Урок математики в 6-м классе по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Образовательные задачи: помочь детям самостоятельно найти закономерность сложения положительных и отрицательных чисел. В процессе исследовательской работы открыть и сформулировать правило.

Познавательные задачи: продолжить формирование теоретических знаний по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел» и умений сложения чисел с разными знаками.

Развивающие задачи:

  • Развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • Развитие способностей запоминания, анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения.

Оборудование: Телевизор, видеомагнитофон, проектор, видеофрагменты, мультимедийная презентация (приложение 1), раздаточный материал, плакаты.

Эпиграф:

Торопись, ведь дни проходят
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни: все в твоих руках.

- Ребята. Вы любите смотреть мультфильмы? С этого и начнем урок.

Запись мультфильма «Ну, погоди» 9,8,7,6,5,4,3,2,1

- А вы можете продолжить счет волка?

- Какие это числа?

- А что мы знаем об отрицательных числах?

1) Работа устно:

Учитель:

- Вот перед вами число

(-23)

- Что расскажет нам оно?

  1. Прочитайте его
  2. Какое это число?
  3. Назовите его модуль?
  4. Где располагается на координатной прямой?
  5. Назовите соседние с ним целые числа?
  6. Назовите два числа меньших его?
  7. Назовите два числа больших его?
  8. Назовите противоположное число?

Учитель:

Числа отрицательные – новые для вас.
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс.
Сразу поприбавилось вам теперь мороки
Учимся складывать числа с разными знаками
Сегодня на уроке.

2) Сложение чисел с разными знаками

- А где вы встречались с отрицательными числами?

- А я увидела вот такой сюжет по ТВ

Видеозапись прогноза погоды.

- Что означает эта запись?

- Положительные числа называют теплыми, а отрицательные – холодными.

Эти числа можно использовать для обозначения и других противоположных состояний.

Например, в древности математики отрицательные числа называли словом, которое означало «долг», в отличие от «имущества» - положительного числа.

Бережливый хозяин должен хорошо знать как размер своего имущества, так и свои долги. Эта «двойная бухгалтерия» служит хорошей иллюстрацией для положительных и отрицательных чисел.

Вместо записи «есть в наличии 3 руб.» или «есть 5 руб. долга» можно написать кратко +3 руб. или -5 руб.

ИГРА (по рядам):

- Предлагаю вам аукцион!

Видеозапись мультфильм «на рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал».

На столах лежат кошельки.

Учитель:

- Ребята, предлагаю вам купить эту корову за 7000руб. Посмотрите, сколько денег лежит в ваших кошельках? Устроим торги. Какая из групп может ее купить? (у 1 группы – 10000руб, у 2 группы – 6000руб и у 3 группы – 7000руб.) 1 и 3 группы.

- А почему молчит 2 группа? (не можем купить т.к. нам не хватит денег)

- Купите корову в долг. Сколько вы останетесь должны? (1000 руб.)

- Если корову купит первая группа, то сколько денег у вас останется? (3000) Как математически это можно записать? (+3000)

- Если корову купит 2 группа, то сколько денег у них останется? (0)

- И 3 группа, если купит корову в долг, то как можно записать математически их долг? (-1000).

- А теперь ребята, я готова продать вашему классу золотой ключ к знаниям по теме: «Сложение положительных и отрицательных чисел».

- Сколько рублей ваш класс сможет мне заплатить, если предположить, что каждая из групп купила уже по корове? (2000 руб). Почему только 2000 руб? (потому, что 1 первой группы осталось 3000, у второй долг 1000 и у третьей 0)

- Т.е. вы сложили остатки денег после покупки коров?

- Запишем в тетрадях: +3000+(-1000)+0=+2000.

Учитель:

Видеозапись мультфильма «На ринге»

Учитель: Боксер в красной майке сначала получил 8 штрафных очков.

Ребята, как вы думаете, штрафные очки можно записать с помощью каких чисел (положительных или отрицательных)?

С помощью знаков «+» и «-» можно обозначать выигрыш и проигрыш. Проведем опыты с двумя игральными кубиками – красного и синего цвета. Красный кубик будет показывать выигрышное число очков, а синий кубик – проигрышное число очков.

Я держу в руках два кубика, один из них показывает выигрыш в 2 очка, а другой проигрыш в 3 очка. Каждое число очков мы будем записывать с соответствующим знаком: +2 и -3.

Задание: Используя знаки + и – запишите число очков для каждого случая: +4, +5, -1, -6.

Прочитайте ваши записи.

Что обозначают знаки + и - ?

Бросить два кубика разных цветов. Выпало +3 и -5 очков.

Как вы думаете, чему будет равна сумма очков? (-2) Правильно, ведь, проигрышных очков на 2 больше, чем выигрышных.

Сумму очков будем записывать так: (+3)+(-5)=-2 и читать так «плюс 3 да минус 5 получится -2».

Запишите сумму для каждого случая и прочитайте полученный результат: (+4)+(-6)= (-2); (-4)+(+6)=(+2); (-1)+(+5)=(+4). (один ученик у доски для проверки).

Бросить два кубика разных цветов, но так, что на каждом из них выпало одинаковое число очков.

