Цель: Способствовать развитию творческой активности каждого ребёнка, через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.
Задачи:
- Обучить приёмам работы с берестой.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.
Оборудование: береста, ножницы, старые грампластинки, газеты, карандаши, клей, кисть, салфетки, клеёнка.
Таблицы: Весенние первоцветы: Сон-трава, ландыши, купалица
Ход:
Дорогие ребята, сегодня я познакомлю вас с технологией выполнения работы из бересты.
Педагог:
А что такое береста?
Учащиеся:
Наружная часть берёзы. Берёза – доступный и хорошо поддающийся материал. Берёза – самое любимое и светлое дерево русских лесов. Сколько песен, стихов сложено о ней.(Люблю берёзку., во поле берёза…)Образ берёзы издавна в сказках, загадках, пословицах .В старинной русской поговорке, загадке говорится:
Стоит дерево цвета зелено, в этом дереве четыре угодья:
- больным на здоровье. Объясните, как вы понимаете (банный веник)
- от тьмы свет (лучина)
- дряхлых пеленание. .Как Вы понимаете?(крепление битой посуды)
- людям колодец.(сок берёзы). И всё же в этой загадке перечислены не все дары берёзы Бересту ещё использовали в строительстве изолировали строения от воды, обшивали лодки, делали люльки – колыбельки, лукошки, игрушки, до наших дней дошли и грамоты.
Берёзу сажали рядом с домом, по случаю рождения ребёнка, для защиты от молний и зла ,для урожая втыкали ветку в землю, из бересты течёт сок, значит лето будет дождливым.11 мая на Максима самый целебный сок.
Заготавливать со старых деревьев , в целях бережного отношения .Снимают со спиленных деревьев диаметр -29 см. гладкие места без сучков. Инструмент обыкновенный нож. Для заготовки пластовой бересты делаются горизонтальные надрезы. Вся наружная освобождается от остатков коричневой коры и протирается тряпкой , затем береста распаривается и расслаивается на 2 -3 слоя.
Бересту просушивают и хранят под грузом.
Обратите внимание на работы, выполненные из бересты.
А сейчас, мы познакомимся с текстурой бересты. Возьмите карточки, на которых наклеены кусочки бересты. Внимательно их рассмотрите.
Итак, Что Вы можете сказать о текстуре и цвете бересты?
Ответы учеников.
Задание к имитационной игре:
Я вам раздала кусочки бересты ,Ваша задача попробовать их расслоить Снимая слой за слоем Практическая работа.
- Из чего состоит береста? (Из тонких пластинок разного цвета)
- Какого цвета пластинки? (белые ,желтые, розовые, коричневые)
- Какие качества бересты Вы знаете? (Лёгкая,пластичная,хорошо пропускает воздух, держит тепло ).
- Назовите основное преимущество бересты. (доступность, простота обработки)
С берестой мы познакомились, потрогали. Сейчас на дворе весна, тает снег, и появляются первые цветы, первоцветы. Назовите, какие вы знаете первоцветы? (Купалица, сон-трава, ландыш). Я предлагаю выполнить их из бересты.
Технология выполнения (моделирование)
- Выбрать рисунок для работы.
- Подобрать по цвету рисунка текстуру бересты.
- Перерисовать рисунок на бересту.
- Вырезать детали.
- Разложить детали на основу.
- Проверить правильность вырезания и как будет выглядеть рисунок в целом.
- Наклеивание рисунка.
- Готовое изготовление положить под пресс.
Овладение искусством изготавливать картины из бересты не просто. Как и любое ремесло требует терпения и практики. Но главное- желание работать с этим чудесным материалом.
Самостоятельная работа.
Требование к работам.
- композиция рисунка.
- оправданное заполнение места на грампластинке.
- владение материалом.
- аккуратность
- завершенность
- дать название
Рефлексия:
- Понравилось ли вам работать с берестой.
- Насколько трудно, легко было выполнять.
- Какая работа понравилась больше, Почему?
Итоги Мастер класса: Самооценка, уборка рабочих мест, оформление выставки «Весенние первоцветы».