Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе "Дедушка–дерево" с использованием логоритмических упражнений

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Учить создавать многофигурную коллективную композицию.
  • Развивать творческие способности в разных видах художественной деятельности.
  • Закрепить представление о годовом цикле как непрерывной смене времен года.

Задачи логоритмических игр:

  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
    совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четкости координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных компонентов творческой фантазии и
    воображения.

Предварительная работа:

  • Чтение глав из книги В.В.Петрова «Лес и его жизнь».
  • Беседы о значении леса в жизни человека, о гуманном отношении к
    природе.
  • Рисование разных пород деревьев.
  • Заучивание стихотворений.
  • Подготовка и участие в летнем празднике.
  • Слушание музыки о природе.
  • Дидактическая игра «С чьей ветки – детки?».
  • Разучивание логоритмических упражнений в свободное от занятий время.

Логоритмические упражнения:

  • Динамическое упражнение «В лес осенний мы пойдем».
  • Дыхательное упражнение «Ветер и листья».
  • Физминутка «Зайчишки».
  • Мимические упражнения «Настроение».
  • Массаж лица «Пчелка».
  • Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».
  • Песня «Мы рисуем» с движениями.

Материалы: дерево, нарисовано на предыдущем занятии – коллективно. Силуэты птиц: белые, голубые, салатовые, нежно-лимонные, с разноцветными перьями, оранжевые и желтые. Желудь. Материал для изготовления подарков.

Группа украшена осенними листьями, снежинками, цветами, веточками с набухшими почками, подснежниками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Динамическое упражнение: (статистическое положение – стоя).

«В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть в лесу осеннем
Мы боровичка найдем».

Дети берутся за руки, идут хороводным шагом «змейкой».

II.

– Дети, сегодня я пригласила вас на необычное занятие. Оглянитесь вокруг (зал украшен снежинками, цветами, осенними листьями, подснежниками). Что удивительного вы увидели?
– Здесь встретились все времена года. Перечислите их. (Статистическое положение — сидя на стульчике)
Обращаю внимание на сухую веточку.
– Что необходимо ей для роста и жизни? (Вода, тепло, свет)
– Все это природа получит весной. Весенние силы земли очень велики, что даже из этой тоненькой веточки может вырасти огромное дерево,  способное выдержать морозы и жару, ветра и ливни. Проживет оно сотни лет, и станут величать его «Дедушка-дерево».
– А вам хотелось бы вырастить дерево?
– Где бы вы его посадили?
(Обращаю внимание на дерево, нарисованное коллективно на занятии по рисованию)
– Давайте, превратим наше дерево в сказочное, на котором встретятся все времена года. Придумаем легенду о дереве и расскажем ее красками, музыкой, движениями.
(Статическое положение – сидя на ковре)
– Итак, мы начинаем.

Звучит «Березовая аллея» Е. Доги.

– Давным-давно на окраине одного села жил старик. Мимо его дома проходила дорога, и не было ни деревьев, ни кустарников. И решил старик посадить у самой дороги дерево. Чтобы оно укрывало от дождя и ветра всех путников, радовало шумом листьев. Взял он желудь, засыпал его землей, полил ключевой водой. И начал расти дуб не по дням, а по часам. Старик не нарадуется, ухаживает за ним, как за своим внуком. Однажды, он услышал, как дуб с ним разговаривает человеческим голосом: (аудиозапись)

«Спасибо тебе дедушка за заботу.
Благодаря тебе я стал сильным, могучим.
Теперь я должен оберегать тебя».

– Зашумел он своей кроной, протянул ветви, словно хотел обнять дедушку. Но вдруг налетели холодные ветра, сорвали с дуба листья.

III. Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

Зашумел ветер: ш-ш-ш
Падают листья: п-п-п

– Вслед за ветром прилетели сказочные зимние птицы.

Звучит фрагмент «Зима» А. Вивальди.

– Какие по цвету были зимние птицы?
– Эти цвета холодные или теплые?
– Какое настроение у зимы: мажорное или минорное? Почему? (Природа зимой спит, отдыхает)

Дети выбирают зимних птиц и помещают их возле дерева.

– Холодно стало нашему дереву. И вдруг оно услышало сквозь сон, что вокруг него белки, зайцы прыгают.

IV. Физминутка «Зайчишки» (статистическое положение — сидя на ковре)

–Успокоился дуб и стал ждать, когда холода кончатся.
(Пьеса «Подснежник» П. Чайковского)
– Повеяло теплом, прилетели к дубу добрые птички певуньи, принесли весну-красну. Выберите этих птиц.
– Почему выбрали их? (Цвет весны)
– Какое настроение у весны? (Мажорное)
Дети выкладывают птиц возле дерева.

V.  Артикуляционная гимнастика

Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.

– Все выше, и выше поднимается солнце. Земля оделась в зеленый наряд. И прилетели к нашему дереву сказочные теплые птицы,  принесли радугу, пушистые облака, позвали с собой бабочек, пчелок.

Звучит музыка Грига «Пчела».

VI. Массаж лица «Пчела»

– Выберите летних птиц.
– Краски, каких тонов у лета? (теплые)
– Перечислите их.

Звучит музыка А.Вивальди «Осень».

– Незаметно пролетело лето, опять дохнули прохладные ветры, и наше дерево надело красивое золотое платье. Прилетели к дубу птицы в красно-золотом оперенье. Почему у птиц такие перышки? (Как листья осенью).

VII. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

– Счастливый стоит дуб в окружении сказочных птиц, в которых воплотились все
четыре времени года, мирно соседствующих вокруг него. Давайте мы подарим нашему дереву подарки.

Звучит спокойная музыка.

Дети располагаются за столами рисуют: снежинки, подснежники, бабочки, осенние листья, грибы (нетрадиционные виды рисования: гигиеническими папочками, поролоновыми тампонами, трафаретами из овощей, свечой). «Оформляют картину». Дарят дубу подарки.

– Вот оно, наше сказочное дерево, выросшее из маленького желудя. Давно нет на земле старика, который посадил дуб, но память о нем жива. Ведь тот, кто посадил дерево, построил дом и вырастил хорошего сына, будет жить вечно.

VIII. Итог

– Сегодня мы с вами трудились как одна дружная семья, поэтому у нас получилась такая прекрасная картина. А помогли нам наши друзья – краски и музыка.

IX. Песня с движениями «Мы рисуем»

–  Понравилось вам занятие?
– Что больше всего запомнилось?