Конспект учебного занятия по русскому языку в 6-м классе по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • по завершении учебного занятия учащиеся смогут употреблять причастия и деепричастия в устной
    и письменной речи для достижения точности выражения.

Задачи:

  1. Умение распознавать глагольные формы.
  2. Включение глагольных форм в текст.
  3. Самостоятельное составление предложений и связного текста с использованием причастий и деепричастий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Терминологический диктант.

Мастер, пишущий красками на полотне, – …(художник).

Дощечка, предназначенная для смешивания красок, – … (палитра).

Картина, изображающая природу, –… (пейзаж).

Система взглядов на мир, проявляющаяся в картине художника, – …(мировоззрение).

– Объясните знаки препинания.

– Чем осложнены эти предложения?

III. Устная работа.

– Какой темой объединены предложения терминологического диктанта?

– Составьте и устно расскажите текст-миниатюру, включив эти предложения.

IV. Повторение теории. Работа по вариантам: выполнить задание на компьютере. (См. Приложение 1 и Приложение 2)

Продолжить предложения.

Причастие ( деепричастие) – это…

Причастие ( деепричастие) – обладает признаками…

Признаки глагола у причастия ( деепричастия) – …

Признаки прилагательного у причастия (наречия у деепричастия) – …

Причастие (деепричастие) с НЕ пишется …

Причастный (деепричастный) оборот – это…

Причастный (деепричастный) оборот обособляется…

Причастный (деепричастный) оборот не обособляется…

V. Слово учителя о Н.К. Рерихе, сопровождающееся презентацией на экране. (Приложение 3)

VI. Комплексная работа с текстом-описанием картины Н.К. Рериха “Гонец. Восстал род на род”. Картина и текст проецируются на экран.

Рис. 1

Комментарий учителя: тема картины навеяна первой русской летописью, составленной монахом Нестором. Художник показывает нам седую древность, отсылает наше воображение в далекие времена родовых отношений, показывая, как люди общались друг с другом, передавая важные вести и предупреждая об опасности.

– Запишите текст, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания.

Рог зол...того месяца по…вился из-за густого леса и осв…тил мрак ночи вырвав из т…мноты высокий холм напоминающий муравейник. Глухие жилища на нем обнесе(н,нн)ы высоким ч…стоколом. По тихой глади реки скользит (не) нарушая тишину ночи лодка с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом. Гонец в ладье сп…шит к отдаленному с…лению с тревожной вестью: восстал род на род.

– Докажите, что выделенные слова – деепричастия.

– Выскажите свое мнение о роли причастий и деепричастий в тексте.

– Дополните текст одним-двумя предложениями, употребляя причастные и деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

VII. Дифференцированная групповая работа с репродукциями картин Н. К. Рериха, выведенными на экран монитора. Задания трех уровней по картинам.

    

                                                                    Рис. 2                                     Рис. 3                                  Рис. 4

Первая группа составляет по картине словосочетания с причастными и деепричастными оборотами.

Вторая – отдельные предложения с использованием причастных и деепричастных оборотов.

Третья – составляет текст-описание картины с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

В ходе проверки учащиеся дополняют ответы друг друга.

VII. Подготовка к выполнению домашнего задания. Работа с предложениями, насыщенными причастными и деепричастными оборотами, тематически связанными с творчеством Рериха.

– Запишите предложения под диктовку, объясните знаки препинания.

  • Н.К. Рерих, беспокоясь о будущем, оставил потомкам в наследство не только свои картины, но и размышления о Родине, о культуре, о природе, о выдающихся людях России.
  • Многие, глядя на картины Рериха, говорили, что такая природа, такие облака, такие горы бывают только в сказках.
  • Размышляя о книге, Рерих писал, что среди искусств, украшающих и улучшающих нашу жизнь, самым древним и выразительным является именно искусство книги.

IX. Обсуждение высказывания Рериха о России. Высказывание проецируется на большой экран.

… повелительно скажем: любите Родину! Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться и раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас это производит одну только черствую досаду да уныние. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей… предпочитая одну крупицу деятельности всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни.

– В чем, по мнению художника, заключается любовь к России?

– Запишите основную мысль высказывания, выделив ее из текста.

X. Творческая работа по картине Рериха “Заморские гости”.

Рис. 5

Из рабочих материалов, представленных на экране, образовать деепричастные обороты. Используя полученные словосочетания, устно описать картину Рериха “Заморские гости”.

Комментарий учителя: “Раньше словом “гость” называли не только того, кто посещает или навещает кого-то, но и “купца”, а прилагательное “заморский” означало “находящийся за морем, в чужих краях” или “приехавший из-за моря”. Значит, название “Заморские гости” означает “купцы, едущие с товаром из-за моря”.

Рабочие материалы:

  • берег тянется (причудливо извивается);
  • идут ладьи (сверкают на солнце);
  • паруса хлопают (надуваются на ветру);
  • воины стоят ( всматриваются вдаль);
  • чайки сопровождают (пронзительно кричат);
  • ладьи отражаются (переливаются радугой);
  • ветер рябит (смещает тени);
  • кольчуги шелестят (позванивают).

XI. Рефлексия.  (См. Приложение 4)

XII. Организация дифференцированного домашнего задания.

Составьте связный текст или отдельные предложения о Рерихе, используя материал, полученный на уроке. Включите в текст (или предложения) причастия, деепричастия, а также причастные и деепричастные обороты.