Программа по здоровьесбережению "10 секретов здоровья"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


В последние годы особо остро в стране и в наших школах стоит вопрос детского здоровьесбережения. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А.Семашко, в России сегодня около 40% детей можно считать условно здоровыми.

По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11– 12% детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По данным Института возрастной физиологии РАО за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.

Изучив мониторинг заболеваемости детей школы– интерната, мной на основе экспериментальной программы Новосибирского государственного педагогического Университета и кафедрой валеологии Липецкого института было разработано валеологическое направление в обучении школьников начального звена. Далее в программу валеологического образования были внесены изменения на основе курса

  • “Здоровое поколение”. Орехова Т.Ф. и Кружилина В. (г. Магнитогорск);
  • Комплексной программы “Стань таким, каким захочешь” Тюмасева З.И.
    (г. Челябинск)

и обучение было продолжено с учащимися с ограниченными возможностями в среднем звене.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи– практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

В нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется лечебно оздоровительной деятельности. Еще в 2000 году была создана комиссия по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, которая определила “Программу оздоровления школьного коллектива”. Она включает систему действий, которые осуществляют учителя физической культуры, ритмики, врачи и логопед с помощью остальных педагогических работников. С начала года введены факультативные курсы: ОБЖ, ЛФК, ОФП.

Цель этой работы – укрепить здоровье детей, закалить организм, стимулировать правильное физическое развитие, и наряду с этим снизить недостатки физического развития и моторики. Это обусловлено тем фактом, что психическая неполноценность воспитанников нашего учреждения из– за структурных изменений коры головного мозга сопровождается целым рядом особенностей физического развития. С помощью лечебно– оздоровительной работы улучшается обмен веществ, кровообращение, дыхание. Она тонизирует деятельность центрального и периферийного отделов нервной системы, укрепляет компенсаторные возможности центральной нервной системы. Подобное стимулирование деятельности организма и, в первую очередь, нервной системы является важной предпосылкой успешного обучения и преодоления недостатков учащихся. Через каждодневные утренние гимнастики, физкультминутки, динамические перемены, игры, спорт учащиеся с ограниченными возможностями имеют возможность поправлять свою позу, вносить изменения в движения. Наряду с этим у учеников развивается воля, находчивость, самообладание, быстрая ориентировка.

Важнейшие моменты работы, направленной на укрепление здоровья детей – это: уроки физического воспитания, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, праздники здоровья, занятия лечебной физкультуры.

Так как наша школа является коррекционным учреждением VIII вида, то одним из направлений специального образования является забота о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться в социуме. И валеологическое образование является той из составляющих комплексного процесса обучения, воспитания и развития, которая нацелена, прежде всего, на формирование телесного, духовного и социального благополучия, здоровья подрастающего поколения.

На протяжении веков представление о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Здоровье, как естественное состояние человека, расценивалось и на Западе и на Востоке одинаково. Врачи и философы древности совершенно справедливо полагали, что человек – неотъемлемая часть окружающего мира – большой вселенной. И сам он – маленькая вселенная, микрокосмос – должен жить в постоянной связи и гармонии с окружающим миром. Это и считалось здоровьем. Вообще мысль о том, что здоровье – состояние, при котором соблюдается некий баланс, равновесие, была довольно распространенной в разные времена у разных народов.

В России еще государыня Екатерина II, женщина умная и дальновидная, понимала, как важно подрастающему поколению научиться заботиться о своем здоровье. Учредив городские народные училища в России, она ввела учебный предмет, получивший название “О должностях человека и гражданина”. Ученикам преподавали, как заботиться о своем здоровье и быть принятым в житейском обхождении. Автор учебника, изданного в 1783 году, писал: “Здравием нашего тела мы называем то состояние, когда наше тело свободно от всех недостатков и болезней”

А отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека.

Известно, что проблема формирования образа жизни может решаться с разных позиций посредством:

  • просветительской деятельности;
  • изучения особенностей своего организма;
  • изменение установки по отношению к себе и окружающей действительности;
  • формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

Так как мы имеем дело с определенной категорией аномальных детей, то в процессе обучения надо искать адекватные способы и приемы педагогического воздействия, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

Методика работы строится в направлении личностно–  ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков детей с особыми образовательными возможностями.

Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются и другие специфические для детей виды деятельности – изобразительная, театральная и др.

Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Поэтому задачи факультативного курса по здоровьесбережению ставлю такие:

Воспитывать культуру отношения к своему здоровью

  • развивать физическую культуру, то есть способность человека на протяжении всей жизни использовать движение во благо своему здоровью;
  • развивать физиологическую культуру, то есть знание своей физиологии плюс способность управлять ей;
  • развивать психологическую культуру (научить человека управлять собственными эмоциями, но не подавлять!);
  • развивать культуру интеллектуальную (управлять собственными мыслями).

Оздоровительное и коррекционное воздействие занятий в большей степени зависит от упражнений, которые включены в них. С помощью игр развивается внимание, сообразительность, целенаправленность и сдержанность. Коллективные игры благоприятствуют воспитанию дружеской сплоченности, коллективистских чувств и сознательной дисциплины.

С помощью элементов ритмики воспитывается чувство ритма, темпа, координированность и пластичность движений. Использование музыки как регулятора движений делает занятия ценными для двигательной ортопедии – дети приучаются согласовывать движения с музыкой, усваивать ускоренный или замедленный темп.

Использование ароматерапии на занятиях нормализует психическое состояние учащихся, улучшает циркуляцию крови и лимфы, уравновешивает процессы, протекающие в организме, и тем самым повышает его сопротивляемость вредным внешним воздействиям. Специальная психология говорит о том, что воспитание, обучение и социальная подготовка для детей с особыми образовательными возможностями более значимы, чем для нормально развивающихся, поэтому нужно стараться учить их жить по 4 принципам (4П).

