Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных вычислительных навыков. Не секрет, что даже выпускники, готовящиеся к сдаче ЕГЭ, не владеют вычислительной культурой. А некоторые современные учебные пособия и учебники, предлагая “примеры финиша” и интересные поисковые задачи не предлагают “примеров старта” для отработки элементарных арифметических действий. Для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач учащимися, можно применять различные тренажеры.
Это простой и очень эффективный дидактический прием.
Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма.
Работу по тренажерам можно включать на различных этапах урока:
- во время устного счета (по цепочке);
- при закреплении нового материала;
- при поведении самостоятельной проверочной работы;
- на зачетах;
- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные карты- тренажеры. Через 3-5 минут учитель собирает листочки или тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов” На следующем уроке ученикам сообщаются результаты и предъявляются новые упражнения на этих же картах-тренажерах. Результаты вновь заносятся в таблицу. Учащиеся вместе с учителем следят за продвижением успехов, сравнивают свои достижения с достижениями одноклассников.
Задания в картах - тренажерах можно изменять в зависимости от типа и целей урока. Например: на первом уроке по теме: “Квадрат двучлена” можно попросить ребят только прочитать выражения, являющиеся квадратами разности. На последующих уроках можно проводить тренировочные упражнения по применению формул сокращенного умножения в виде самостоятельной работы, работы в парах по тем же самым картам.
Тренажеры можно использовать и на уроках геометрии. Особенно на первых уроках. Когда учащиеся еще не уверенно выполняют чертежи, а запись условия по тексту задачи занимает много драгоценного времени урока, тогда и предлагаю тренажер “Равенство треугольников”.
Интересно, что ребята и в 10-11 классе с удовольствием работают с тренажерами. “Контрольная для взрослых”- один из любимых игровых моментов в период подготовки к экзаменам. Для ребят такая работа создает ситуацию успеха, а учитель преследует свою цель: автоматизировать вычислительные навыки и активизировать мыслительную деятельность, освоить обязательный уровень знаний, умений и навыков.
Примеры некоторых карт-тренажеров.
- Сокращение дробей.
- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
- Деление дробей.
- Умножение дробей.
- Часть от числа.
- Вычисление процентов.
- Решение линейных уравнений.
- Действия над рациональными числами.
- Умножение и деление десятичных дробей.
- Примеры со степенями.
- Примеры на свойства умножения.
- Округлить до указанной разрядной единицы.
- Приемы рационального умножения.
- Восстановить последовательность.
- Найти среднее арифметическое.
- Превратить дробь в смешанное число.
- Признаки равенства треугольников.
- Квадрат двучлена.
- Логарифм числа.
- Действия со степенями.
- Умножение степеней.
- Умножение одночлена на многочлен.
Выделить целую часть из неправильной дроби
Приведем примеры таких тренажеров:
7 ТР 26-03 Арифметические операции над многочленами.
Выполнить умножение многочлена на одночлен:
А |
Б |
||
(2a2-3ab)• (-5a) | 4xy(2x+0,5y-1) | ||
3c (5c+2xy) | x2•(x+2x) | ||
(4x2+3)•(-2x) | 0,1a(4a+5) | ||
(-10ab+6x)•2x | (3a2+0,2b2+ab)•(-0,5a) | ||
(-5a)•(3a-5+c) | (35a2b-28a4):7a2 | ||
(5a2-3ab)•(-2b2) | (-5x2-9x+2)•(-3x) | ||
(-3x)•( 3x2-5) | (0,4-x)•(-2x3) | ||
(-4y)•(-2х2+0,5x2) | 2x•(3x3+x2-5x) | ||
0,5a•(24a+7x2) | -3x2(3x+2,5) | ||
(3+x)•(-0,2x) | (10y3+2y6):2y2 | ||
(2h-5)•(-6h) | 5a(a-2b)(-2a) | ||
0,5a(6a+3-4b) | –3a2(-a+9a2-2) |
7-ТР-17-01 ДЕЙСТВИЯ НАД СТЕПЕНЯМИ
Вычислите:
А |
Б |
С |
|||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
a3 • a a5•a a •a7 y2 •y3 b •b6 c5 •c12 t10•t13 d7 •d r4 •r51 q8 •q3 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
a3 •a • a8 b4 •b12• b13 c13• c8 •c2 d4 •d •d10 k13 •k8 • k m3 •m5 •m8 p3 •p • p7•p28 q •q2• q3 v7 •v6 •v u13 •u12 • u5 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
2a2 • 2a2 33 •3a • a7 42 •t •42t3 32 •3• 3a m5 •23 •2m (-1m) • (-1m)3 m3 • 52 •53 • m2 x • x5 •6x2 y5 y • 5y3 7 •x2 •7x3 |
7 ТР17-02 ДЕЙСТВИЯ НАД СТЕПЕНЯМИ
Вычислите:
А |
Б |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
(2а)4 (-2p)3 (mn)6 (3b)5 (-5q)4 (ab)4 (6n)3 (-7c)2 (pq)3 (8n)2 (-3d)5 (cd)10 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
(-ac)17 (yx3)2 (3p2r8)5 (-am)8 (a2bc3)4 (6a5bx3)3 (-rs)3 (p3cd6)18 (10a2b5)4 (-xy)12 (u5v4t7)9 (4r5q8p9)2 |