Ребята, а чему будет равна сумма очков в этом случае? (0).

Найдите сумму очков в каждом случае: +1+(-1); +6+(-6); -2+(+2).

Сколько всего возможно случаев, при которых сумма равна нулю, в опытах с двумя разноцветными кубиками? (6)

Какое противоположное число очков, для числа очков +3?

Назовите противоположное число очков для +5; -4; +1; -2 очков.

Восстановите стертые записи: (один ученик у доски)

а) (-4)+(+4)= ;

б) (-4)+(+5)= ;

в) ( )+(+3)=(-2);

г) (-5)+( )=- 2 ;

д) (+6)+( )=+1;

е) (-3)+( )= 0 ;

ж) ( )+(-6)= -4; з) ( )+(+2)= 0.

Сформулируйте выводы:

  • Если выигрышных и проигрышных очков поровну, то получится…..
  • Если выигрышных очков больше, то получится………
  • Если проигрышных очков больше, то получится……..

Закрепление: игра на 3 группы «Кто быстрее?»

Выполните сложение, замените ответы соответствующими буквами. Расшифрованное слово запишите в тетради.

 М

 Р

 Б

 А

 У

 П

 Г

 Т

 Х

 -4

 -2

 -5

 0

 1

 -1

 4

 -3

 2

(-10)+ (+5)

(+6)+(-8)

(+4)+(-4)

(+5)+(-3)

(+2)+(-6)

(-9)+(+9)

(+9)+(-5)

(+8)+(-7)

(+5)+(-6)

10)(-4)+(+1)

11)(-6)+(+6)

Каждый ученик выполняет задание в тетради, от группы один ученик записывает на доске слово, которое получилось.

- Итак, вы угадали слово БРАХМАГУПТА. Это имя известного индийского математика, который жил в 7 веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Вот как он формулировал правило сложения чисел с разными знаками:

Сумма двух имуществ и долга равна их разности.

Задание: Заполните две таблицы по образцу (у каждого ученика две таблицы и на доске заготовлены две уже заполненные таблицы закрытые для проверки):

а

b

| a |

| b |

| a | ? | b |

| a |-| b |или| b |-| a |

a+b

-4

5

4

5

4<5

5-4=1

1

4

-2

4

2

4>2

4-2=2

2

-6

10

6

10

6<10

10-6=4

4

8

-5

8

5

8>5

8-5=3

3

а

b

| a |

| b |

| a | ? | b |

| a |-| b |или| b |-| a |

a+b

4

-5

4

5

4<5

5-4=1

-1

-4

2

4

2

4>2

4-2=2

-2

6

-10

6

10

6<10

10-6=4

-4

-8

5

8

5

8>5

8-5=3

-3

- Сравните эти таблицы. Что в них общего? В чем разница? (В одной таблице в результате сложения получились положительные числа, в другой – отрицательные)

(Складывали два числа с какими знаками? (с разными)

В первой таблице сумма этих чисел получилась каким числом? (+),

А во второй? (-)

Как вы думаете от чего зависит сумма?)

- Чем вы можете это объяснить? (В первой таблице модуль положительного числа больше отрицательного, а во второй наоборот)

- Какой может получиться результат при сложении чисел с разными знаками? (в результате может получиться как положительное, так и отрицательное число)

- От чего будет зависеть знак суммы? (от знака того числа, модуль которого больше)

- Итак, при сложении двух чисел с разными знаками в результате нужно поставить знак того числа, модуль которого больше.

- А как найти сумму двух чисел с разными знаками? (нужно из того числа, модуль которого больше, вычесть число, модуль которого меньше)

- Вот мы и подошли к правилу сложения двух чисел с разными знаками:

«Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: (Что сделать?)

  1. из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
  2. поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше»

-А теперь сравним ваши выводы с правилом из учебника!

Самостоятельная работа: (получите рисунок), за верно выполненные задания уч-ся получают карточку-картинку.

(-18)+(+8)

 

 

(-7)+(+3)

 

 

(+13)+(-9)

 

 

(+9)+(-1)

(+20)+(-10)

 

 

(+8)+(-8)

 

 

(-19)+(+11)

 

 

(+3)+(-6)

(-15)+(+6)

 

 

(-10)+(+5)

 

 

(-20)+(+7)

 

 

(+13)+(-2)

(+17)+(-3)

 

 

(+1)+(-3)

 

 

(+20)+(-1)

 

 

(-20)+(+1)

(+6)+(-1)

 

 

(+14)+(-8)

 

 

(+17)+(-4)

 

 

(-15)+(+18)

(-16)+(+2)

 

 

(-14)+(+8)

 

 

(-12)+(+1)

 

 

(+4)+(-2)

Учитель:

При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри!
Если разного названья,
победит «сильнейший знак»
разность модулей найди ты
и все время делай так.

6) Домашнее задание: ИГРА в лото.

Индивидуальное задание: найти значения выражений по карточкам. Групповое задание: получить зимний пейзаж.

5) Подведение итогов

- Выставление оценок.

- Оцените степень сложности урока:

«+» - легко

«0» - обычно

«-» - трудно