Тип урока: изучение нового материала
Время проведения: 45 мин
Ведущий метод: проблемное изложение
Приемы: эвристическая беседа.
Цели:
- Образовательная: формирования навыков у учащихся в применении формул параллельного соединения;
- Развивающие: развитию мыслительных операций: анализ, аналогия, сравнение, обобщения, внимания; монологической и диалогической речи;
- Воспитательные: формирование активной личности, воспитание навыков аккуратной работы (записи в тетради и на доске), формирование навыка самостоятельной работы.
Задачи:
- проведение работы по повторению изученного материала;
- ввести в рассмотрение новый тип соединения;
- вывести формулы для параллельного соединения
- продемонстрировать и научить применение формул параллельного соединения;
- проверить уровень сформированности умения применять формулы и работать с приборами;
Оборудование: мультимедийный проектор, набор приборов на каждый стол (источник тока на 4В, ключ, амперметр, резистор, реостат, вольтметр), раздаточный материал
Структура урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- Введение нового материала.
- Воспроизведение.
- Проверка степени усвоения материала.
- Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Презентация
- Проверка домашнего задания.
- Какое соединение изображено на рисунке (рис.1.)?
(Рисунок 1)
- Какое соединение называют последовательным?
- На рисунке представлено последовательное соединение. Сформулируйте, какая взаимосвязь существует между физическими величинами, характеризующие электрический ток.
- Выполните задания по карточке (рис.2).
(Рисунок 2)
- Начертить принципиальную схему электрической цепи и указать знаками (+;-) полярность зажимов измерительных приборов.
- Найдите напряжение на реостате R1 и R2
- Вычислить фактическое сопротивление каждого реостата.
- Вычислите полное сопротивление последовательного соединения реостатов
- Актуализация знаний.
Какой прибор на схеме был соединен не последовательно? Как подключается вольтметр?
- Введение нового материала.
Посмотрите на следующий рисунок (рис.3).
(Рисунок 3)
При параллельном соединении проводников входы проводников подсоединены к одной точки цепи, а выходы проводников к другой точке.
Резисторы независимо от их величины находятся при одинаковом напряжении U (рис.4.).
(Рисунок 4)
U=U1=U2
I = I1 + I2
В объяснении материала опираюсь на аналогию течения воды по каналу с течение электрического тока по проводнику, где молекулы воды отождествляются с движущимися заряженными частицами.
- Воспроизведение.
- Проверка степени усвоения материала.
- Собрать электрическую цепь (рис.6.)и подключить к источнику тока.
(Рисунок 5)
- Снять показания приборов. Записать сопротивление резистора.
- Определить силу тока на резисторе, на реостате.
- Вычислить сопротивление реостата.
- Найти общее сопротивление
Учащимся раздаются материал, который содержит схему цепи электрической и бланк для записи практической задачи.
Практическая работа
Фамилия имя ________________________________
- Показания приборов:
U = _______; тогда U1 = _______; U2 = _______;
R1 (резистора) = _______.
- Сила тока на всем участке I = ________.
- Сила тока на резисторе согласно закону Ома I 2= ___________. Используя формулу связи сил тока для параллельного соединения I1 (реостата) = _____________.
Согласно закону Ома сопротивление лампы R2 (реостата) = _______________.
Общее сопротивление согласно формуле для параллельного соединения R = ______________.
- Итог урока. Домашнее задание.
- §17, вопросы
- № 72, стр.140