearn.org и youthcanworld.org.
Цель работы над социальным проектом: сформировать у подростков следующие компетентности и умения:
- Определять проблему, решение которой даст определенный результат;
- Разрабатывать план активных действий для решения проблем;
- Находить и фиксировать принятые решения с целью вовлечения в работу наибольшего числа людей из разных слоев населения (одноклассников, учителей, родителей, соседей и т.д.);
- Исследовать и представлять результаты своей работы официальным лицам, от которых зависит принятие решений (школьной администрации, представителям местной власти и т.д.).
Практические навыки и умения, которые учащиеся получают, работая над проектом:
- Навыки общения: ведение дискуссий, споров, переговоров;
- Умение составлять отчет;
- Навыки сбора, фиксирования и обработки данных;
- Умение пользоваться различными источниками информации;
- Понимание нужд и интересов определенных групп людей;
- Понимание возможного конфликта социальных, экономических, экологических и других интересов;
- Презентация своего видения решения проблем.
Как сделать проект успешным
- Избегайте сложных в техническом исполнении проектов;
- Не пытайтесь решать глобальные проблемы, а сосредоточьтесь на решении практических задач;
- Попытайтесь сделать проект интересным для учащихся и их родителей;
- Проведите предварительные исследования, чтобы показать актуальность работы над проектом.
Как создавать команду для работы над проектом
Работа группы всегда сопряжена с рядом объективных сложностей. Руководитель проекта должен это понимать и не отмахиваться от проблем, а искать пути их решения. Прежде, чем собирать команду учащихся для работы, заполните предлагаемую ниже таблицу и определите для себя возможные пути решения обозначенных проблем:
Проблема | Решение |
Создание новой команды требует времени | |
Участники должны чувствовать себя частью команды | |
Взрослые не должны давить на детей и навязывать им свое видение проблемы | |
Команда должна собираться после уроков в удобное для всех время |
Поддержка и мотивация группы
После того, как команда сформировалась, учитель должен поддержать интерес каждого участника к работе в группе, найдя ответы на вопросы:
- Как организовать работу группы как единого целого?
- Какой вклад в интересах всех может внести каждый?
Поддержка группы
Учитель должен направлять работу группы таким образом, чтобы:
- Каждый чувствовал себя активным участником процесса;
- В группе не было конфликтов;
- Лидеры давали возможность высказываться всем членам группы.
Поддержка каждого
Учитель должен знать и понимать следующее:
- Цели каждого участника группы;
- Способности каждого обсуждать проблемы в группе;
- Как поддержать каждого участника группы.
Формальное признание и оценка работы каждого
Необходимо довести до каждого участника группы ответы на следующие вопросы:
- Можно ли получить сертификат или иной документ, подтверждающий участие в работе над проектом?
- Какие существуют способы поощрения?
- Как оформить полученные материалы для портфолио?
Планирование работы над проектом
После того, как группа выбрала тему проекта, надо определить, какие задачи предстоит решить. Надо понимать, что результат работы над проектом — это достижение конкретных целей. Условно говоря, результаты должны быть:
- Измеряемыми;
- Достижимыми.
На первом этапе работы необходимо сформулировать, что мы хотим получить. Результаты можно занести в таблицу:
№ п/п | Цели |
Далее нам надо понять, что надо сделать, чтобы достичь цели. Результаты обсуждений также лучше зафиксировать на бумаге:
Цель 1
Действия (как достичь цели)
1 | |
2 | |
3 |
Должны быть четко расписаны действия всех членов группы и определены сроки:
Действие 1
Кто выполняет | В какие сроки |
и т.д.
На следующем этапе целесообразно свести все действия в один план работы над проектом (кто, что делает, когда).
Кого надо привлекать к работе над проектом.
Необходимо решить, надо ли привлекать кого-нибудь к работе над проектом. Могут ли учащиеся самостоятельно получить все необходимые данные и информацию. Помните, что люди не всегда охотно вовлекаются в работу.
Заполните предлагаемую таблицу:
Кто может помочь | Почему его стоит привлекать к работе над проектом | Что вы можете попросить его сделать |
Если вы решили попросить у кого-нибудь помощи, то следуйте данным советам:
- Вежливо и четко объясните, почему вы просите помощи;
- Убедите собеседника, что вы надеетесь именно на его помощь;
- Выберите нужный способ общения (личные беседы, письма, телефонные разговоры).
Определение успешности работы над проектом.
Для того, чтобы определить, успешной ли была работа, сведите результаты всех действий и решите, все ли участники группы довольны ими, привели ли полученные результаты к достижению поставленных целей. Это будет видно из таблицы:
Цель 1
№ п/п | Действие | Результат | Устраивает ли результат группу |
Несколько советов руководителю проекта:
- Будьте вдохновителем группы;
- Направляйте работу, а не учите, что надо делать;
- Помните, что учащиеся должны быть уверены в нужности проекта;
- Не забывайте, что мнения и взгляды ребенка надо принимать с уважением, сделайте так, чтобы ему хотелось высказывать их;
- Обеспечьте необходимую поддержку и помощь.
Как избежать возможных ошибок:
- Учитывайте уровень развития участников группы и потенциальной аудитории;
- Принимайте точку зрения детей, а не навязывайте свою;
- Тщательно готовьтесь к защите проекта или к презентации результатов работы, чтобы докладчики могли ощутить успех своего выступления, а следовательно, нужность выполненной работы.
Обобщая и дополняя вышесказанное, мне хотелось бы представить таблицу, показывающую, какие компетентности и навыки приобретают и развивают учащиеся, работая над проектами, какими видами деятельности и приемами они овладевают
Компетентности, умения | Необходимые навыки | Виды деятельности (Приемы) |
Определять стремления и ставить цели |
|
|
Понимание необходимости отражения различных точек зрения | Определение разброса и учет всех точек зрения и интересов по конкретному вопросу. |
|
Признание прав респондентов |
|
|
Умение определять подходящие средства и методы проведения исследования |
|
Работа с различными источниками информации, изучение существующего опыта. |
Умение создавать план работы |
|
|