Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др.
Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина.
Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу преодоления агрессивного поведения детей показал, что психолого-педагогические условия преодоления агрессии конкретизированы недостаточно, что затрудняет их применение в практике. Данный факт и определил проблему нашего исследования.
Объектом нашего исследования стало преодоление агрессии как деструктивной формы поведения в условиях ДОУ.
Предметом исследования явились психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и апробировать их экспериментально.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
- конкретизировать понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»,
- выделить особенности детей, склонных к агрессии и определить причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста,
- систематизировать условия психолого-педагогической работы по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста,
- разработать и апробировать серию занятий, игр, проблемных ситуаций, направленных на преодоление агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста,
- выявить эффективность работы по преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: успешному преодолению агрессивного поведения детей дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на безоценочное восприятие личности ребенка;
- сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля;
- расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.
Методологической основой исследования являются подходы к проблеме агрессии и агрессивного поведения, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (С.А. Рубинштейн, Л.Бендер, Ф.Аллан, Х.Дельгадо, Н.Д.Левитон, Е.Лютова, Г.Монина, Р.В.Овчарова).
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «агрессия»; выявлении психолого-педагогических условий преодоления агрессивного поведения дошкольников.
Практическая значимость – выделенные психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно использовать в практике дошкольных учреждений как в работе психолога, так и в работе педагогов ДОУ.
Для того чтобы рассмотреть проблему преодоления детской агрессии в старшем дошкольном возрасте необходимо сначала пояснить, каково общее понятие агрессии, ее структура и природа.
Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».
Несмотря на разногласия относительно сущности понятия «агрессия», в отечественной психологии общеупотребительным является определение, предлагаемое “Психологическим словарем” под редакцией В.П.Зинченко: «Агрессия – это мотивируемое деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Мы приняли данное понятие за основу, но для удобства определили агрессию как любую форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому, потому что оно более приемлемо для нас в ходе работы с родителями, детьми и педагогами. Это определение просто в понимании как педагогами, так и родителями, в формулировке и отражает основу понятия «агрессия».
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
- Целевая агрессия
- Инструментальная агрессия
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
- стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильная социально – экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
- социально – культурный статус семьи и т.п.
Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие:
- Привлечение к себе внимания сверстников;
- Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- Защита и месть;
- Стремление быть главным;
- Стремление получить желанный предмет.
Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели.
Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.
Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям:
- положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствуют такие формы работы, как совместные тренинги, совместные чтения, беседы и т.д.
- сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, релаксационные паузы для снятия напряжения, занятия психогимнастикой, беседы, проблемные ситуации и т.д.
- расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений - совместные тренинги, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т.д.
Мы уже отмечали, что любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка и педагогами группы целесообразно проводить в двух направлениях:
- информирование – наглядная информация, лекции, сообщения на родительских собраниях и т.д.;
- обучение эффективным способам общения с ребенком – лекции, семинары и диспуты, наглядная информация, индивидуальные беседы, тренинги детско-родительских отношений и т.д.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе МДОУ «Детский сад № 26» «Красная Шапочка» г.Вязники. В эксперименте участвовали 10 человек 5-6 лет.
Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующей задачи: изучение особенностей поведения детей в конфликтных ситуациях.
С целью выявления агрессии у ребенка в группе детского сада нами использовались анкеты, разработанные для воспитателей и родителей. Проводилось наблюдение за детьми на занятиях, прогулке, в сюжетно-ролевых и строительных играх. Эти наблюдения мы фиксировали в «Листах наблюдения за детьми».
Затем мы проводили наблюдение за поведением детей в ходе подвижной игры. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребенком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей.
Следующим шагом нашей работы было проведение рисуночных тестов, таких, как:
- «Рисунок семьи»,
- «Несуществующее животное».
Таким образом, проведя диагностическую работу, по полученным данным мы выделили десять человек, уровень агрессии которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и девочки с разным социальным положением. Набранную группу мы разделили на две: экспериментальную и контрольную. Группы формировали равнозначные по степени выраженности агрессии.