Принимать себя и других такими, какие мы есть.

Понимать себя и других.

Поддержку и помощь себе и другим.

Прощать себя и других.

Уроки здоровья могут планироваться по усмотрению учителя с учетом его возможностей и возможностей детей, количества выделенных часов для занятий и времени проведения, а также условий, в которых они проводятся.

Программа факультативного курса “10 секретов здоровья” рассчитана на 1 год обучения и включает в себя следующие темы:

  1. Сила разума – 4 часа (см. “Презентацию” слайд № 3). Приложение
  2. Сила дыхания – 3 часа (слайд № 4).
  3. Сила физических упражнений – 4 часа (слайд № 5).
  4. Сила правильного питания – 3 часа (слайд № 6).
  5. Сила смеха – 3 часа (слайд № 7).
  6. Сила отдыха – 3 часа (слайд № 8.)
  7. Сила правильной осанки – 4 часа (слайд № 9).
  8. Сила окружающей среды – 3 часа (слайд № 10)
  9. Сила веры – 3 часа (слайд № 11).
  10. Сила любви – 3 часа (слайд № 12).

Уроки здоровья требуют творческого подхода. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры (“Скорая помощь”, “Доктора природы”, “Вопросы – ответы”), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, строения человека, закаливания, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и “Этюды для души” (например “Сотвори солнце в себе”). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, сформировать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Когда дети освоятся, я даю возможность им самим проводить эти минутки: пусть входят в роль учителя. Желательно предоставить возможность испытать силы каждому желающему.

Примеры оздоровительных минуток:

  • потянуться 1–2 раза;
  • сесть ровно и спокойно подышать – отдохнуть;
  • остановить бег мыслей в голове;
  • сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
  • помассировать пальцы;
  • походить по камешкам;
  • сделать 1–2 упражнения для осанки и т.д.

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

Чтобы уроки здоровья детям нравились, важно обеспечить успех первого занятия. Задайте детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Отметьте их искренность, умение улыбаться, радоваться и интересоваться окружающим миром. Хорошо, если дети с помощью учителя смогут в дальнейшем составить индивидуальную программу по самооздоровлению. Туда могут входить такие вопросы, как: потягивание после сна, обливание под душем утром и вечером, хождение по камешкам, своевременный сон, необходимость говорить добрые слова близким и т.п. Дарите детям листики– карточки с добрыми словами, например: “Ты добрый человек!”, они очень радуются этим словам.

На этих уроках нет оценок. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того, чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.

Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует, видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.

Чтобы активизировать процесс работы на уроке мне приходится постоянно подбадривать, поддерживать своих воспитанников, подмечать пусть незначительные, но важные для них маленькие успехи. А когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Невозможно воспитать ребенка словами без личного примера. Только личный пример рождает в детях личную заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздражительным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу и т.д. В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желание прийти на занятие снова.

Валеологическое направление коррекционной работы предусматривает совершенствование эмоционально– волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении знаний , умений и навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера детей с особыми образовательными возможностями, поэтому на уроках предусмотрена и ее коррекция.

Для продвижения ребенка с интеллектуальной недостаточностью считаю существенно важным валеологическое образование. Оно направлено на дальнейшее развитие школьников с особыми образовательными возможностями и предусматривает формирование у них высших психических функций, особенно – мышления. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно– отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социальной адаптации.

Всю работу по здоровьесбережению в школе можно представить следующим образом:

Ожидаемый результат на конец факультативного курса по здоровьесбережению : “10 секретов здоровья”.

Что я знаю и умею:

Умею отслеживать и выражать словами:

– свое настроение, изменение в настроении;

– свои ощущения, которые испытываю при различных действиях со своим организмом– телом (дыхании, пищеварении, звуковой и дыхательной гимнастике, различных видах физических упражнений и т.д.);

– свои эмоции и чувства, испытываемые при общении с людьми, природой, животными;

– как влияет настроение членов нашей семьи на отношения друг с другом;

– что может испортить настроение учителя;

– что происходит вокруг меня, когда мне нездоровиться.

Могу объяснить:

– почему простужается человек;

– почему пища не всегда идет на благо здоровью;

– почему живя среди людей, я не могу быть от них свободным;

– почему я должен жить по законам природы, законам человеческого общежития и нравственности.

Могу с помощью учителя:

– проводить диагностику своего здоровья, вести паспорт своего здоровья и дневник наблюдений за своим здоровьем;

– предотвращать появление простудных заболеваний;

– выполнять упражнения для улучшения памяти и снятия агрессии;

– делать упражнения для снятия утомляемости глаз.

Могу, хочу и делаю самостоятельно:

– точечный массаж;

– массаж лица, шеи, горла и ушей;

– закаляться с помощью холодной и горячей воды;

– выполнять дыхательные упражнения.

Примерный план “Месячника здоровья”

  1. Линейка – открытие “Месячника здоровья”
  2. Еженедельная проверка кабинетов санитарной комиссией и внешнего вида учащихся под руководством врача.
  3. Беседы с врачом.
  4. Конкурс сан. бюллетеней.
  5. Инсценировка сказок и сценок на тему здоровья.
  6. Внеклассные мероприятия по валеологии.
  7. Уроки-игры по здоровьесбережению.
  8. День Здоровья. Спортивный праздник.
  9. Пед.чтения “Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании”
  10. Смотр классных уголков.
  11. Праздник Здоровья (для начального звена).
  12. КТД “По тропе здоровья” (для старшеклассников)
  13. Заключительная линейка.
  14. Награждение.