Внеклассная работа по возрождению народных традиций. Народный календарь

Разделы: Внеклассная работа


Еще наши далекие предки приметили, что жизнь идет как бы по кругу. Возрастные циклы людей примерно совпадают с основными временами года: детство – с весной, молодость – с летом, зрелость – с осенью, старость – с зимой. С глубокой старины семейные празднества отмечаются людьми как жизненно важные вехи и знаковые события. Так сложились интересные обряды и важные ритуалы, ставшие частью русской культуры.

Как ни странно, ритуалы и обычаи, которыми русские люди привыкли ознаменовывать и радостные, и печальные события в жизни, за много столетий не так уж сильно изменились. Возможно, потому, что на Руси привыкли, передавая из поколения в поколение, бережно хранить традиции и обряды: как праздновать Святки и Масленицу, играть свадьбу.

Русские обряды традиционно подразделяются на календарные и семейные. Те и другие сочетают в себе старинные ритуалы, песни, игры, пляски.

Календарные обряды приурочены к сельскохозяйственным работам в течении всего года. Не удивительно, что в народном календаре отразились характерные для крестьянских забот названия месяцев.

Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре. Для оформления народного календаря были использованы работы по ИЗО и технологии учащихся МОУ “СОШ №1” г. Калтан (Приложение).

Приложение можно получить у автора статьи.

ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ

6 ЯНВАРЯ – РОЖДЕНСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК. Этот день предшествовал одному из наиболее почитаемых праздников – Рождеству Христову. По всей видимости в названии праздника закрепилось название ритуальной каши – сочива.

Сочиво варилось из меда и пшеничных зерен. Сочельник справлялся в кругу семьи очень торжественно. Один из обычаев сочельника был связан с разжиганием нового чистого огня. Такой огонь добывался трением. От этого огня зажигали обрядовое полено, которое называли бодняком. Бодняк – это веселый дух огня, живущий в рождественском полене. Ритуальное полено украшали лентами и поливали маслом. По бодняку гадали о грядущем годе. Для этого ударяли по горящему полену кочергой. Если сыпались обильные искры, то считали, что предстоящий год будет очень удачным. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа не обмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств.

7 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день по традиции дети и молодежь ходили по дворам и славили Христа в молитвенных песнопениях. В песнях–колядках колядующие желали здоровья и счастья хозяевам дома. Колядовщиков обязательно одаривали, чаще всего сладостями. Обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.

Иней на Рождество – урожай на хлеб.

Небо звездится – урожай на горох, хороший санный путь – урожай на гречиху.

ФЕВРАЛЬ – КРУТЕНЬ И ВЕТРОДУВ

ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ТРИФОНА. У святого Трифона была способность исцелять людей и изгонять беса. Силой своей молитвы он мог избавить хлебное поле от вредителей. По старинному поверью в это время года, после истребления своих запасов, мыши подбирались к хлебным скирдам. Спасти хлеб от мышей мог только знахарь с помощью заговора. Считали, что если на Трифона много звезд на небе, то весна будет поздней.

15 ФЕВРАЛЯ – СРЕТЕНИЕ. “Сретение” по–славянски означает “встреча”. В этот день церковь вспоминает важное событие в жизни Иисуса Христа. В народной жизни сретение не считалось большим праздников. Крестьяне часто не знали, какое событие отмечает православная церковь, А название праздника объясняли тем, что “в этот день зима встречается с летом”, начинают ослабевать морозы, приближается весна.

С 23 ФЕВРАЛЯ ПО 1 МАРТА – МАСЛЕНИЦА. Последняя неделя перед Великим постом называется сырною. В народе эта неделя называется Масленицей. Масленица является самым веселым, разгульным праздником на Руси. Всю неделю пекут блины, пряженцы, оладьи. Каждый день недели имел свое название: понедельник –встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – широкий разгул, пятница – тещины блины, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеное воскресенье. Проводы Масленицы символизировали проводы зимы. К Масленичной неделе приурочивали русские свадьбы.

Как на Маслену неделю по небу блины летели!

Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить!

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

МАРТ – КАПЕЛЬНИК

14 МАРТА – ЕВДОКИЯ. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы – она заведовала весной, могла задержать весеннюю воду. В этот день в дом приносили талую воду, умывали ею детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. В деревнях сохранялась традиция в этот день начинать первые заклички весны. Культ Овсеня связывался с конем. 14 марта из соломы делали коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

С Евдокии погоже – все лето пригоже.

Каковы Евдокеи, таково и лето.

У Евдокии вода, У Егорья (6мая) трава.

Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.

