ЦЕЛИ:
1. Обучающая - закреплять навыки работы по определению географического положения материка.
- практиковать определение географических координат, расстояний в градусах и километрах.
2. Развивающая - развивать и закреплять навыки самостоятельной работы с картами
- использовать карты нужного содержания в зависимости от учебных задач;
- находить черты сходства и различия в ГП южных материков, закреплять влияние физико-географического положения материка на его природу;
- развивать умения работы с книгой, статистическими материалами, дополнительной литературой.
3.Воспитывающая - воспитание гражданской позиции.
Тип урока – изучение нового материала.
Приемы – работа с картой, справочным материалом, дополнительной литературой, учебником.
Методы – частично- поисковый, репродуктивный (программный).
Оборудование: карта полушарий Южной Америки, портреты путешественников, контурные карты, раздаточный материал.
Структура урока
Вопрос: I Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Задание: II. Подготовка к изучению нового материала.
Запись на доске: Учитель читает отрывок стихов Р.Рождественского.
Да осенит Вас южный крест,
Названия - почти как музыка.
Хибарки посередине мусора.
Да осенит Вас южный крест…
Стада, уставшие пастись,
Голодно – царственные гаучо
И птицы – крохотнее бабочек,
И бабочки – с размахом птиц…
Звучит бразильская мелодия.
Ключевое задание: Ответьте на вопрос и аргументируйте свой ответ.
Запись на доске: 1. О материке, какого полушария идёт речь в стихах Р.Рождественского?
2. Обоснуйте свой ответ.
- Ребята, попробуйте сформулировать тему урока и цели урока.
На доске появляется запись темы и целей урока.
Цели: 1. Продолжить формирование навыков и умений по определению Г.П. материка.
2. Познакомиться с историей открытия и исследования материка.
Запись на доске: III домашнее задание § 40 вопросы (внимание на 3в.)
IV. Изучение нового материала
Вопрос: - Какое место по площади занимает материк Южная Америка?
Информация: Материк огромен. Его открыли позднее других. Ещё в III в до н.э. На берегах Америки побывали кельты.
Вопрос: - Кого по праву считают первооткрывателем Америки?
(Х. Колумба)
Сообщение о Х.Колумбе.
Вопрос: - С чьим именем связано название материка? (А, Веспуччи)
Вопрос: - Какова роль Ф. Магеллана в открытии материка? (Ф. Магеллан)
Вопрос: - Кто из путешественников побывал внутри материка? (Франсиско Орельян)
Сообщение: Долгие годы испанские и португальские захватчики не пускали на материк путешественников и учёных. Они эксплуатировали индейцев, вывозили драгоценности и рабов.
И только спустя почти 300 лет здесь побывал Ал. Гумбольдт
Сообщение об А. Гумбольдте.
Задание: Большой вклад в исследования материка внесли и русские учёные:
Вопрос: Какой вклад русской комплексной
экспедиции под руководством Г.И. Лангсдорфа и
Н.Г.Рубцова.
В чём заслуга Н.И.Вавилова
Работа с учебником стр. 168.
Ключевые вопросы: - Почему жителей Америки до сих пор называют индейцами?
- Почему А. Гумбольдта называют II Колумбом?
- С чьим именем связано открытие на юге Америки острова и пролива?
Ключевой вопрос: Как выглядит береговая линия материка?
Задание: Ребята закройте глаза, представьте, что вы дома у телевизора.
- Есть ли в Южной Америке не открытые земли, острова?
Итог 1 части: Итак, мы выполнили одну задачу урока,
Ключевое задание: - Вам предстоит сейчас работать над другой задачей.
Вопрос: - Что такое Г.П.?
Задание – Найдите на карте крайние точки материка. Воспользуйтесь картами и статистическими материалами атласа.
Вопрос: - Как расположен материк относительно других материков?
Практическая работа № 15 Определение черт сходства и различия географического положения Южной Америки и Африки.
Задание: Есть ли вопросы по предстоящей работе? (Выполняется работа)
V Итог урока. Решение географических задач.
Сравни характер береговой линии Африки, Австралии и Южной Америки. В чём её отличительная особенность?
Что объединяет европейцев, первых покорителей новых земель?
VI Выставляю оценки, делая их анализ.
Пр. раб №15 “Определение черт сходства и различия Г.П. Ю.Америки и Африки. | |||
Факторы определяющие физико- географическое положение материка. | Название материков. | Вывод о сходстве и различии в географическом положении. | |
Южная Америка. | Африка. | ||
1. По отношению к экватору. | |||
2. По отношению к начальному меридиану. | |||
3. По отношению к другим материкам. | |||
4. По отношению к океанам. |