Программа предпрофильного курса по физике в 9-х классах "Электрорадиотехника"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Курс предполагает углубленное изучение тем “Электричество”, “Электромагнетизм”, “Электромагнитные волны” и направлен на формирование интереса к физике с последующим сознательным выбором профессии, подготовку к продолжению образования по профилю и сознательному выбору професии.

Программа поможет усилить заинтересованность учащихся в изучении физики и математики, т.к. теоретическим фундаментом электрорадиотехники служат, в основном, физика и математика. Следовательно, вопросы электрорадиотехники необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи со знаниями школьников по указанным предметам. При этом методы обучения должны позволять так организовать деятельность учащихся, чтобы они могли повторить и применить в конкретных условиях знания по основам наук, а также дополнить и углубить эти знания и применить знания на практике. Теоретические знания и умения по электрорадиотехнике, которыми овладевают школьники, носят, как правило прикладной, политехнический характер и потому могут быть применены в различных областях деятельности человека. Учащимся нужно показывать роль и место электрорадиотехники для профессиональной подготовки по различным элктрорадиотехническим и другим профессиям и специальностям. Поэтому при изучении данного курса необходимо формировать у учащихся обобщённые политехнические знания и умения.

Перед данным курсом ставятся следующие цели и задачи:

  • формировать знания основных электрорадиотехнических понятий;
  • дать политехническое представление об основах современного производства на примере электротехнического производства;
  • расширить представление учащихся о применении электричества на практике;
  • расширить и углубить научно-техническую подготовку учащихся;
  • познакомить с содержанием и условиями труда по широкому кругу электрорадиотехнических профессий.
  • помочь осознанному выбору дальнейшего физико-математического профиля.

Формы и режим занятий. Основной формой проведения занятий является урок. Данный курс необходимо преподавать во втором полугодии. Содержанием курса предусмотрена проведение лабораторных работ, урок-конференция, круглый стол “Профессии связанные с электрорадиотехникой” и экскурсия в РУС.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Теоретические: лекция и кинолекция, рассказ, беседа, конференция. Практические: лабораторные работы, защита рефератов.

Основные знания и умения учащихся.

Учащиеся должны знать:

Имена выдающихся электрорадиотехников; специфику электрорадиотехники; Специфику профессий связанных с электрорадиотехнической промышленностью; основные свойства и применение проводниковых, изоляционных, магнитных материалов; устройство, действие и применение электрорадиоизмерительных приборов, трансформаторов; принципы радиосвязи; устройство и назначение элементов детекторного радиоприёмника.

Учащиеся должны уметь:

Читать и составлять электрорадиосхемы; пользоваться электрорадиоизмерительными приборами при измерениях; научиться паяльником для пайки радиодеталей; получать информацию из различных источников (справочники, учебники, интернет и др.); систематизировать знания.

Развивающие результаты:

Успешная самореализация учащихся, умение искать, отбирать и оценивать информацию, оценить уровень своей подготовки.

Форма подведения итогов. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить формы контроля, указанные в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план

Тема

Всего
часов

Форма и вид занятий

Творческие, индивид.
задания

Форма
контроля

1

Введение. Общие сведения об электроустановках. Техника безопасности

1 ч.

Лекция

Рефераты о русских электротехников  
Электрорадиотехнические материалы и детали. 7 ч

2

Электрорадиотехнические материалы. Проводники, диэлектрики, магнитные материалы

1 ч.

Лекция

Собрать и изготовить коллекции проводов разных марок и изоляторов Устный опрос

3

Устройство паяльника. Припои и флюсы. Правила и способы пайки

1 ч.

Лекция.

  Собеседование

4.

Очистка и лужение проводов. Крепление деталей и проводов пайкой

1 ч.

Практическая работа № 1

  Собеседование

5

Условные обозначения электрорадиотехнических деталей и их графические изображения

1 ч.

Рассказ.

Изготовление транспарантов графических изображений элек.радиотех. деталей Устный опрос

6

Радиодетали. Резисторы и конденсаторы

1 ч.

Лекция

Изготовление щита “Резисторы”, “Конденсаторы” Устный опрос

7

Катушки и трансформаторы. Принцип действия и их применение

1 ч.

Лекция

Намотка различных катушек Устный опрос

8

Монтаж и демонтаж радиодеталей

1 ч.

Практическая работа № 2

Изготовление макетов простых радиосхем. Собеседование
3. Электрорадиоизмерения. 2 ч.

9

Электрорадиоизмерения. Устройство, обозначения, назначения измерительных приборов. Авометр. Способы электрорадиоизмерения

1 ч.

Лекция

  Устный опрос

10

Измерение мощности. Предохранители

1 ч.

Практическая работа № 3. Рассказ

Собрать различные виды предохранителей Собеседование
4. Радиотехника. 7 ч

11

Кинолекция “Наша страна – родина радио”

1 ч.

Кинолекция

Рефераты об истории открытия радио, о применении радио Устный опрос

12

Кинолекция “Принципы радиосвязи, радионавигация и радиолокация”

1 ч.

Кинолекция

Рефераты: Применение радиолокации. Радиосвязь в военном деле. Телевидение Устный опрос

13

Изучение детекторного приёмника

1 ч.

Практическая работа № 4

Изготовить макет детекторного приёмника Собеседование

14

Конференция “Применение радиосвязи”

1 ч.

Защита рефератов

  Защита рефератов

15

Круглый стол “Профессии связанные с электро и радиотехникой”

1 ч.

Рассказ и собеседование

Собрать материалы для стенда по профессиям, которые нужны в г.Мамадыше Защита рефератов

16

Экскурсия в районный узел связи

2 ч.

    Собеседование

Содержание программы

1. Введение. 1 ч.

Общие сведения об электроустановках. Техника электробезопасности.

2. Электрорадиотехнические материалы и детали. 7 ч.

Классификация электрорадиотехнических материалов. Проводники, диэлектрики, магнитные материалы. Припои. Способы пайки. Радиодетали: резисторы, конденсаторы, катушки и трансформаторы. Условные обозначения радиодеталей. Радиосхемы. Монтаж и демонтаж радиодеталей, монтаж электропроводок.

3. Электрорадиоизмерения. 2 ч.

Основные сведения об измерительной технике. Устройство и принцип действия электрорадиоизмерительных приборов. Способы измерения электрических и радио величин. Предохранители. Измерение мощности постоянного тока.

4. Радиотехника. 7 ч.

Изобретение А.С.Поповым радио. Принципы радиосвязи. Радиоволны, особенности их распространения. Изучение детекторного приёмника. Радионавигация, радиолокация и их применение. Знакомство с профессиями: электрик, связист, наладчик – монтажник электроустановок, ремонтник радиотехники.

Практические работы

  1. Монтаж и крепление пайкой электропроводов и радиодеталей.
  2. Демонтаж и монтаж радиодеталей.
  3. Измерение мощности тока.
  4. Изучение детекторного радиоприёмника.

Примерные темы рефератов

  1. Развитие электротехники.
  2. Биография А.С.Попова.
  3. История открытия радио.
  4. Радиосвязь в военном деле.
  5. Применение радиолокации.
  6. Радиолокация в военном деле.
  7. Телевидение.

Литература для учащихся

  1. Габидуллин А.С. Книга для юного техника. Казань. 1994.
  2. Ельянов М.М. Практикум по радиоэлектронике М.; Просвещение. 1987.
  3. Пёрышкин А.В. Учебник физики 8 класса. М.; Дрофа, 2002.
  4. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник физики 9 класса. М.; Дрофа, 2001.
  5. Под ред. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник 8 класса. М.; Вентата – Граф, 2004.
  6. Под ред. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник 9 класса. М.; Вентата – Граф, 2004.
  7. Поляков В.А. Практикум по электротехнике. М.; Просвещение, 1974.

Литература для учителя

  1. Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования. М; 1991.
  2. Габидуллин А.С., Хабибуллин Н.Ф. В помощь радиолюбителю. К.; 1990.
  3. Петров В.К. Преподавание электротехники. М.; Просвещение, 1982.
  4. Путятин Н.Н. Радио конструирование. М.; ДОСААФ. 1975.
  5. Сергеев В.Г. Электроизмерительные приборы и их применение. М.; 1994.
  6. Методика практикума по электротехнике. М.; Просвещение. 1972.

Тезаурус

1. Авометр – прибор совмещающий амперметр, вольтметр и омметр.

2. Демонтаж – снятие деталей с места установки (панели).

3. Детектор – прибор, с помощью которого осуществляется выделение колебаний низкой частоты из высокочастотных модулированных (см. модуляция) колебаний (детектирование).

4. Диод – двухэлектродный прибор с односторонней проводимостью.

5. Диэлектрик – вещество, плохо проводящее электрический ток, непроводник.

6. Контактор – электромеханический или электромагнитный аппарат, предназначенный для дистанционного включения, выключения и переключения электрических цепей.

7. Лужение – покрытие тонким слоем припоя поверхность проводников и радиодеталей

8. Модуляция – изменение какого-нибудь. параметра периодических (электрических и некоторых др.) колебаний высокой частоты под воздействием других колебаний существенно более низкой частоты.

9. Панель – часть установки, агрегата, прибора, на которой монтируются составные элементы, детали.

10. Паяние – обрабатывать радиодеталей расплавленным металлом, сплавом с целью скрепления.

11. Припой – металл или сплав для заполнения зазоров при пайке.

12. Радио – устройство для приёма звуковых вещательных передач.

13. Радиолокация – обнаружение, распознавание, определение местонахождения различных объектов с помощью радиоволн.

14. Радиотехника – наука об электромагнитных колебаниях высокой частоты и радиоволнах. Техника применения радиоволн для практических нужд.

15. Реле – устройство для замыкания и размыкания электрической цепи.

16. Фильтр – устройство для выделения радиосигналов определённой частоты из потока радиоволн.

17. Электротехника – наука о применении электричества для практических целей. Отрасль техники, связанная с применением электричества.