Конспект урока истории в 10-м классе "Татаро–монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси в XIV–XV веках"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Повторить, закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты изучаемого курса.
  • Способствовать развитию у школьников интереса к истории, воспитание патриотизма.
  • Рассказать об установлении монгольского ига на Руси и показать принципы управления Русью; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар; осветить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIV – начала XV веков.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

– Здравствуйте, ребята!

II. Опрос

– На прошлом уроке мы познакомились с темой «Татаро-монгольское вторжение на Русь». «Батыево разорение. Вторжение крестоносцев».  Повторение мы проведем в виде викторины «Умники и умницы».
Соревнования называются по-гречески агонами, участники – агонистами. Все остальные в это время теоретики. Если агонист не может дать правильный ответ, то на вопрос отвечает теоретик, первый поднявший руку. За правильный ответ получает «Орден умника». В каждом агоне 3 агониста.

3 теоретика выполняют задание письменно (в этот период).

Работа с перфокартой «Русь в датах»

– Перечислите причины успешных завоевательных походов татаро-монгольской армии.
– Назовите не менее 5 таких причин.
– Какова причина поражения княжеств Руси в борьбе с татаро-монгольским нашествием (план)

Игра «Умники и умницы»

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, но на ней нельзя ошибаться. На желтой дорожке три этапа, ошибиться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. На зеленой дорожке четыре этапа, ошибиться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками.

Приглашаются 3 агониста.

Первый агон. Полководцы, войны, сражения

Розыгрыш дорожек

Подбери к иллюстрации нужную дату. (Используется картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».)

Этап 1. Узнай событие

Зеленая дорожка

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли. (Нашествие Батыя)

Желтая дорожка

Некому было стонать и плакать, некому было скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – все вместе лежали мертвые… (Завоевание Рязани Батыем)

Красная дорожка

Под нами лед, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Не взять ливонцам никогда. (Ледовое побоище)

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

«Требуем от вас, горожане, 10 часть во всем – заявили послы Батыя – в людях, в князях, в конях». Что совет князей ответил Хану? (Только когда нас не будет (в живых) то все ваше будет)

Желтая дорожка

Вы, русские князья, собранные в Киеве Мстиславом Мстиславовичем, узнав о вторжении татар в половецкие земли и об их просьбе оказать помощь. После долгих споров вы приняли решение, какое? (Лучше нам принять их на чужой земле, нежели на своей)

Красная дорожка

Князь Святослав! Удача сопутствует тебе в походах. Какими речами ты воодушевляешь своих воинов? (Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут. Станем крепко. Аз же перед вами пойду)

Этап 3. Когда было сражение

Зеленая дорожка

Невская битва (1240 год)

Желтая дорожка

Нашествие Батыя на Русь (1237-1240 г.)

Красная дорожка

Когда в военной истории опасность представляла «свинья»? (В Ледовом побоище 1242 года войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей»)

Второй агон

Приглашаются 3 агониста на 2 агон.

Розыгрыш дорожек

Кто изображен на полотне? (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III)

Этап 1. Неотосланные депеши

Кто и когда мог отправить такую депешу?

Зеленая дорожка

«Взяли Рязань и Владимир, двинулись к Новгороду, задержались у Козельска – злой город!» (Нашествие Батыя 1238 год)

Желтая дорожка

«Противник разбит. Гнали его 7 верст по озеру. В плен взяли 450 человек» (Ледовое побоище 1242 год)

Красная дорожка

Хан не решился вступить в битву, хоть и дважды пытался перейти через реку. Повернул войска и ушел в орду. (Стояние на реке Угре. Хан Ахмед 1480 год)

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

А. Невский! Говорят, что после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере тобой было сказано («Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская!»)

Желтая дорожка

Дмитрий Иванович! Отправляясь в поход на Дон, ты посетил Троицкий монастырь. С кем ты встретился и для чего? (Сергий Радонежский благословил на битву, дал помощь небесную двум инокам богатырям)

Красная дорожка

Хан Батыя! После разгрома Рязани и разорения рязанской Земли произошла еще одна битва с рязанцами в Суздальской земле. Ты выиграл то сражение, но пленников после битвы отпустил. Почему? (Мы со многими царями во многих землях, на многих бранях бывали, но таких удальцов не видали. Эти люди крылаты и не знают смерти, сражаясь один с тысячью, а два с тьмою» с этими словами были отпущены пленники из отряда Евпатия Коловрата, а тело героя было отдано для погребения)

Проверка домашнего задания

Чтение стихов собственного сочинения о героизме защитников.

Этап 3. Полководцы и события

Зеленая дорожка

На голубом и мокроватом
Чудском потрескивавшем льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От сотворения году.

(Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 г. В допетровской Руси счет велся от Сотворения мира. Именно эта дата и указана в стихотворении.)

Желтая дорожка

Большую, тысяч в триста, рать
Привел… на Дон.
Она дракуном в сто голов
Легла на берегу.
О ней вернее этих слов
Сказать я не могу.

(Куликовская битва, 1380 г.)

Красная дорожка

На помощь половцы позвали
Отбить татарские полки,
Но нет единства меж князьями,
Хоть кони быстры и легки.
И сеча та была сурова
У протекающей реки…
Татары пленников связали,
Покрыли досками и там
На них победу пировали…

(Битва на р. Калке, 1223 г.)

Третий агон

Приглашаются 3 агониста на 3 агон.

Розыгрыш дорожек

Узнай город и покажи его на карте.
Со времен княжения Кия
Над Днепром поднялся новый град
В белокаменной Софии
Побывать каждый русский был рад. (Киев.)

Ой ты, город Великий!
Господин торговых дел!
От боев с Ордою дикой
Ты счастливо уцелел!
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас… (Новгород.)

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!..
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною. (Москва) 

Этап 1. «Чингис-Хан»

Зеленая дорожка

Имя Чингис-Хан переводится на русский язык следующим образом: «Хан великий как океан». Какой же водоем считали океаном монголы? (Озеро Байкал – самый большой известный им в то время водоем)

Желтая дорожка

Именно этих домашних животных в детстве очень боялся маленький Тэмучжин – будущий Чингис-Хан. (Отец Тэмучжина сказал будущему тестю: «Страсть боится собак мой малыш».)

Красная дорожка

За всю историю существования этого великого трансконтинетального пути только основанной Чингис-Ханом монгольской империи удалось получить полный контроль над ним. (Великий шелковый путь).

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

Княгиня Ольга в 945 г. древляне казнили вашего мужа князя Игоря. Легенда гласит, что вы отомстили. Как? (Первых древлянских послов Ольга живьем закопала в землю, вторых сожгла в бане, напоив вином дружину древлян приказала всех убить. У жителей Коростеля взяла дань: по 3 голубя и воробья с каждого двора. К лапкам птиц привязала зажженный прут с серой. Птицы возвратились в свои гнезда под крыши домов, и город сгорел.)

Желтая дорожка

Князь Владимир. Приходили к вам послы от волжских болгар, приезжали послы немецкие и проповедники иудейские. Всем им ты, князь, сказал: «Идите прочь!» Выслушав греческого философа, задумался. О чем? (Князь Владимир выслушал всех послов, затем отправил своих в разные стороны. Вернувшиеся из Константинополя рассказали князю о богослужении в Софийском соборе, и в 988 г. князь Владимир крестил Русь.)

Красная дорожка

Одолели нас печенежские набеги. Нужно защитить границы юго-восточной Руси, и повелел ты, князь Владимир… (Строить города на юге и набирать жителей от словен, от кривич, от чюди, от вятич и селить в эти города).

Этап 3. Откуда эти слова

Зеленая дорожка

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжите и откуда Русская земля стала есть». («Повесть временных лет», начало XII в.)

Желтая дорожка

«Соколи и кречети, белозерские ястреби борзо за Дон перелетеша, ударишася на гуси и лебеди, грянушася копия харалужные, мечи булатныя, топори легкия, щиты московскые, тогда поля кости насеяны…» («Задонщина». Автор – боярин Софроний.)

Красная дорожка

Ты, князь Ярослав Мудрый, перед своей кончиной дал завещание сыновьям своим, сказав им… (Живите в любви, потому что вы братья. На столе моем заместить меня старшему моему сыну Изяславу, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль).

– Итак, мы повторили и закрепили в памяти основные факты, даты, имена периоды вторжения татаро-монголов и крестоносцев на Русь, выявили умников и умниц по этому периоду истории (Они получают оценку «5» – Ф.И. учеников).

III.  Сообщение темы и цели урока

Сейчас мы переходим к изучению новой темы «Татаро-монгольское иго на Руси. Хозяйство Руси XIV–XV века» (открывается тема урока, план на доске). Мы узнаем об установлении монгольского ига на Руси, принципах управления Русью; обобщим итоги и последствия более двухвекового владычества монголо-татар и поговорим о дальнейшем развитии хозяйства Руси.

План:

1. Татаро-монгольское иго. Власть золотой орды и принципы организации ордынской власти на Руси.
2. Последствия его для истории Руси. Дискуссии в историографии.
3. Народные восстания и княжеская политика в отношении ханов.
4. Восстановление хозяйства и культуры.

