Цель:
- по завершении учебного занятия учащиеся смогут употреблять причастия и
деепричастия в устной
и письменной речи для достижения точности выражения.
Задачи:
- Умение распознавать глагольные формы.
- Включение глагольных форм в текст.
- Самостоятельное составление предложений и связного текста с использованием причастий и деепричастий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Терминологический диктант.
Мастер, пишущий красками на полотне, – …(художник).
Дощечка, предназначенная для смешивания красок, – … (палитра).
Картина, изображающая природу, –… (пейзаж).
Система взглядов на мир, проявляющаяся в картине художника, – …(мировоззрение).
– Объясните знаки препинания.
– Чем осложнены эти предложения?
III. Устная работа.
– Какой темой объединены предложения терминологического диктанта?
– Составьте и устно расскажите текст-миниатюру, включив эти предложения.
IV. Повторение теории. Работа по вариантам: выполнить задание на компьютере. (См. Приложение 1 и Приложение 2)
Продолжить предложения.
Причастие ( деепричастие) – это…
Причастие ( деепричастие) – обладает признаками…
Признаки глагола у причастия ( деепричастия) – …
Признаки прилагательного у причастия (наречия у деепричастия) – …
Причастие (деепричастие) с НЕ пишется …
Причастный (деепричастный) оборот – это…
Причастный (деепричастный) оборот обособляется…
Причастный (деепричастный) оборот не обособляется…
V. Слово учителя о Н.К. Рерихе, сопровождающееся презентацией на экране. (Приложение 3)
VI. Комплексная работа с текстом-описанием картины Н.К. Рериха “Гонец. Восстал род на род”. Картина и текст проецируются на экран.
Рис. 1
Комментарий учителя: тема картины навеяна первой русской летописью, составленной монахом Нестором. Художник показывает нам седую древность, отсылает наше воображение в далекие времена родовых отношений, показывая, как люди общались друг с другом, передавая важные вести и предупреждая об опасности.
– Запишите текст, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания.
Рог зол...того месяца по…вился из-за густого леса и осв…тил мрак ночи вырвав из т…мноты высокий холм напоминающий муравейник. Глухие жилища на нем обнесе(н,нн)ы высоким ч…стоколом. По тихой глади реки скользит (не) нарушая тишину ночи лодка с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом. Гонец в ладье сп…шит к отдаленному с…лению с тревожной вестью: восстал род на род.
– Докажите, что выделенные слова – деепричастия.
– Выскажите свое мнение о роли причастий и деепричастий в тексте.
– Дополните текст одним-двумя предложениями, употребляя причастные и деепричастные обороты или одиночные деепричастия.
VII. Дифференцированная групповая работа с репродукциями картин Н. К. Рериха, выведенными на экран монитора. Задания трех уровней по картинам.
Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
Первая группа составляет по картине словосочетания с причастными и деепричастными оборотами.
Вторая – отдельные предложения с использованием причастных и деепричастных оборотов.
Третья – составляет текст-описание картины с употреблением причастных и деепричастных оборотов.
В ходе проверки учащиеся дополняют ответы друг друга.
VII. Подготовка к выполнению домашнего задания. Работа с предложениями, насыщенными причастными и деепричастными оборотами, тематически связанными с творчеством Рериха.
– Запишите предложения под диктовку, объясните знаки препинания.
- Н.К. Рерих, беспокоясь о будущем, оставил потомкам в наследство не только свои картины, но и размышления о Родине, о культуре, о природе, о выдающихся людях России.
- Многие, глядя на картины Рериха, говорили, что такая природа, такие облака, такие горы бывают только в сказках.
- Размышляя о книге, Рерих писал, что среди искусств, украшающих и улучшающих нашу жизнь, самым древним и выразительным является именно искусство книги.
IX. Обсуждение высказывания Рериха о России. Высказывание проецируется на большой экран.
… повелительно скажем: любите Родину! Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться и раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас это производит одну только черствую досаду да уныние. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей… предпочитая одну крупицу деятельности всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни.
– В чем, по мнению художника, заключается любовь к России?
– Запишите основную мысль высказывания, выделив ее из текста.
X. Творческая работа по картине Рериха “Заморские гости”.
Рис. 5
Из рабочих материалов, представленных на экране, образовать деепричастные обороты. Используя полученные словосочетания, устно описать картину Рериха “Заморские гости”.
Комментарий учителя: “Раньше словом “гость” называли не только того, кто посещает или навещает кого-то, но и “купца”, а прилагательное “заморский” означало “находящийся за морем, в чужих краях” или “приехавший из-за моря”. Значит, название “Заморские гости” означает “купцы, едущие с товаром из-за моря”.
Рабочие материалы:
- берег тянется (причудливо извивается);
- идут ладьи (сверкают на солнце);
- паруса хлопают (надуваются на ветру);
- воины стоят ( всматриваются вдаль);
- чайки сопровождают (пронзительно кричат);
- ладьи отражаются (переливаются радугой);
- ветер рябит (смещает тени);
- кольчуги шелестят (позванивают).
XI. Рефлексия. (См. Приложение 4)
XII. Организация дифференцированного домашнего задания.
Составьте связный текст или отдельные предложения о Рерихе, используя материал, полученный на уроке. Включите в текст (или предложения) причастия, деепричастия, а также причастные и деепричастные обороты.