15 МАРТА – ГЕРАСИМ ГРАЧЕВНИК. В народе святого Герасима называют “грачевником”, в это время возвращаются первые весенние птицы – грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом, обеспечивающим владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

Грачевник грачей пригнал.

Грач на горе – так и весна на дворе.

Увидел грача – весну встречай.

22 МАРТА – СОРОКИ СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕННИКОВ, Вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек – жаворонков, делали куколок “Мартиничек”. Дети привязывали куколок к длинным шестам. Размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

“Благослови, Боже, благослови, мати,

Весну закликати, зиму провожати!”.

АПРЕЛЬ – БОРЕЗОЗОЛ

7 АПРЕЛЯ – БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Это один из самых почитаемых праздников в народе, праздник совершенного покоя, свободы от дел. Не весенний разгул, а молчаливое, сосредоточенное раздумье, ведутся мирные беседы о севе, пахоте, урожае. Третьи заклички весны. Считалось, что с этого дня зима окончательно отступает. В этот день было принято выпускать на волю пойманных птиц.

На Благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.

С Благовещенья медведь встает из сугроба.

19 АПРЕЛЯ – ПАСХА. Светлое Христово Воскресенье или Святая Пасха является величайшим из христианских праздников. В субботу накануне Пасхи все шли в церковь на пасхальную всенощную. В полночь совершается крестный ход и служится пасхальная утреня и литургия. После окончания службы прихожане приветствуют друг друга возгласами: “Христос воскресе” и ответом “Воистину воскресе” и трижды целуются. Затем идут домой разговляться. В Пасхе большое место занимает обрядовая еда, которая включает в себя пасху из творога, кулич и крашенные яйца. Их освещали в церкви, как правило в субботу, а потом ими разговлялись.

КРАСНАЯ ГОРКА. Первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым. В народе Фомино воскресенье называлось Красной Горкой. Игры на Красной горке посещала вся молодежь, так как на них женихи выбирали невест. Считалось даже плохой приметой, если девушка или парень на Красную Горку просидели дома.

РАДУНИЦА (РАДОНИЦА) – вторник Фоминой недели. Это день поминовения усопших, родительский день.

МАЙ – ТРАВЕНЬ

Нашими предками последний месяц весны звался травнем из–за перезимовавших и пустивших зеленые ростки кореньев и семян. С великой радостью встречалось появление молодой травки. Первые зеленые стебельки оживляли скотину в хлевах, да и сам человек от весенней травы брал живительные силы, так нужные после долгой зимы.

Зацветание ивы указывает на начало сева редиски и моркови, лука и укропа.

Как лист березы развернется полностью, так можно сажать картофель.

Пион распустился – можно сеять огурцы, тыкву, бобы.

22 МАЯ – НИКОЛА ВЕШНИЙ. В крестьянской среде Николай Чудотворец почитался как самый близкий к Богу святой угодник. В этот день первый раз парни и подростки выезжали в ночное – пасти лошадей и справлять ночной молодежный праздник.

Пришел бы Никола, а тепло будет.

До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.

Если на другой день после Николы Вешнего пойдет дождь, все лето будет ненастное.

ИЮНЬ – РАЗНОЦВЕТ, ХЛЕБОРОСТ

Июнь начинается с появления стрекозы и пения кузнечика. В древней Руси он так и назывался – изок, то есть кузнечик. Не смолкая поет кузнечик летние песни о всякой былинке, цветке и травинке. А еще он – благодатный месяц, хлеборост и разноцвет. Он старательно ведет хозяйство, собирает и приберегает тепло для обильного созревания хлебов, не дает никому сиднем сидеть. Июнь – месяц хлебородный, он копит урожай на весь год, богатит наш дом.

7 ИЮНЯ – ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ПЯТИДЕСЯТНИЦА. Праздник Пятидесятницы отмечается на пятидесятый день после пасхи. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы: величие Отца, жертва Сына, и животворящая сила Святого духа. В этот день украшали дома, дворы, улицы ветками березы и цветами. На этот праздник пекли караваи, завивали венки из березы и цветов, приглашали гостей. Троицкому караваю и скатерти приписывали особенную силу. Каравай засушивали в сухари и хранили до свадьбы. Сухари замешивали в свадебный каравай, чтобы обеспечить счастье и любовь в молодой семье.

8 ИЮНЯ – ДУХОВ ДЕНЬ. Следующий день за праздником Святой Троицы (понедельник) называется день Святого Духа или Духов день. В этот день церковь прославляет Господа. В народе существовало поверье о том, что злые духи как огня боятся Духова дня, потому, что в этот день во время Божественной службы с неба сходит священный огонь, который испепеляет всю нечистую силу, которая встретится ему на пути. Считается, что после Духова дня не бывает заморозков до самой осени.

