Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация.
Понятие социализации является одним из опорных понятий, применяемых при развитии и становлении личности. Социализации определяется как процесс становления у индивида ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущей данной социальной общности, обществу в целом или группе.
Социализация осуществляется в ходе направленного воздействия на человека, как в системе воспитания, так и под влиянием круга других факторов: семейное и внесемейное общение, искусство, средства массовой информации и др.
Каждому возрасту соответствует свой тип социализации. Социальные психологи выделяют две основные стадии:
- первичную – характерную для раннего детства стадию приобщения индивида к обществу (установки, нормы);
- вторичную – стадию, на которой индивид играет активную роль в изменении своего окружения.
В нашем образовательном учреждении обучаются дети младшего школьного возраста. Поэтому для классного руководителя особенно актуальной проблемой является социализация младшего школьника, ибо именно в этот период выкристаллизовываются основные структуры личности.
Мощным стимулом социализации младшего школьника, его творческого развития, расцвета способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств, поступков является досуг, представляющий феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования личности осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
Досуговеды выделяют разные формы досуга: игра, конкурс, соревнование, праздник. И одна из наиболее интересных форм досуга для младшего школьника – это праздник. Праздник в системе социализации младшего школьника играет огромную роль.
Праздник – это не только прекрасное средство развлечения, развития, формирования у детей навыков социального поведения, но, прежде всего, это комплексная форма воспитания, которая сочетает в себе нравственное и эстетическое воздействие на ребенка, включение детей в разнообразные виды деятельности.
Поэтому в основе традиционных школьных мероприятий лежит именно такая форма работы как праздник. На протяжении нескольких лет работы нашего коллектива стало традицией проводить такие праздники, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья », «Папа, мама, я – творческая семья», «Я у деда первый внук», «Бабушка и я – лучшие друзья», праздник Первого звонка, «День коллекционера», «Слет отличников и активистов», «Турслет» и др.
Многие праздники стали для обучающихся школы и родителей традиционными, так как привлекли к себе большой интерес. Все проводимые традиционные праздники направлены на реализацию таких направлений воспитательной работы, как:
- художественно-эстетического,
- интеллектуально-познавательного,
- гражданско-патриотического,
- эколого-спортивно-оздоровительного.
На психологическом уровне процесс социализации младшего школьника через организацию традиционных мероприятий осуществляется посредством формирования и развития направленности у детей на усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей, проявление социальной инициативы, сохранение природы, постижение таинства искусств, учение, направленности на других людей и на себя.
Рассмотрим формирование и развитие каждой направленности через организацию, и проведение традиционных праздников в школе.
Усвоение и соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей формируется у ребенка при участие в таких праздниках, где «добро побеждает зло» или «знания побеждают незнания». Например, праздник Первого звонка, где ребята, прежде чем войти в мир знаний, должны преодолеть препятствия или помочь кому-либо из сказочных героев. Принимая участие в празднике «Папа, мама, я – читающая семья», ребенок должен понять, что победитель – это тот, кто знает произведение автора, много читает.
Готовясь совместно с родителями к участию в празднике «Папа, мама, я – творческая семья», ребенок постигает таинство искусств, включается в разнообразные его виды: ИЗО, музыка, хореография, декоративное творчество и др., демонстрируя при этом свои успехи.
Участвуя в таких традиционных, мероприятиях как «Папа, мама, я – творческая семья» и «Папа, мама, я – читающая семья», ребенок познает такие истины, как «чтение - лучшее учение». Вся его деятельность при подготовке к празднику направлена на учение.
Праздники, проводимые в рамках эколого-спортивного направления «Папа, мама, я – спортивная семья» и «Турслет», направлены на сохранение не только своего здоровья, но и природы, экологической среды.
Нельзя не отметить такие две, на мой взгляд, главные направленности, которые формируются у ребенка во время подготовки и участия во всех традиционных праздниках, проводимых в образовательном учреждении.
Это:
- Направленности на других людей, с целью их познания и взаимопонимания.
- Направленность на себя. Постижение своего мира и актуализация своих творческих потенций.
Таким образом, проведение традиционных мероприятий помогает классному руководителю создать образовательную общность, объединяющую детей и взрослых, пробуждает интерес друг к другу, раскрепощает участников, помогает родителям вспомнить детство и лучше понять своего ребенка, повышает уровень коммуникативной культуры участников, способствует их духовному единению.
«Детство» в индивидуальном варианте – это устойчивая последовательность актов взросления растущего человека. И от того, как пройдет вхождение ребенка в социум, зависит его дальнейшая жизнь.