Цель: закрепление пройденного материала, расширение кругозора учащихся по предмету.
Задачи:
- Обучать детей работе в группе.
- Учить рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать культуру поведения.
Ведущий: 14 февраля 1946 года широкой публике был представлен ENIAK. Внушительный по виду агрегат содержал в центральном процессорном устройстве 17468 вакуумных ламп, занимал площадь более 200 квадратных метров, потреблял 174 киловатт электроэнергии и стоил почти миллион долларов (в переводе на нынешний уровень цен эта сумма соответствует десяткам миллионов долларов). За минувшие шесть десятилетий вычислительные машины сильно изменились сами и еще больше изменили общество. Их возможности вышли за пределы мечтаний создателей первых ЭВМ. Современные компьютеры не только вычисляют, но и управляют, собирают информацию, помогают издавать книги, снимать фильмы, сочиняют музыку. Благодаря компьютерам послать письмо и сделать денежный перевод теперь намного стало легче и быстрее
- “Приветствие команд”: (капитаны представляют своих игроков, приветствуют соперников).
- “Надо подумать…”: (капитаны команд получают лист с кроссвордом; задача отгадать кроссворд и назвать ключевое слово; за правильно выполненное задание 1 балл).
Вопросы:
- Свод правил, установленный государством (устав).
- Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества (история).
- Работник, сопровождающий поезда и обслуживающий пассажиров на городском транспорте (кондуктор).
- Бытовой электроприбор (утюг).
- Орган обоняния (нос).
Ключевое слово: “Вирус”.
- “Сам себе художник”: (представитель от команды с завязанными глазами должен нарисовать на доске компьютер; максимальная оценка ~ 3 балла.)
- “Умная ромашка”: (капитаны по очереди вытягивает по три лепестка из ромашки и, посоветовавшись с командой, отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ – 1 балл).
Вопросы:
А) Формула содержательного подхода (2х = N (Формула Хартли).
Б) Формула алфавитного подхода (2i = N; I = K * i)
В) Что такое двоичное кодирование? (Двоичное кодирование – способ представления
информации в виде последовательности нулей и единиц называют).
Г) Что такое система счисления (СС)? (Система счисления – это способ
представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами).
Д) Какие две системы счисления существуют? (позиционная и непозиционная).
Е) Виды представления информации (текстовая, числовая, звуковая, графическая).
Ж) Что такое кодирование? (представление информации в удобной форме).
З) Чему равен один символ информации? (он равен одному байту).
- “Пазлы”: (командам выдается конверт с карточками, на которых написаны слова из пословицы; карточки надо сложить так, чтобы получилась пословица; команда, первой собравшая пословицу, получает 1 балл.)
Пословица:
Ученый водит, а неученый следом ходит.
(Команды выполняют задание.)
- “Придумай слово”: (представители от команд должны составить как можно больше слов, используя буквы из слова “конструирование”, слова могут быть только именами существительными в единственном числе и в именительном падеже; за каждое слово начисляется 1 балл).
Ответы: растр, тур, рука, контур, трон, окно, нива, нитка, ров, рост, росток, ватин, рутина, кора, тиран, тина, риск, руина, оса, кот, рот, ива, струна, тир, урок, нерв.
- “Конкурс капитанов”: (капитаны команд получают два набора карточек; необходимо к карточкам с компьютерными понятиями подобрать карточки с соответствующими им пояснениями; за каждый верный ответ – 2 балла).
Дисковод – устройство в компьютере, накопитель машиночитаемых данных, с помощью которого они записываются на дисках и считываются.
Программист – специалист, занимающийся разработкой и проверкой программ.
Джойстик – приспособление в виде рычага (рукоятки, штурвала) с двумя степенями свободы, укрепленного на шаровом шарнире и снабженного одним или несколькими клавишами.
Клавиатура – основное устройство ввода информации в компьютер, представляющее собой совокупность механических датчиков, при давлении на клавиши замыкающих определенную электрическую цепь.
Ноутбук – портативный микрокомпьютер, внешние и внутренние устройства которого выполнены в одном корпусе, обычно в виде чемоданчика весом от 2 до 5 кг.
- “Черный ящик”: (каждая команда вносит “черный ящик”, в нем лежит какая-нибудь составная часть персонального компьютера. Команда – соперница может задавать наводящие вопросы, ответы на которые могут быть либо “да”, либо “нет”; максимальная оценка конкурса – 2 балла); (мышь; клавиатура).
- “Сказка”: (каждая команда должна заранее подготовить и инсценировать сказку. Она начинается словами: “В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были три брата. Два брата были умными, а третий программист...” Максимальная оценка – 5 баллов.
- Подведение итогов: награждение всех участников конкурсов.