Не верь теплу до Духова дня.

Придет Свят–Духов день – будет на дворе, как на печке.

Свят–Дух весь белый свет согреет.

ИЮЛЬ – СТРАДНИК, СЕНОСТАВ

6 ИЮЛЯ – АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА. Аграфена Купальница, Иван–Купала, Петр и Павел сливались в один большой праздник, наполненный огромным смыслом. Он включал в себя обрядовые действия, песни, приговоры, приметы, гадания, легенды, поверья. Святая Аграфена называется Купальницей – день памяти ее приходится на канун праздника Ивана–Купалы. Купальницей называют целебную траву, которую собирают в этот день рано утром, пока не высохла роса. Утром парились в бане, а днем купались в реке. В перерывах между купаньями проводили игры и пиршества. Главным событием дня был сбор трав и кореньев.

7 ИЮЛЯ – ИВАН–КУПАЛА. Купальские языческие праздники отмечались в честь летнего солнцестояния. Этот праздник был великим днем очищения огнем и водой. Веселились всю ночь: пели песни, водили хороводы, прыгали через костры. Парни и девушки прыгали парами, взявшись за руки. По удачному прыжку предсказывали будущее счастье. Матери сжигали одежду больных детей, сжигая вместе с ней и болезнь. На рассвете купались в реке и умывались росой. Иван-Купала – народное прозвище Иоанна Крестителя, с легендой о котором церковь соединила земледельческие народные обряды, призванные обеспечить урожай, здоровье, благополучие. Ивана-Купалу еще называют “травником”, потому, что распускаются все целебные травы.

Звездная ночь – к урожаю грибов, а сильная роса – к обилию огурцов.

14 ИЮЛЯ – ЛЕТНИЕ КУЗЬМИНКИ. Этот день приходится в разгар страды – сенокос, прополка. Кузьма и Демьян по верованиям были покровителями брака. Поэтому день летние Кузьминки считался традиционным женским праздником. В этот день в огороде после прополки грядок женщины снимали первые овощи.

Огород – бабий доход.

Кузьмы и Демьяны пришли – на покос пошли.

АВГУСТ – ЗАРНИК

14 АВГУСТА – ПЕРВЫЙ СПАС. С этого дня начинается Успенский пост, который продолжается по 27 августа. Первый спас называется “Спасом на воде”, “мокрым Спасом”, “медовым Спасом”. В этот день пчеловоды вырезали ульи с медом и несли соты нового сбора для освещения в церковь. На первый Спас совершался Крестный ход на естественные водоемы для освещения воды. После этого хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. В этот день принято было святить новые колодцы.

19 АВГУСТА – ВТОРОЙ СПАС. ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Второй Спас в народе называется “яблочным”, С этого дня разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. На Спасо-Преображение было принято одаривать бедных и нищих плодами. Ко второму Спасу поспевают не только яблоки, но и доспевают яровые хлеба. Идет уборка урожая.

Вовремя убрать – вовремя продать.

После второго Спаса дождь – хлебогной.

Со Спаса-Преображения – погода преображается.

Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас.

28 АВГУСТА – УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник установлен в память смерти девы Марии – матери Иисуса Христа. Это время окончания жатвы, уборки зерновых. Конец двухнедельного Успенского поста. Ласточки уже летают, солнце засыпает – пора огурцы солить.

29 АВГУСТА – ТРЕТИЙ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ, ХЛЕБНЫЙ, ОРЕХОВЫЙ. Третий Спас называют “ореховым”, так как в это время созревают лесные орехи, в некоторых местностях этот день связывали с торговлей полотном.

Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко – на гумне!

Говорят, что ласточки отлетают “в три раза, в три Спаса”.

СЕНТЯБРЬ – РУЕТ, ДОЖДЕЗВОН

В Древней Руси этот месяц величали – рует, то есть “желтый”, потому что в сентябре много желтого цвета, желтизны. А дождезвоном прозвали его за непогоду и дожди– водолеи.

Именно на начало сентября приходится прекраснейшая пора года – “бабье лето”. Существует несколько версий происхождения этого названия. По одной из них, тонкие паутинки, летающие в это время по воздуху, напоминают женские волосы. По другой версии, бабье лето так же коротко, как молодость и беззаботная жизнь крестьянки.

С середины сентября приходит пора капустных вечерок, которые длились две недели. При свете лучины в долгие осенние вечера девушки и женщины рубили капусту для закваски, а чтобы не было скучно, пели, шутили, развлекали друг друга рассказами. Квасить капусту, запасая ее в прок, впервые научились именно славяне. Всю долгую зиму запасы спасали наших предков от недостатка витаминов. Кроме капусты, на зиму солили огурцы и грибы, так как последних в сентябрьском лесу вдоволь.