После проведения диагностической работы по выявлению агрессии у детей, была намечена экспериментальная работа. Она предусматривала реализацию всех психолого-педагогических условий, которые мы выделили в гипотезе исследования.
Содержание работы с родителями воспитанников заключалось в оказании родителям помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Чтобы объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть, выработать единство подхода к воспитанию ребенка нами был составлен план работы с родителями по проблеме. Нами проводились лекции, индивидуальные беседы, консультации, тренинги совместно с родителями и детьми, круглые столы, родительский лекторий. Проводились родительские собрания. Родителям предоставлялась наглядная информация в «уголках родителей». Привлекали родителей к совместной деятельности с детьми, проводились тренинги совместно с детьми и т.д.
Проводилась такая форма работы, как «Родительские сочинения».
Содержание работы с педагогами ДОУ заключалось в оказании психолого-педагогической и информационной помощи педагогам. Был составлен план взаимодействия педагога-психолога с педагогами группы, который включал в себя следующие формы работы:
- индивидуальные консультации,
- семинары-практикумы,
- тренинги совместно с родителями,
- тренинги совместно с родителями и детьми,
- релаксационные паузы для снятия напряжения и т.д.
Содержание работы с детьми заключалось в реализации условий преодоления агрессивного поведения детей в форме специально организованных занятий, а также в играх детей. Нами был разработан план работы с детьми. Нами проводилась следующая работа:
- беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами,
- словесные и подвижные игры,
- проигрывание этюдов на выражение и передачу различных чувств и эмоций,
- рисование,
- проблемные ситуации.
- серия занятий по темам: «Знакомство», «Настроение», «Мы тебя любим», «Похожи», «Дружба», «Мы вместе», «Тих-тиби-дух», «Волшебная игра», «Наша дружная группа» «Динамика агрессивного поведения», «Управление агрессией», «Лепим сказку».
Для определения эффективности проведенной психолого-педагогической работы был проведен контрольный эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной группами.
Контрольный эксперимент проходил в несколько этапов по методике констатирующего эксперимента.
I этап. Тест «Рисунок семьи»
II этап. Тест «Несуществующее животное»
III этап. Наблюдение за игрой после проведения работы по преодолению агрессивного поведения.
Сравнивая процентное соотношение результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы видим следующее: экспериментальная группа - на начало работы сильно выраженная агрессия по тесту «Рисунок семьи» составляла 60%, после проведения работы – 20%. Контрольная группа: на начало – 55%, в ходе контрольного эксперимента – 50%. По тесту «Несуществующее животное»: экспериментальная группа - на начало работы сильновыраженная агрессия – 80%, после проведения работы – 33%. Контрольная группа: на начало – 78%, в ходе контрольного эксперимента – 69%.
Эти данные подтвердились наблюдениями за играми детей. Дети, с которыми проводилась работа были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с детьми контрольной группы.
Результаты детей контрольной группы, где не проводилась работа по преодолению агрессивного поведения, остались практически без изменений.
Тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и доказали, что данные психолого-педагогические условия могут быть использованы педагогами и психологами для организации работы с детьми, уровень агрессии которых превышает допустимые нормы.
Приложение 1. Теория социального научения Бандуры.
Приложение 2. Классификация видов агрессии.
Приложение 3. Причины агрессии детей и методы их коррекции.
Приложение 4. Диагностические методы определения причин агрессии.
Приложение 7. Анкета для педагогов "Признаки агрессии"
Приложение 8. Анкета 1 (для родителей).
Приложение 9. Карты наблюдений за детьми.
Приложение 10. Критерии выявления агрессивного ребенка.
Приложение 11. Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по тесту "Рисунок семьи" на этапе констатирующего эксперимента
Приложение 12. Результаты обследования до начала занятий
Приложение 13. Результаты исследования уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста по тесту "Несуществующее животное" на этапе констатирующего эксперимента.
Приложение 14. План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 15. План работы с педагогами по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 16. План работы по преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 17. Результаты обследования после проведения работы.
Приложение 18. Анкета для воспитателя.
Приложение 19. Консультации для родителей
Приложение 20. Родительское сочинение
Приложение 21. Игры