Использование тренажеров на уроках математики

Разделы: Математика


Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных вычислительных навыков. Не секрет, что даже выпускники, готовящиеся к сдаче ЕГЭ, не владеют вычислительной культурой. А некоторые современные учебные пособия и учебники, предлагая “примеры финиша” и интересные поисковые задачи не предлагают “примеров старта” для отработки элементарных арифметических действий. Для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач учащимися, можно применять различные тренажеры.

Это простой и очень эффективный дидактический прием.

Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма.

Работу по тренажерам можно включать на различных этапах урока:

  • во время устного счета (по цепочке);
  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной проверочной работы;
  • на зачетах;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные карты- тренажеры. Через 3-5 минут учитель собирает листочки или тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов” На следующем уроке ученикам сообщаются результаты и предъявляются новые упражнения на этих же картах-тренажерах. Результаты вновь заносятся в таблицу. Учащиеся вместе с учителем следят за продвижением успехов, сравнивают свои достижения с достижениями одноклассников.

Задания в картах - тренажерах можно изменять в зависимости от типа и целей урока. Например: на первом уроке по теме: “Квадрат двучлена” можно попросить ребят только прочитать выражения, являющиеся квадратами разности. На последующих уроках можно проводить тренировочные упражнения по применению формул сокращенного умножения в виде самостоятельной работы, работы в парах по тем же самым картам.

Тренажеры можно использовать и на уроках геометрии. Особенно на первых уроках. Когда учащиеся еще не уверенно выполняют чертежи, а запись условия по тексту задачи занимает много драгоценного времени урока, тогда и предлагаю тренажер “Равенство треугольников”.

Интересно, что ребята и в 10-11 классе с удовольствием работают с тренажерами. “Контрольная для взрослых”- один из любимых игровых моментов в период подготовки к экзаменам. Для ребят такая работа создает ситуацию успеха, а учитель преследует свою цель: автоматизировать вычислительные навыки и активизировать мыслительную деятельность, освоить обязательный уровень знаний, умений и навыков.

Примеры некоторых карт-тренажеров.

  • Сокращение дробей.
  • Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
  • Деление дробей.
  • Умножение дробей.
  • Часть от числа.
  • Вычисление процентов.
  • Решение линейных уравнений.
  • Действия над рациональными числами.
  • Умножение и деление десятичных дробей.
  • Примеры со степенями.
  • Примеры на свойства умножения.
  • Округлить до указанной разрядной единицы.
  • Приемы рационального умножения.
  • Восстановить последовательность.
  • Найти среднее арифметическое.
  • Превратить дробь в смешанное число.
  • Признаки равенства треугольников.
  • Квадрат двучлена.
  • Логарифм числа.
  • Действия со степенями.
  • Умножение степеней.
  • Умножение одночлена на многочлен.

Выделить целую часть из неправильной дроби

Приведем примеры таких тренажеров:

7 ТР 26-03 Арифметические операции над многочленами.

Выполнить умножение многочлена на одночлен:

А

Б

  (2a2-3ab)• (-5a)   4xy(2x+0,5y-1)
  3c (5c+2xy)   x2•(x+2x)
  (4x2+3)•(-2x)   0,1a(4a+5)
  (-10ab+6x)•2x   (3a2+0,2b2+ab)•(-0,5a)
  (-5a)•(3a-5+c)   (35a2b-28a4):7a2
  (5a2-3ab)•(-2b2)   (-5x2-9x+2)•(-3x)
  (-3x)•( 3x2-5)   (0,4-x)•(-2x3)
  (-4y)•(-2х2+0,5x2)   2x•(3x3+x2-5x)
  0,5a•(24a+7x2)   -3x2(3x+2,5)
  (3+x)•(-0,2x)   (10y3+2y6):2y2
  (2h-5)•(-6h)   5a(a-2b)(-2a)
  0,5a(6a+3-4b)   –3a2(-a+9a2-2)

7-ТР-17-01 ДЕЙСТВИЯ НАД СТЕПЕНЯМИ

Вычислите:

А

Б

С

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

a3 • a

a5•a

a •a7

y2 •y3

b •b6

c5 •c12

t10•t13

d7 •d

r4 •r51

q8 •q3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

a3 •a • a8

b4 •b12• b13

c13 c8 •c2

d4 •d •d10

k13 •k8 k

m3 •m5 •m8

p3 •p • p7•p28

q •q2 q3

v7 •v6 •v

u13 •u12 u5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

2a2 • 2a2

33 •3a • a7

42 •t •42t3

32 •3• 3a

m5 •23 •2m

(-1m) • (-1m)3

m3 • 52 •53 • m2

x • x5 •6x2

y5 y • 5y3

7 •x2 •7x3

7 ТР17-02 ДЕЙСТВИЯ НАД СТЕПЕНЯМИ

Вычислите:

А

Б

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

(2а)4

(-2p)3

(mn)6

(3b)5

(-5q)4

(ab)4

(6n)3

(-7c)2

(pq)3

(8n)2

(-3d)5

(cd)10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

(-ac)17

(yx3)2

(3p2r8)5

(-am)8

(a2bc3)4

(6a5bx3)3

(-rs)3

(p3cd6)18

(10a2b5)4

(-xy)12

(u5v4t7)9

(4r5q8p9)2