Содержание курса “Текстильные материалы. Обработка шерсти. Получение пряжи.
Вязка” направлено на овладение младшими школьниками необходимыми в жизни
элементарными приемами ручной обработки шерсти, получение пряжи, вязки,
знакомство наиболее распространенных в быту и хорошо известных текстильных
материалов.
Программа содержит примерный перечень практических работ, наблюдений. Учитель
вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиции, возможностей
школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень
изделий и практических работ. При этом нельзя забывать о доступности и
посильности для младших школьников.
Приобретение навыков культуры труда учащихся – одно из основных требований
программы трудового обучения в начальных классах: как ученик готовит рабочее
место, соблюдается ли порядок до конца урока, правильно ли использует
инструменты, рационально ли расходует материал и время при изготовлении изделия.
Учитель сам решает, какие приемы и методы применить на уроке, какую выбрать
форму обучения для успешного развития трудовой активности и самостоятельности
учащихся.
Использование технологических карт увеличивает время практических работ,
позволяет самостоятельно решать практическую часть урока.
Цель.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
Задачи:
- Передача опыта взрослых детям, усвоение детьми определенных знаний об обработки шерсти и волокнистых материалов с использованием простейших инструментов ручного труда, дальнейшее совершенствование умений работать по технологической карте.
- Формирование у детей обще трудовые умения, культуру труда, активного творческого отношения к труду, самостоятельность в труде, трудовую дисциплину, планировать и организовать свою работу, работу товарищей, осуществляет самооценку и самоконтроль в труде.
- Воспитание трудолюбия, коллективизма.
Содержание программы
4–й класс
Бытовой труд (10 часов)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с шерстью, прялкой спицами.
Технико–технологические сведения.
Текстиль. Текстильные материалы.
Текстильные волокна. Природные волокна – Хлопок волокна хлопка. Лен. Пенька. Кенаф. Кендырь. Джут. Шерсть. Шелк натуральный – 1 час.
Химические волокна – Искусственные волокна. Стеклянное волокно. Синтетические волокна – 1 час.
Вата.
Прядение. История прядения. Пряжа. Прядение – 1 час.
Получение шерсти. Стрижка. Очистка. Прядение – 1 час. Получение пряжи. Скручивание. Обмотка. Стирка. Сматывание в клубок – 1 час. Вязание. Набор петель – 1 час. Лицевая петля – 1 час. Изнаночная петля – 2 часа.
Тема для бесед: “Из чего делается пряжа?”. “Натуральные и химические волокна”.
Опыты и наблюдения. “Моя бабушка прядильщица”. “Шерсть это тепло и здоровье”.
Практические работы. Дома участвовать при стрижки овец (осенью, весной). Очистка шерсти. Получение из двух ниток шерсти пряжу. Скручивание. Обмотка. Стирка. Сматывание в клубок. Набор петель. Лицевая петля. Изнаночная петля. Разные узоры.
Примерный перечень изделий: варежки, носочки. Одежда для моей куклы:
накидка для кровати, одеяло и т.д.
Перспективное тематическое планирование по технологии
№ п/п | Кл. | Кол–во ч. | Тема | Знания | Умения и навыки | Упражнения, технологические задания | Техника безопасности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 1 | Работа с текстильными материалами Текстиль, текстильные материалы. Текстильные волокна. Природные волокна. Химические волокна. |
Понятие о текстиле. Волокна и их разновидности: текстильные, природные, химические. Получение и назначение, свойства волокон. | Различать и выбирать волокна. Запомнить их разновидность составление ряда композиции из волокон (аппликация) | Изготовление аппликационной работы из материала текстиль | 1. Подготовка рабочего места. 2. Держи рабочее место в порядке. 3. Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно. 4. Главное правило “Работать надо дружно!”. |
|
2 | 1 | Вата (волокна хлопка, шерсть животных, искусственные и синтетические волокна). Прядение (краткая историческая справка). Пряжа (натуральная, искусственная – по материалу) по выработке, по способу отделки. Прядение. Получение пряжи. Скручивание. | Использование и применение ваты. История о прядении. Получение пряжи. Прядение (Прядильщица, прядильные машины, прялка, пряжа) | Очистка шерсти (практическая работа, прядение (наблюдение за работой), получение пряжи, скручивание (практическая работа) | Участие при очистки шерсти. Наблюдение за прядением. Получение готовой пряжи. (из 2–х ниток получение одной нитки – пряжу) скручивание. | 1. Одежда для очистки: рукавички и фартуки. 2. Самостоятельное соблюдение правил гигиены и безопасности в рабочем месте с острыми вещами. |
|
3 | 1 | Вязальные нитки Шерсть. Скручивание. Обмотка. Отглаживание. | Шерстяные, полушерстяные, шелковые нитки, искусственные и синтетические волокна. | Скручивание шерсти. Обмотка. Стирка. | Выполнение скручивания шерсти и обмотка. Стирка шерсти t° + 40°, +30° не допускается отглаживанию или допускается слабо нагретым утюгом. | 1. Безопасность работы с острыми вещами. 2. “Работать надо дружно!” |
|
4 | 1 | Сматывание шерсти клубок. Вязание. | Сматывание. Понятие петля. Материал и инструменты для вязания. | По технологической карте выполнение набора петель | 1. Начало вязки, состояние нитки в руке. (схема). 2. Состояние спицы при снятии первой петли (схема) 3. Набор других петель (схема) |
1.. Расстояние между руками и глазом 35–40 см. 2. Клубочки с правой стороны в ведерке. 3. Спина прямая. 4. Осторожная работа со спица ми те же, что в др. |
|
5 | 1 | Вязание | Лицевые петли | Обыкновенная платочная вязка (схема) | Получение платочной вязки: 1-й ряд – набор петель 2-й ряд – все остальные лицевые петли |
Те же. | |
6 | 1 | Вязание | Изнаночные петли | Обыкновенная чулочная вязка | 1-й ряд – набор петель 2-й ряд – вязание лицевых петель до конца ряда 3-й ряд – вязание изнаночных петель до конца ряда 4-й ряд как 2-й ряд 5-й ряд как 3-й ряд |
Те же | |
7. 8. | 2 | Вязание | Лицевые и изнаночные петли | Выполнение изученных петель | |||
9. 10. | 2 | Обобщающий урок | Технология обработки натуральной шерсти в домашних условиях | Получение пряжи: очистка шерсти, прядение, получение
пряжи, скручивание, обмотка, стирка. Вязание: набор петель, лицевые и изнаночные петли |
Составление технологической карты получение пряжи вязки | Осторожная работа со спицами те же что и др. |
Схема классификации волокон, идущих на изготовление пряжи и ткани.
Из этого следует, что значительная часть волокон относится к натуральным.
Литература
- Программа. Начальные классы 1–4. Просвещение, 1999 год.
- А.М. Гукасова. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах.
- Н.Е. Цейтлин, А.П. Демидова. Справочник по трудовому обучению.
- В.И. Романина. Дидактический материал по трудовому обучению.
- В.Г. Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению.