Пояснительная записка
Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Курс предполагает углубленное изучение тем “Электричество”, “Электромагнетизм”, “Электромагнитные волны” и направлен на формирование интереса к физике с последующим сознательным выбором профессии, подготовку к продолжению образования по профилю и сознательному выбору професии.
Программа поможет усилить заинтересованность учащихся в изучении физики и математики, т.к. теоретическим фундаментом электрорадиотехники служат, в основном, физика и математика. Следовательно, вопросы электрорадиотехники необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи со знаниями школьников по указанным предметам. При этом методы обучения должны позволять так организовать деятельность учащихся, чтобы они могли повторить и применить в конкретных условиях знания по основам наук, а также дополнить и углубить эти знания и применить знания на практике. Теоретические знания и умения по электрорадиотехнике, которыми овладевают школьники, носят, как правило прикладной, политехнический характер и потому могут быть применены в различных областях деятельности человека. Учащимся нужно показывать роль и место электрорадиотехники для профессиональной подготовки по различным элктрорадиотехническим и другим профессиям и специальностям. Поэтому при изучении данного курса необходимо формировать у учащихся обобщённые политехнические знания и умения.
Перед данным курсом ставятся следующие цели
и задачи:
формировать знания основных
электрорадиотехнических понятий;
Формы и режим занятий. Основной формой проведения занятий является урок. Данный курс необходимо преподавать во втором полугодии. Содержанием курса предусмотрена проведение лабораторных работ, урок-конференция, круглый стол “Профессии связанные с электрорадиотехникой” и экскурсия в РУС.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Теоретические: лекция и кинолекция, рассказ, беседа, конференция. Практические: лабораторные работы, защита рефератов.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
Имена выдающихся электрорадиотехников; специфику электрорадиотехники; Специфику профессий связанных с электрорадиотехнической промышленностью; основные свойства и применение проводниковых, изоляционных, магнитных материалов; устройство, действие и применение электрорадиоизмерительных приборов, трансформаторов; принципы радиосвязи; устройство и назначение элементов детекторного радиоприёмника.
Учащиеся должны уметь:
Читать и составлять электрорадиосхемы; пользоваться электрорадиоизмерительными приборами при измерениях; научиться паяльником для пайки радиодеталей; получать информацию из различных источников (справочники, учебники, интернет и др.); систематизировать знания.
Развивающие результаты:
Успешная самореализация учащихся, умение искать, отбирать и оценивать информацию, оценить уровень своей подготовки.
Форма подведения итогов. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить формы контроля, указанные в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего |
Форма и вид занятий |
Творческие, индивид. |
Форма контроля |
1 |
Введение. Общие сведения об электроустановках. Техника безопасности | 1 ч. |
Лекция |
Рефераты о русских электротехников | |
Электрорадиотехнические материалы и детали. 7 ч | |||||
2 |
Электрорадиотехнические материалы. Проводники, диэлектрики, магнитные материалы | 1 ч. |
Лекция |
Собрать и изготовить коллекции проводов разных марок и изоляторов | Устный опрос |
3 |
Устройство паяльника. Припои и флюсы. Правила и способы пайки | 1 ч. |
Лекция. |
Собеседование | |
4. |
Очистка и лужение проводов. Крепление деталей и проводов пайкой | 1 ч. |
Практическая работа № 1 |
Собеседование | |
5 |
Условные обозначения электрорадиотехнических деталей и их графические изображения | 1 ч. |
Рассказ. |
Изготовление транспарантов графических изображений элек.радиотех. деталей | Устный опрос |
6 |
Радиодетали. Резисторы и конденсаторы | 1 ч. |
Лекция |
Изготовление щита “Резисторы”, “Конденсаторы” | Устный опрос |
7 |
Катушки и трансформаторы. Принцип действия и их применение | 1 ч. |
Лекция |
Намотка различных катушек | Устный опрос |
8 |
Монтаж и демонтаж радиодеталей | 1 ч. |
Практическая работа № 2 |
Изготовление макетов простых радиосхем. | Собеседование |
3. Электрорадиоизмерения. 2 ч. | |||||
9 |
Электрорадиоизмерения. Устройство, обозначения, назначения измерительных приборов. Авометр. Способы электрорадиоизмерения | 1 ч. |
Лекция |
Устный опрос | |
10 |
Измерение мощности. Предохранители | 1 ч. |
Практическая работа № 3. Рассказ |
Собрать различные виды предохранителей | Собеседование |
4. Радиотехника. 7 ч | |||||
11 |
Кинолекция “Наша страна – родина радио” | 1 ч. |
Кинолекция |
Рефераты об истории открытия радио, о применении радио | Устный опрос |
12 |
Кинолекция “Принципы радиосвязи, радионавигация и радиолокация” | 1 ч. |
Кинолекция |
Рефераты: Применение радиолокации. Радиосвязь в военном деле. Телевидение | Устный опрос |
13 |
Изучение детекторного приёмника | 1 ч. |
Практическая работа № 4 |
Изготовить макет детекторного приёмника | Собеседование |
14 |
Конференция “Применение радиосвязи” | 1 ч. |
Защита рефератов |
Защита рефератов | |
15 |
Круглый стол “Профессии связанные с электро и радиотехникой” | 1 ч. |
Рассказ и собеседование |
Собрать материалы для стенда по профессиям, которые нужны в г.Мамадыше | Защита рефератов |
16 |
Экскурсия в районный узел связи | 2 ч. |
Собеседование |
Содержание программы
1. Введение. 1 ч.
Общие сведения об электроустановках. Техника электробезопасности.
2. Электрорадиотехнические материалы и детали. 7 ч.
Классификация электрорадиотехнических материалов. Проводники, диэлектрики, магнитные материалы. Припои. Способы пайки. Радиодетали: резисторы, конденсаторы, катушки и трансформаторы. Условные обозначения радиодеталей. Радиосхемы. Монтаж и демонтаж радиодеталей, монтаж электропроводок.
3. Электрорадиоизмерения. 2 ч.
Основные сведения об измерительной технике. Устройство и принцип действия электрорадиоизмерительных приборов. Способы измерения электрических и радио величин. Предохранители. Измерение мощности постоянного тока.
4. Радиотехника. 7 ч.
Изобретение А.С.Поповым радио. Принципы радиосвязи. Радиоволны, особенности их распространения. Изучение детекторного приёмника. Радионавигация, радиолокация и их применение. Знакомство с профессиями: электрик, связист, наладчик – монтажник электроустановок, ремонтник радиотехники.
Практические работы
- Монтаж и крепление пайкой электропроводов и радиодеталей.
- Демонтаж и монтаж радиодеталей.
- Измерение мощности тока.
- Изучение детекторного радиоприёмника.
Примерные темы рефератов
- Развитие электротехники.
- Биография А.С.Попова.
- История открытия радио.
- Радиосвязь в военном деле.
- Применение радиолокации.
- Радиолокация в военном деле.
- Телевидение.
Литература для учащихся
- Габидуллин А.С. Книга для юного техника. Казань. 1994.
- Ельянов М.М. Практикум по радиоэлектронике М.; Просвещение. 1987.
- Пёрышкин А.В. Учебник физики 8 класса. М.; Дрофа, 2002.
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник физики 9 класса. М.; Дрофа, 2001.
- Под ред. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник 8 класса. М.; Вентата – Граф, 2004.
- Под ред. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник 9 класса. М.; Вентата – Граф, 2004.
- Поляков В.А. Практикум по электротехнике. М.; Просвещение, 1974.
Литература для учителя
- Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования. М; 1991.
- Габидуллин А.С., Хабибуллин Н.Ф. В помощь радиолюбителю. К.; 1990.
- Петров В.К. Преподавание электротехники. М.; Просвещение, 1982.
- Путятин Н.Н. Радио конструирование. М.; ДОСААФ. 1975.
- Сергеев В.Г. Электроизмерительные приборы и их применение. М.; 1994.
- Методика практикума по электротехнике. М.; Просвещение. 1972.
Тезаурус
1. Авометр – прибор совмещающий амперметр, вольтметр и омметр.
2. Демонтаж – снятие деталей с места установки (панели).
3. Детектор – прибор, с помощью которого осуществляется выделение колебаний низкой частоты из высокочастотных модулированных (см. модуляция) колебаний (детектирование).
4. Диод – двухэлектродный прибор с односторонней проводимостью.
5. Диэлектрик – вещество, плохо проводящее электрический ток, непроводник.
6. Контактор – электромеханический или электромагнитный аппарат, предназначенный для дистанционного включения, выключения и переключения электрических цепей.
7. Лужение – покрытие тонким слоем припоя поверхность проводников и радиодеталей
8. Модуляция – изменение какого-нибудь. параметра периодических (электрических и некоторых др.) колебаний высокой частоты под воздействием других колебаний существенно более низкой частоты.
9. Панель – часть установки, агрегата, прибора, на которой монтируются составные элементы, детали.
10. Паяние – обрабатывать радиодеталей расплавленным металлом, сплавом с целью скрепления.
11. Припой – металл или сплав для заполнения зазоров при пайке.
12. Радио – устройство для приёма звуковых вещательных передач.
13. Радиолокация – обнаружение, распознавание, определение местонахождения различных объектов с помощью радиоволн.
14. Радиотехника – наука об электромагнитных колебаниях высокой частоты и радиоволнах. Техника применения радиоволн для практических нужд.
15. Реле – устройство для замыкания и размыкания электрической цепи.
16. Фильтр – устройство для выделения радиосигналов определённой частоты из потока радиоволн.
17. Электротехника – наука о применении электричества для практических целей. Отрасль техники, связанная с применением электричества.