Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
Народная мудрость гласит: “Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками — писал А.Н.Леонтьев.
В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны информационно – коммуникационные технологии, относящиеся к развивающему обучению.
В практике моей работы значительное место уделено краеведческому подходу обучения географии через компьютерные технологии, творчество учащихся с элементами креативного мышления.
Урок должен быть интересным, познавательным, привлечь внимание, заинтересовать. Только в этом случае он активизирует желание учащихся к поиску новых знаний.
Удачным на этом уроке оказалось использование компьютерных технологий, что позволяет не только дополнить существующие наглядные средства обучения, но и помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Данный метод позволяет:
- наглядно с помощью рисунков, электронных фотографий, опорных точек и схем показать строение атмосферы;
- последовательно показать и закрепить материал о свойствах атмосферы и ее значении;
- акцентировать внимание на проблемах загрязнения атмосферы в городе Губкине;
- сэкономить время на оформление доски;
- организовать и провести заключительную беседу по теме урока.
Тема урока: “Атмосфера: её строение и свойства”, 6 класс.
(Приложение, слайд 1)
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока:
(Слайд 2)
Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание знаний по теме атмосфера, её строение и свойства.
Познакомить с исследованием атмосферы.
Развивать умения и навыки работы с текстом учебника, рисунками, картами, тестовыми заданиями по материалам ЕГЭ.
Использовать Интернет-ресурсы на уроке.
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, атласы Белгородской области, иллюстрации родного края, раздаточный материал, золотые колоски, мультимедийный проектор, компьютеры.
(Слайд 3)
Структура урока
(Слайд 4)
I. Орг. момент (2 мин).
II. Актуализация опорных знаний (10 мин).
III. Изучение нового материала (15 мин).
IV. Физкультминутка (2 мин).
V. Самостоятельная работа (индивидуальное задание для каждого компьютера) (13 мин).
VI. Подведение итогов (3 мин).
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Объявление целей урока.
Продолжим путешествие в страну “Знаний”. Мы с вами побывали в “Литосфере”, “Гидросфере”, а до “Атмосферы” добраться так же не просто. Нам надо будет преодолеть ряд препятствий и получить разрешение на посещение атмосферы. Препятствие будут состоять из тестовых заданий по материалам ЕГЭ и изученным темам.
И так начинаем наше путешествие.
1. (озеро) – топографический знак. (Слайд 5)
Каковы причины образования волн в океане?
- ветер
- солнце
- землетрясение
2. (болото) – топографический знак. (Слайд 6)
Какие подземные воды используют население города Губкина?
- межпластовые
- грунтовые
- молочные
3. (канал) – топографический знак. (Слайд 7)
На каком материке отсутствуют вулканическая деятельность?
- Африка
- Южная Америка
- Австралия
4. (река) – топографический знак. (Слайд 8)
Что является водоразделом между реками Губкинского района?
- понижения
- поднятие
- искривление
5. (карьер) – топографический знак. (Слайд 9)
Как на карте обозначаются течения?
- штрихом
- прямой
- линиями движения
Молодцы! Теперь у вас есть разрешение, и вы можете пользоваться путеводителем - учебником.
Найдите край, куда мы отправимся путешествовать. Читают вслух (атмосфера).
Учитель. Записываем тему урока в тетрадь.
(Слайд 10)
III. Изучение нового материала.
Ребята вы обратили внимание, что наш урок необычный с нами работает волшебница Дискета.
В курсе природоведения мы знакомились с воздушной одеждой Земли – атмосферой. Расскажите, что вы о ней помните (рассказы учеников).
Атмосфера – воздушная одежда Земли. Воздух знаком нам с рождения. В воздухе смешаны газы: азот, кислород, углекислый газ, пары воды, капельки воды, кристаллики льда, частицы пыли, сажи, пепла, морской соли, пыльца растений. В воздухе содержится 78% азота, 21% кислорода, 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ.
Ученые предполагают, что толщина воздушной оболочки атмосферы более 2000м, она постепенно переходит в космическое пространство. В нижнем слое атмосферы температура изменяется. У поверхности земли над губкинской территорией атмосфера сильно загрязнена, так как у нас взрывают железные руды в карьере, отходы ЛГОКа, заводов горячее - брикетированного железа так же попадают в воздух, водяной пар, который есть в атмосфере, превращается в капельки воды или кристаллики льда. Из них образуются облака.
Углекислый газ очень важен для жизни на Земле, содержание его 0.03%. Его используют зеленые растения для фотосинтеза, кроме того он создает так называемый парниковый эффект, т.е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство. Важна роль водяного пара, он участвует в создании парникового эффекта.
