Цели:
- Раскрыть представление каменного угля как полезное ископаемое.
- Воспитывать чувство гордости за свой край.
- Продолжать развивать умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.
На уроке учащиеся должны усвоить следующее:
Знать:
- Особенности внешнего строения угля, месторождения на Физической карте России.
- Сорта каменного угля.
Оборудование:
– географическая карта РСФСР;
– географическая карта Кемеровской области;
– “Полезные ископаемые” – пособие для уроков
естествознания;
– лупы;
– энциклопедия;
– карточки для индивидуальной и
дифференцированной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная и дифференцированная работа.
1.Тестовое задание: выбери правильный ответ.
Где находятся большие запасы торфа?
а) в горах;
б) в болотах;
в) в пустыне.
Из чего образуется торф?
а) папоротник;
б) мох;
в) деревья.
2. Фронтальный опрос.
– из чего образуется торф;
– почему торф относят к горючим ископаемым;
– объясните, почему торф плохо проводит тепло;
– в чем польза торфа для сельского хозяйства.
Объявление темы урока.
III. Изучение нового материала. (свойства каменного угля)
1. – Учитель биологии: перед вами на столах лежит небольшой кусочек каменного угля, рассмотрим его свойства на опыте.
Опыт:
а) Взять кусок каменного угля. Убедимся, что он плотный и твердый: разломать руками его невозможно. Однако, если уголь ударить молотком он рассыплется на несколько кусочков, значит каменный уголь твердый и одновременно хрупкий.
б) Положить кусочек каменного угля в стакан с водой – он сразу утонет. Значит уголь тяжелый (тяжелее торфа, вы помните, торф в воде не тонет).
Из ответов детей совместно с учителем составляем характеристику
Уголь – плотный и твердый, но хрупкий; тяжелый.
– Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым, но в отличие от торфа, который вспыхивает сразу, разгорается очень долго. Обычно сначала разжигают дрова, а уже затем поверх подкладывают небольшими порциями уголь. Для хорошего горения угля требуется дополнительная подача воздуха (в печи приоткрывают поддувало). Вспомните: кислород, входящий в состав воздуха, способствует активному горению. Загоревшийся угль горит долго, при этом выделяет много тепла, значительно больше, чем при горении торфа и дров. Именно поэтому большинство котельных топят углем.
Каменный уголь – ценнейшее полезное ископаемое черного или темно-бурого цвета, плотное, твердое, как камень.
Учитель географии:
– Самые крупные месторождения каменного угля находятся на юге Сибири (Кузбасс), на северо-западе Урала (у города Воркута), на юге России (у реки Дон). Учитель показывает эти месторождения на физической карте России.
Вопрос:
– Как можно определить на физической карте, где и какие находятся полезные ископаемые? (по условному знаку).
– Каменный уголь на карте обозначен черным квадратом (по настольной карте учащиеся находят месторождения каменного угля).
Физминутка.
Учитель биологии: (виды (сорта) каменного
угля)
На доске таблица. Задание: сравнить между собой виды каменного угля и заполнить таблицу.
Каменный уголь
Виды каменного угля (сорта) |
Цвет |
Блеск |
Горючесть |
1. Антрацит 2. Обычный 3. Бурый |
2. Региональный компонент. (добыча каменного угля)
Учитель биологии:
– Каменный уголь залегает в земле пластами толщиной до ста метров. Добывают уголь во многих районах земного шара. Добычу ведут открытым или закрытым способами.
При закрытом способе строят шахты – глубокие вертикальные колодцы с горизонтальными туннелями. В них мощные специальные комбайны дробят большие пласты каменного угля. Куски угля подаются наверх. Затем в вагонах по железным дорогам уголь развозится по стране.
Открытый способ добычи применяют на тех месторождениях угля, где он залегает близко к поверхности земли. Здесь угольные пласты обычно взрывают, а затем куски угля экскаваторами грузят в огромные грузовики или железнодорожные вагоны.
КУЗНЕЦКАЯ НАША ЗЕМЛЯ
Богата родная Россия,
Но прямо скажу, без прикрас,
Что края любимого красивей
Наш юный могучий Кузбасс.
Люблю его твердую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвездную россыпь
В его молодых городах.
И сталью и углем богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
По сердцу мне снежные горы,
Синь рек, заливные луга,
Колхозных угодий просторы,
Зеленая вечно тайга.
Люблю твою звонкую стужу,
Бодрящую свежесть ветров.
Люблю я широкую душу
Моих дорогих земляков.
Застенчивый, с виду суровый,
Здесь славною жизнью живет
Прямой, хлебосольный, здоровый,
Бесстрашный сибирский народ. О.Жилина
Учитель географии: (работа по карте Кемеровской области)
– Определите по условным знакам, какими полезными ископаемыми богата наша область. (Ответы детей)
– Главное богатство земли Кузнецкой – каменный уголь. Основные его запасы сосредоточены в Кузнецкой котловине. Они огромны (отсюда название земля Кузнецкая). Кузбасс – крупнейший из действующих каменноугольных бассейнов страны. По своим качествам кузнецкий уголь не имеет себе равных. Он хорошо горит. Дает мало золы.
– Каменный уголь в Кузбассе добывается в городах Анжеро-Судженске, Кемерово, Ленинске – Кузнецком, Белове, Прокопьевске, Новокузнецке, Междуреченске (показывает на карте). На севере области близ станции Итат, обнаружены пласты бурых углей, толщина которых достигает 100 метров, а длина и ширина – несколько десятков километров. Бурые угли дешевое топливо для электрических станций.
Учитель биологии:
– Но есть у нас и другие полезные ископаемые, без которых нельзя построить дома, дороги – это песок, глина, гравий. Добывают в Кузбассе красивые, идущие на отделку зданий и площадей, мрамор, гранит.
IV.
Работа с текстом учебника стр. 110.Проблемный вопрос: Где используют каменный уголь и что из него получают.
V. Итог урока.
Фронтальный опрос.- Дать определение каменного угля, рассказать о его свойствах.
- Назовите виды (сорта) каменного угля.
- Почему каменный уголь относят к горючим полезным ископаемым.
- Найдите на карте “Полезные ископаемые России” месторождения каменного угля.
- Назовите города Кемеровской области, где добывают каменный уголь.