Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний.
Информатизация образовательного процесса – одно из приоритетных направлений модернизации образования, включающее в себя целый ряд таких важных задач, как:
- обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой и средствами коммуникации;
- обеспечение школ электронными средствами обучения;
- автоматизация управленческой деятельности администрации школ;
- внедрение информационных технологий в учебный процесс школ;
- подготовка и повышение квалификации учителей по использованию ИКТ в образовательном процессе.
В соответствии с государственной программой информатизации образования, школы России были оснащены компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением с подключением к сети Интернет. Для учителей общеобразовательных предметов в рамках повышения квалификации на районном, городском и областном уровнях были организованы курсы по обучению работе на компьютере. Это необходимо, т.к. в настоящее время появились электронные учебники по общеобразовательным предметам, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории, тренажеры, тестовые оболочки и т.д.
Наличие вышеперечисленных условий позволяет перевести учебный процесс на качecтвенно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, сдача задолженностей и т.д.).
С увеличением количества компьютеров в школах возрастает их роль, как эффективного средства повышения результативности обучения, в том числе, и по технологии. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень преподавания и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде. Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала.
Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика.
Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии. Учитель технологии должен владеть основами компьютерной грамотности, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows.
Педагог должен уметь работать в офисных приложениях, в частности, текстовом редакторе Word, который представляет собой программу обработки текста. С ее помощью можно создавать различные документы – таблицы, схемы, иллюстрации, инструкционные карты, поздравительные открытки, календари, разрабатывать собственные Web-страницы. Преподаватели могут подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам.
Офисное приложение Excel – это наиболее простая и широко распространенная компьютерная программа для обработки числовых данных. Она позволяет автоматизировать все процессы, создавать диаграммы. С помощью электронных таблиц можно при выполнении проекта найти себестоимость изделия или услуги, рассчитать энергетическую ценность дневного рациона питания, создать простую базу данных. Программа по технологии содержит ряд тем, предполагающих проведение предварительных расчетов. Это актуально для раздела «Домашняя экономика» по таким темам как, например, расчет калорийности продуктов, бюджет семьи, планирование расходов на питание, составление меню и т.д. Здесь неоценимую помощь может оказать такой программный продукт как приложение Excel. Данная программа позволяет не только автоматизировать все расчеты, но и представить их графическую интерпретацию. Кроме того, возможности Excel можно использовать для построения диаграмм, которые наглядно представляют числовую информацию, например, при изучении темы «Рациональное питание».
Графический редактор Paint представляет собой стандартную компьютерную программу, предназначенную для создания и редактирования изображений, и является одним из инструментов компьютерного моделирования. С его помощью можно проиллюстрировать дидактические материалы или пояснительную записку к проекту; выполнить схемы вышивки, вязания, бисеронизания, рисунков (эскиз) орнамента для декорирования ткани, ковров, обоев; найти оптимальное цветовое решение, вариант наиболее удобной расстановки мебели и т.д.
Учитель также может использовать знания, полученные школьниками на уроках информационных технологий для экономии времени при освоении теоретической части разделов технологии.
В настоящее время в школе большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. При оценке проекта важную роль играет уровень его защиты, в том числе, умение использовать наглядный материал. Наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого проекта позволяют компьютерные презентации (слайд-фильмы). Они предназначены специально для сопровождения сообщения показом видеоматериалов на большом экране или на мониторе компьютера. Такие презентации учащиеся могут создавать с помощью программы PowerPoint. Прежде чем приступить к созданию презентации, учащиеся под руководством учителя продумывают ее содержание и структуру. Здесь на помощь может прийти сеть Интернет, цифровая техника (сканер, фотоаппарат). Кроме того, эту программу может использовать учитель на этапе объяснения нового материала.
Помимо вышеперечисленных программ, существует ряд специализированных программных сред, применяемых мной именно на уроках технологии: программа «Вышивка крестом» превращает любые картинки или отсканированные фотографии в проекты для вышивания крестиком. Так же я использую в работе практические пособия по вязанию спицами, крючком. Компьютерные журналы моделей позволяют рассчитать и распечатать индивидуальную выкройку понравившейся модели в натуральную величину; с помощью программы «Салон красоты» можно безгранично экспериментировать с различными прическами, цветом волос и подбирать любой макияж.
Компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют мне разнообразить материал на всех этапах урока, повысить мотивацию учащихся, их заинтересованность, способствовать более прочному усвоению знаний, формировать личностные свойства и качества, определяющие художественное развитие учащихся, вооружить их знаниями, связанными с пониманием искусства, и умением выражать свои взгляды, а так же решать проблему индивидуализации обучения.
Презентация: «Применение компьютерных программ на уроках технологии» (Приложение 1).
Дидактические матеиалы (Приложение 2).
Тест «Рациональное питание» (Приложение 3).