Нижняя граница атмосферы четкая – это земная или водная поверхность. Воздух проникает в поры, щели горных пород, растворяется в воде, а легкие газы: гелий, водород растворяются в космическом пространстве. Воздух атмосферы удерживается притяжением земли и движется вместе с ней. Плотность его уменьшается с высотой. Уже на высоте 200-300 км плотность очень мала, и искусственные спутники Земли и космические корабли годами летают на орбите без отклонений, вызванных сопротивлением атмосферы. (Слайд 3)
Учитель: Давайте посмотрим на экран перед вами опять очередная преграда. Вы с ней справитесь, открыв путеводитель на стр. 106.
Найдите такой же рисунок. Прочитайте, как он называется. Из каких слоев состоит атмосфера?
Волшебница Дискета. По этому рисунку и по тексту на странице составьте для меня небольшой волшебный рассказ. Обратите внимание на основные свойства.
Путешественники, которые справа от меня про “ Верхние слои атмосферы”, а слева “ О других слоях”.
Рассказы учеников.
Волшебница говорит. А теперь ответьте на мои вопросы.
За правильные ответы вы получите золотой волшебный колосок, выращенный на полях Губкинского района.
Вопросы на экране.
(Слайд 11)
- Назовите слои атмосферы?
- Какой слой над городом Губкиным сильно загрязнён?
- Какие бывают облака? (рисунок)
- В каком слое содержится 80% воздуха?
- В каком слое атмосферы небо черное?
- Из какого слоя атмосферы выпадают снег, дождь?
- Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосферу?
Ребята, оцените работу выступающих с сообщениями.
IV. Физкультминутка.
Литосферу изучили
В гидросфере мы проплыли
По морям, рекам, озерам
И теперь вы фантазёры
В атмосферу мы пришли
Разные слои нашли
А теперь и отдохнем
Физкультминутку проведем (звучит музыка).
Дыхательная гимнастика.
V. Самостоятельная работа.
Что мы вдыхали?
От чего нагревается воздух?
Найдите взаимосвязь между температурой воздуха и высотой на земной поверхности?
Это важная подсказка для преодоления препятствия (гора). (Слайд 6)
Посмотрите на экран. Что у вас на пути? Чтобы обойти её надо решить задачи.
Решения задач.
Волшебница предлагает найти задачи (на компьютере у каждого ученика свои задачи), а на экране изображение вулкана Килиманджаро и текст задачи. (Слайд 12)
Определить температуру на вершине вулкана, если у его подножия +250 С, а его высота больше 5000 метров.
Какая это гора? Покажи её на карте.
Задачи для компьютера.
(Индивидуальные задания для каждого компьютера)
1.На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30С, а у поверхности Земли +12С?
2.Какова высота горы, если у ее подножия температура +26С, а на вершине -10С?
3.Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет
+36С? Высота Памира 6 км.
4.На высоте 8 км температура равна -18С. Какова в это время температура у поверхности?
Правильное решение позволит вам набрать пять балов. (Ответы на слайде 13)
Молодцы продолжаем путешествовать.
Учитель: На экране поверхность Луны. Она безжизненная. Почему? (потому, что там почти нет атмосферы). Посмотрите, как красиво смотрится безжизненная Луна на звездном Губкинском небе (слайд 14). А какое же имеет значение атмосфера на планете Земля? Запишите в тетрадь значение атмосферы (задание выполняется в классе или дома).
Подсказки на экране монитора. (Слайд 15)
ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
- Обеспечивает организмы (кислородом)
- Поглощают углекислый газ (зелёные растения)
- Защищает от (метеоритов и других небесных тел)
- Слой озона поглощает (ультрафиолетовые лучи)
- Защищает от тепловых (лучей солнца)
- Вдохновляет художников, поэтов (на творчество)
- Привлекает (исследователей, ученых)
Атмосфера всегда привлекала внимание человека, он наблюдал за ней и изучал её с давних пор.
Серёжа Садчиков взял в путешествие занимательную литературу, и мы попросим его рассказать об исследованиях атмосферы.
Рассказ ученика.
VI. Итог урока.
Учитель. Итак, ребята мы в конце нашего путешествия. Что вы узнали сегодня на уроке? Вы все работали, сегодня замечательно давайте оценим вашу работу.
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Прочитать §35, ответить на вопросы, принести дневники наблюдений за погодой, повторять карту.
Спасибо за работу на уроке.
Рефлексия.
(Слайд 17)
Откройте ребята последний слайд нашей презентации и оцените, довольны ли вы сегодняшним путешествием.
Дифференцированный и творческий подход на уроке: для одних — это работа с учебником, для других - работа с учебником и подготовка сообщения, для третьих – работа с презентацией.
Роль учителя на данном уроке заключалась в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, создании комфортной обстановки на уроке.