IV. Изучение новой темы

1. Татаро-монгольское иго. Власть золотой орды и принципы организации ордынской власти на Руси. (Работа по схеме при объяснении темы)

Схема «Система властвования Золотой Орды над русскими землями»

 

Словарная работа: (иго, улус, ярлык, баскаки, ордынский выход).
Русь не просто потерпела урон в противоборстве татаро-монголам, но стала завоеванной территорией, частью Золотоордынской империей. На Русских землях установилось татаро-монгольское иго (иго – политическое и экономическое угнетение). Русь была одной из частей (улусов) громадной империи ханов (улус – в переводе с монгольского – владение). Русь была улусом хана Золотой Орды, а русские князья таким образом являлись вассалами хана. В русских княжествах сохранялась своя военно-административная организация, русские князья правили от имени верховной власти хана, получая из его рук ярлыки на свои княжения, (ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях).
Положение Руси в составе орды отличалось от среднеазиатского региона тем, что на Руси не было постоянной монгольской администрации.
В русских княжествах расположились ордынские карательные отряды во главе с баскаками (представителями ордынского хана на Руси) дословный перевод с тюркского – давители. Баскаки не были наместниками хана в покоренных землях: для этого они не имели ни военной силы, ни своей администрации. Их задача – поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же – наблюдать за исправным сбором и поступлением в орду дани с Руси, того ордынского выхода о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания.
Итальянец Плана Карпини, побывавший в середине XIII века в монгольской империи достаточно определенно очерчивает круг обязанностей баскаков в тех землях, куда завоеватели позволили вернуться прежним правителем, сохранив за ними их владения; «Как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они (баскаки), захотят, то эти баскаки возражают им, что они не верны…»
По доносам баскаков хан вызывал непокорного князя на расправу в орду или для усмирения непокорных посылал карательное войско, которое внезапно обрушивалось на жителей и истребляло их. За вторую половину XIII века ордынцы 14 раз вторгались в пределы рус. княжеств, а Дюдева рать 1293-го года по своим масштабам напоминало Батыево нашествие.
Баскаки занозами сидели на княжеских дворах и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей.
Таким образом, татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменяющуюся со временем систему главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам (а Русь платила дань не только материальными на и многочисленными людскими ресурсами, как ремесленниками, так и крестьянами и горожанами, которых забирали для службы в монгольское войско; с жителей брали не только дань но и другие налоги: по плужные (подать с плуга), ям (сборы для поддержания ямской гоньбы – почтовой службы), корм, собирали подводы, воинов.) В политической – жестким контролем орды за деятельностью князей, в культурном – принудительным использованием русских мастеров, расхищением материальных и культурных ценностей.
Переходим ко второму вопросу.

2. Последствия ига для истории Руси. Дискуссии в историографии.

Задание классу: потери и приобретения Руси законспектировать.

(Выступление ученицы)

В стихотворении «Россия» поэт В. Брюсов писал: Россия! В злые дни Батыя. Кто, монгольскому потопу возвел плотину, как не ты? Чья напряженной воле, выя, за плату рабств, спасла Европу от Чингисхановской пяты?» Согласились бы вы с такой оценкой роли Руси в период монгольского нашествия? Выберите правильный ответ и объясните его:
а) да  б) не вполне  в) нет.

Переходим к третьему вопросу.

3. Народные восстания и княжеская политика в отношении ханов.

Характеристику народным восстаниям даст ученик, покажет различную реакцию на завоевателей в разных социальных слоях населения и позицию князей в этих конфликтах.

(Выступление ученика)

А. Невский дальновидный политик осознавал невозможность противостояния монголо-татарам военным путем, поэтому единственной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения в данное время было сотрудничество с ними. Татары после облавы возвращались обратно в Орду. А цель немецкого и шведского орденов – экспансия и полное включение русских земель в состав и конфессионального государства. Отпор шведам и немцам был важным политическим решением.

Переходим к четвертому вопросу.

4. Восстановление хозяйства и культуры.

Задание детям. Работая самостоятельно с учебником по группам обратить внимание:

1 гр. – что свидетельствует о подъеме хозяйства. (с. 136-137)
2 гр. – что свидетельствует о развитии городов (с. 137-138)
3 гр. – что в социальных группах и сословиях появляется нового? (с. 138-139)

Разбор ответов учащихся по заданиям групп.

V.  Закрепление

Решение тестов.

VI.  Итоги урока

VII.  Задание на дом: п. 20-21 (уч. История России), письм. вопр. 2,4 с. 140. 2 гл. III (уч. Рос. Цивил.).

Список литературы:

  1. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Практическое пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
  2. Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» Выпуск – 1. 2003.