Развитие современного общества требует полного развития личности, в том числе и ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. В соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования перед школами открылась возможность в большей степени учитывать потребности учащихся, эффективнее готовить их к будущей профессии.
Объективной причиной повышения интереса к изучению иностранного языка является установление более тесных связей с зарубежными странами, развитие международных связей. Вследствие этого, владение иностранным языком рассматривается обучаемым как неотъемлемое свойство его личности и как средство реализации себя как высококлассного специалиста в профессиональной деятельности.
Процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу.
Рабочее владение английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую корреспонденцию. Перечисленные знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Однако в соответствии с требованиями федерального стандарта английский язык преподается в старших классах как средство общения (General English) и как средство обучения ( Academic English), что не позволяет в достаточной мере развить у учащихся перечисленные умения и позволить школьникам овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречия между потребностями учащихся, требованиями вероятно будущей профессии и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте, обусловлена актуальность введения компетентностного подхода в обучении иностранному языку, что требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Поэтому целью работы является реализация компетентностного подхода в условиях предпрофильной подготовки.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- Изменить формы и методы организации учебного процесса.
- Изменить механизм получения знаний, навыков и умений обучающимися.
- Модернизировать систему внеурочной деятельности.
Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей. Вследствие использования данных методов и форм, учащиеся овладевают новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе.
В настоящее время в гимназии меняются механизмы получения знаний, навыков и умений обучающимися: приоритетным является свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни. Таким образом, мы формируем социокультурную и учебно-познавательную компетенции.
Конечно, при этом не может остаться неизменной внеурочная деятельность, направленная на развитие социокультурной и речевой компетенций.
Решающими факторами, определяющими становление личности старшеклассников, являются стремление к самоопределению и формирование целостного взгляда на окружающий мир. Представление о будущей профессии является самым устойчивым мотивом, придающим жизненный смысл всей деятельности старшеклассника вне урока. Это побуждает учителя к поиску материалов, способных удовлетворить складывающиеся профессиональные интересы обучаемых, а также форм и методов их использования.
Наличие четкого представления о значении иностранного языка в будущей профессиональной деятельности и личной жизни, возможность через иностранный язык удовлетворить свои познавательные интересы активизируют старшеклассников во внеклассной работе по иностранному языку.
По результатам анкетирования старшеклассников нашей гимназии, на первое место ставится практическая сторона обучения иностранного языка. Таким образом, в числе способов ориентации старшеклассников в их профессиональном самоопределении и использовании иностранного языка в работе по избранной специальности можно назвать следующие:
В рамках предпрофильной подготовки были организованы на городском уровне пять выездных лингвистических школ, по программе “Развитие коммуникативной компетенции обучающихся через лингвистические практики” соавтором которых является МОУ “Гимназия № 24”.
На ВЛШ учащиеся смогли не только практиковать язык (образовательный аспект), но и расширить объем знаний об особенностях культуры иноязычных стран (социокультурный аспект), а также расширить кругозор, развить общие и специальные умения, позволяющие совершенствовать деятельность по овладению языком и получить практические навыки использования иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности (деятельностный аспект).
Также в МОУ “Гимназия № 24” организован лингвистический кружок “Увлекательный мир театра”
Проводятся декадники по иностранному языку, тематические вечера и праздники.
Учащиеся гимназии принимают участие в научно-практических и исследовательских конференциях, что позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, приобрести опыт работы с научной и профессиональной литературой по иностранному языку.
Таким образом, в гимназии созданы условия реализации компетентностного подхода в предпрофильной подготовке учащихся.