Цель:
- дать понятие “твердые бытовые отходы”;
- акцентировать внимание на проблемах,
- возникающих с увеличением их количества, совместно с обучающимися найти возможные варианты их решения.
Задачи:
Образовательная:
- Изучить проблему ликвидации твердых бытовых отходов, предложить пути ее решения и научиться обращаться с ТБО.
Развивающая:
- Развивать навыки исследования, определив общее количество бытовых отходов населенного пункта – села Ронга и их процентное распределение по разным категориям.
Воспитательная:
- Вместе с обучающимися попытаться найти ответ на вопрос “Что могу сделать я в решении данной проблемы?”
Оборудование: Образцы твердых бытовых отходов, относящихся к разным категориям: бумага, стекло, железные банки, батарейки, пластмасса, древесина; таблица, отражающая анализ бытовых отходов нашего села, самодельные муляжи контейнеров для раздельного сбора мусора, Интернет.
Метод: создание проблемной ситуации, доклады учащихся, практическая работа, использование национально-регионального компонента
Ход урока
Начало урока.
Переход к изучению новой темы.
У нас у всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным.
Скажите, ребята, что вы считаете сейчас свои домом?
(Дети называют свой адрес: с. Ронга.)
А что вы будете считать своим домом, когда поедете учиться в другой город? (Республику Марий Эл.)
А когда вы находитесь в другой стране – ваш дом это – (Россия.)
А что, считают домом космонавты, которые находятся на орбите. (Планета Земля.)
Земля – наш общий дом, который превращается в огромную свалку.
Моя планета – человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Современная экономика поощряет расточительство, новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай...
А старые, но еще годные вещи выбрасываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Вопрос: “Куда деть мусор” становится все актуальнее.
Ребята, как вы думаете:
- Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк.)
- Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию.)
- Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да, есть. Это ГАРБОЛОГИЯ – мусороведение.)
Новая тема.
1. Мусор – что это такое и откуда берется.
В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, оберточной бумаги и заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой и бытовой техникой. Общий термин для вышеназванных материалов – твердые бытовые отходы (демонстрация раздаточного материала).
На протяжении многих лет количество твердых бытовых отходов возрастает: отчасти из-за роста населения, но в основном из-за изменения образа жизни людей, использующих все больше оберточных и упаковочных материалов. Давайте ответим на вопросы:
2. Много ли мусора и какова его судьба?
А) Доклад ученика о проделанной им работе, по анализу и количеству бытовых отходов в его семье.
Цель работы:
– Определить общее количество бытовых отходов и их процентное распределение по разным категориям в пределах одной квартиры.
– Рассчитать количество отходов, приходящие на одного члена семьи.
– Рассчитать количество отходов в одном жилом микрорайоне нашего села.
Результаты работы представляются в виде следующей таблицы:
Бумага | Пищевые отходы | Стекло | Железо | Пластмассы | Древесина | Прочее |
Обертки | Хлебо-булочные изделия | Разбитые бутылки | Консервные банки | Старые игрушки | Дверная ручка | |
Тетради | Остатки картофеля | Лампочки | Использованные батарейки Алюминиевые банки |
Сломанные розетки | Сломанные карандаши | |
Пачки от сигарет | Луковая шелуха | |||||
41% | 21% | 15% | 10% | 5% | 5% | 3% |
Количество отходов, приходящееся на 1 человека – 0,7 кг.
Примерное количество отходов, приходящееся на 1 жилой микрорайон /200 жителей / – 140 кг.
ВЫВОД: отходов много, основная часть их приходится на бумагу и пищевые отходы.
Вопрос: как избавится от отходов?
Б) Сообщение о судьбе мусора, который вывозится из нашего села, подготовленное учащимися, посетившими местный муниципалитет.
(Из сообщений следует, что мусор вывозится на свалку).
3. Свалка – выход ли это?
Открытые горящие свалки.
А) Вплоть до 1960 года большая часть твердых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом:
– они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс;
– продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха.
К концу 1960-х и началу 1970-х открытые горящие свалки запретили.
Б) Как альтернатива: использовались захоронения (могильники).
Мусор зарывали в землю или вываливали на нее и засыпали тонким слоем земли. При этом удавалось избежать как загрязнения воздуха, так и размножения нежелательных животных, но возникали более серьезные проблемы: вымывание веществ и загрязнение грунтовых вод.
Вода с растворенными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем все это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами.
Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит:
– образование метана.
Разложение идет без доступа воздуха – анаэробно, при этом образуется так называемый, биогаз, который на 2\3 состоит из метана. Он распространяется по земле горизонтально, попадая в подвалы зданий, накапливаясь там, взрываясь при зажигании. Официально зарегистрировано более 20 взрывов.
– Просадка грунта.
При гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.
Работа с ресурсами Интернет: требования к современным свалкам и захоронениям.
Вывод: Свалки и захоронения не являются путем решения ликвидации твердых бытовых отходов. Нужны другие пути.
4. Рециклизация – вторичная переработка отходов.
Рециклизация – это молодая, но перспективная отрасль, занимающаяся переработкой мусора.
Проблемы повсеместного внедрения рециклизации:
- СОРТИРОВКА: мы привыкли выбрасывать все отходы в один контейнер и ликвидировать их как единое целое. Что бы ликвидировать эту массу мусора ее следует сортировать либо дома, либо уже после сбора.
- ОТСУТСТВИЕ СТАНДАРТОВ: сортировка затруднена отсутствием стандартов, т.к. в составе сходных или даже в одних и тех же продуктов могут быть разные типы бумаги или пластмассы.
- ПЕРЕРАБОТКА: должны существовать фирмы,
- заинтересованные в получении собранных материалов и переработке их в пользующиеся спросом товары.
- МАРКЕТИНГ. Необходим потребительский или промышленный рынок для покупки продукции, изготовленной из вторичного сырья.
Но препятствия не могут служить причиной для бездействия, наоборот их следует использовать как стимул для творчества.
Итак:
ПУТИ РЕШЕНИЯ:
1. Установка контейнеров с кодовым цветом, либо сортировка его на специальных установках.
Практическая работа “Сортировка мусора”:
Цель: привить навык сортировки отходов.
Дети должны рассортировать по контейнерам с кодовым цветом предложенные отходы.
- белый – для бумаги
- голубой – пищевые отходы
- красный – металлы
- зеленый – пластмассы
- желтый – стекло
- фиолетовый – дерево
2. Применение новых технологий: (на примере рассортированных отходов)
а) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;
б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;
в) пластмассу переплавляют и изготовляют “синтетическую древесину”;
г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;
д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;
е) источник энергии (электростанции на мусоре, но обязательно наличие электрофильтров).
Кроме этого предложены и внедряются сотни других промышленных методов.
Вывод. Для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовать муниципальные службы, при участии местного населения, которым являемся и мы с вами.
Рефлексия.
Что можете сделать вы, чтобы отходов стало меньше: (закончите предложения):
- Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из… (переработанной макулатуры).
- Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).
- Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе).
- Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).
- Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ... (ее выбрасывать).
Домашнее задание:
- Сделать обзор литературы и сообщить о других методах применения твердых бытовых отходов.
- Составить план обращения к местным жителям, для организации раздельного сбора мусора.
- Изготовить листовку на тему “ Земля – не свалка!”