27 СЕНТЯБРЯ – ВОЗДВИЖЕНЬЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. На Воздвиженье священники обходили дома и поля с молитвой об урожае. В народном календаре этот праздник связывался с движением земли, сменой времен года:

Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет.

Птицы “двигаются” в отлет, направляясь на юг. И змеи направляются в лес на зимовье. Они забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в большой клубок, а затем прячутся под землю. На Воздвиженье запрещается ходить в лес.

ОКТЯБРЬ – ЛИСТОПАД

На Руси этот месяц нарекли листопадом или листобоем. Мокрые, озябшие дрожат на деревьях листья. Их жалкий, чахлый вид наводит на грустные мысли, напоминает об омертвении природы, отсутствии солнечного тепла.

Октябрь – хмурый месяц, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Осень начало посиделок, желанных встреч, незамысловатых игр. По окончании основных работ в полях, огородах и садах в октябре выпадало время для праздников, молодежных вечеринок, веселых свадеб. Исстари на Руси октябрь считался свадебником:

Месяц ненастья – начало семейного счастья.

Кроет октябрь землю серым снежком, а девку красную – женишком, – говаривали в народе и играли свадьбы. Именно играли, так как свадьба была ярким зрелищным представлением с разнообразными ритуалами и церемониями, песнями, плясками, ряженными.

Свадебные куклы носили символический характер. Женское и мужское начала соединялись в единое неразлучное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

14 ОКТЯБРЯ – ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Покров, натопи избу без дров.

Покров землю покроет: то листом, то снежком.

НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ

На Руси именовали ноябрь – грудень, потому, что в этом месяце смерзшаяся земля мертвыми грудами (кочками) лежит на дорогах. Это имя образовано от слова “груда”, которое в языке XVI–XVII веков значило “разъезженный, плохой и замерзший путь”. Предназначенье ноября соединить глубокую осень с устойчивой зимой. В народе это выражалось образным языком:

В ноябре осень–жируха со злюкой зимой борются.

Уже скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам да по веретейникам.

10 НОЯБРЯ – ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА. В традиционной русской культуре значимость образа Параскевы Пятницы была соразмерна с христианской Богородицей. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. Девушки стремились показать свое умение парням и будущим свекровям.

14 НОЯБРЯ – ЗИМНИЕ КУЗЬМИНКИ. С 14 по 18 ноября проводились встречи – девичьи посиделки. На посиделках угощались блюдами, приготовленными из курицы, потому что Кузьма и Демьян считались святыми, благоволящими этой птице. Девушки просили покровительства Кузьмы и Демьяна и помощи в создании семейного очага, зазывая:

Матушка Кузьма–Демьян, скуй нам свадебку крепко-накрепко,

До седой головушки, до голой бородушки!

Кузьма-Демьян по сеням ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!

28 НОЯБРЯ – ГУРИЙ.

Начало рождественского поста. К этому дню в деревнях рекрутов забирали в армию.

ДЕКАБРЬ – СТУДЕНЬ

Древнеславянское имя декабря – студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет.

В декабре на Руси говорили: “Тепло из глаз течет”, то есть трещит такой мороз, что прошибает до слез. Глаза то он тешит белыми снегами, да шубу рвет белыми метелями. Настала пора оберегать свое добро от зверской стужи, глядеть, чтобы в амбарах не смерзлось зерно, хлебный дух не иссяк. Поэтому, ожидая зиму, говорили:

Дай Бог в честь да в радость, в лад да в сладость.

Декабрь время Рождественского Поста. Стужа сводит молодежь вечерами на посиделках, вечерках, беседах. Но на них не только не плясали, а даже веселые песни не пели. За это время нужно как можно больше вышить, напрясть к Святкам.

В разнообразных природных зимних праздничных обрядах обыгрывалась смерть природы зимой и воскрешение ее весной. Когда наступали самые короткие дни и самые длинные ночи в году, наши предки думали, что Зима победила Солнце, что оно одряхлело, утратило свою лучезарность и готовится угаснуть.

14 декабря, в день пророка Наума, называемого в народе Грамотником, отдавали детей в учение.

Пророк Наум наставит на ум.

В этот день шли всей семьей в церковь, чтобы попросить благословения на обучение сына.

На Руси наступление зимы накладывало свой отпечаток на весь характер крестьянского быта, труда. Появление санного пути позволяло подвозить дрова, лес для ремонта хат, сараев. Мололи овину – новый хлеб. Мяли куделю, чесали ее и пряли. Били шерсть, валяли валенки, шили шубы, рукавицы, обрабатывали овчину. В общем, зря времени не теряли.