Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р. Львова, - это “различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений” [3, с.172].
В процессе занятиями с младшими школьниками с недоразвитием фонематического слуха, мы убедились в некоторых особенностях их работоспособности, а именно: истощаемости внимания, повышенной отвлекаемости и утомляемости, а также поверхности речевого внимания.
Наиболее эффективными приемами развития фонематического слуха является игра. Поэтому мы предлагаем на занятиях использовать следующие виды игр и упражнений:
- “Логопедическое домино”.
Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [н], присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком [л], - к картинке стол, и т.д.
2. “Звуковой конструктор”.
Учитель говорит на ухо одному ученику слово, а другому – звук. Каждый из них произносит свое. Школьники должны сказать, в начало или конец слова надо добавить названный звук, чтобы получилось новое слово. Например: парк – пар, шар – шарф, рот – крот, мех – смех, сор – сорт.
Вариант игры: учитель дает слово, в котором надо убрать звук, чтобы получилось новое слово.
- “Внимательные покупатели”.
- “Живые звуки”.
- “Найди свою схему”.
- “Животные заблудились”.
- “От бочки до точки”.
- “Рассеянный поэт и доверчивый художник”.
- “Телевизор”.
- “Рассели животных”.
- “Собери цветок”.
- “Незнайка с кармашками”.
- “Найди ошибку”.
- “Собери букет”.
- “Речевое лото”.
- “Волшебный круг”.
- “Найди слова в слове”.
- “Математическая грамматика”.
- “Допиши словечко”.
- Игра “Один звук, марш!”
- Игра “Думай! Думай! Думай!”
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска.
Учитель:
- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, например, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на мягкий звук.
Варианты игры: в качестве покупателей и продавца могут выступать дети в роли литературных персонажей.
Учитель предлагает поиграть в игру “Живые звуки”.
Один ребенок – звук [с], другой – [о], третий – [к]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и учитель приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
Три ученика “назначаются” словами: кот, кит, крот. Из трех изображенных на доске моделей каждый должен выбрать свою и доказать, что это его схема.
Учитель:
- Заблудились в лесу домашние животные: осел, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Света будет их созывать, а Сережа пусть внимательно слушать и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Света звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
Учитель:
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: “Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные”. Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м].
Учитель:
- Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.
Аналогичную работу можно провести с таким двустишием:
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.
Например: спрятанное слово – месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мышка, курица, щенок.
Предварительно все слова проговариваются.
На столе лежит середина цветка. На ней написана буква (например, С). Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Вариант 1. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния.
Вариант 2. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Обучающимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: “Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую – со звуком [р]. (Розовая – [р], голубая – [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, коричневый, желтый, малиновый.
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех словах. Затем ведущий показывает картинки и спрашивает: “У кого есть это слово?” Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.
Вариант 1. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает стрелка. (Предварительно все слова проговариваются) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например: мишка – мышка, мак – рак, кит – кот, удочки – уточки, коза – коса, трава – дрова, дом – дым.
Вариант 2. Вместо картинки “циферблат” прикрепляются буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку. Там, где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают.
На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь).
Дается установка: “Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их”.
Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.
Например:
С + том – м + лиса – са + ца = (столица)
На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Обучающиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например:
Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой _______ (крыши).
Вариант 1. Из каждого слова “выньте” по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть – гость, власть – сласть, склон – клон, полк – пол.
Вариант 2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось новое слово. Например: роза – гроза, стол – ствол, шар – шарф, клад – склад.
Вариант 3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж, ногти – когти, лапка – папка, галка – палка, киска – миска (зубы, орел, песок, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье,
А “ф” на “п” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья. (флюс – плюс)С буквой “л” - в игре в футбол
Часто слышим слово _____ .
С “д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало - просто ____. (гол – год)Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь “у” на “о” -
Будет круглое число. (сурок – сорок)Когда я месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо “т” в меня поставишь “ш”,
То под меня ты бодро зашагаешь. (март – марш)С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на просторе! (колос – голос)Я бываю золотой,
А природный – костяной.
Если “з” на “к” заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем. (зуб – куб)
Использование игр позволяет обучающимся овладеть следующими умениями:
называть звуки, из которых состоит слово;
не смешивать понятия “звук”, “буква”;
определять роль гласных букв;
определять количество букв и звуков, их последовательность.
Литература
- Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч. –метод.пос. для студентов педфака / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 1997.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд – во “СОЮЗ”, 2004.
- Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.
- Обучение чтению и письму в начальной школе / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 2006.