Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в турнире посвящённом Родной Природе. Сформировать представление о многообразии природного мира. Расширять знания детей о природе; развивать и обогащать словарный запас; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Атрибуты: Медали, эмблемы; картинки животных: зверей и птиц; картинки растений; муляжи ягод, грибов, овощей и фруктов; корзины; фишки-фигурки в виде зайчат и котят.
Действующие лица: Ведущая: (Главный Знаток Природы) – педагог-эколог, помощники ведущей.
ХОД ИГРЫ
Ведущая: Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведём интересную игру, посвящённую родной природе!
Мы любим нашу природу, в любое время года
Мы детей своих собрали в нашем музыкальном зале
Две команды – “Котята” и “Зайчата”.
Будут на вопросы отвечать, играть и веселиться
И знаниями своими с нами делиться,
А наши болельщики будут им помогать! (см. Приложение 1)
За правильные ответы команде “Котята” будут даваться маленькие фигурки котят, а команде “Зайчат” – фигурки зайчат. У кого больше наберётся котят или зайчат – та команда и победит.
А следить за ходом поединка будет наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри).
Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями. Итак, начнем.
ЗНАКОМСТВО С КОМАНДАМИ
Ведущая: Давайте более подробно познакомимся с нашими командами игроков.
Игроки демонстрируют эмблемы, названия своих команд, а также небольшой девиз (объясняют свой выбор).
Ведущая: Знакомство с командами завершилось. Начнём с небольшой разминки.
КОНКУРС № 1: РАЗМИНКА
- какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
- какие грибы растут на пнях? (Опята)
- какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка)
- сок какого дерева сладкий? (Берёзы)
- какая ягода растёт на болоте и кислая на вкус? (Клюква)
- какое насекомое собирает нектар с цветов и несёт к себе в дом? (Пчела)
Ведущая: разминку закончили, приступаем к состязанию.
КОНКУРС №2: ЗНАТОКИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
На столе, из предложенных картинок членам команды нужно по очереди выбрать объекты живой и неживой природы: Принесённые картинки отдают капитану команды. А капитан выставляет их на мольберт.
А) первая команда выбирает объекты живой природы;
Б) вторая команда – объекты неживой природы;
За каждую правильную картинку команда получает один балл. Команда быстрее и правильнее выполнившая задание получает дополнительный балл.
КОНКУРС №3: ЗНАТОКИ РАСТЕНИЙ
Найди и принеси. (Загадки о растениях. [1]) Каждой команде загадывается по очереди 3 загадки о растениях. Необходимо ответить правильно, найти картинку с этим растением и выставить её на мольберт. За каждый правильный ответ дается один балл в виде фигурки животного. Подсказывать команде – сопернику нельзя иначе теряется 1 заработанный ранее балл.
(См. Приложение 2)
Загадки первой команде:
1) Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
2) Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Крапива)
3) Стоит Алёна: платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Загадки второй команде:
1) Белые реснички у моей сестрички. (Ромашка)
2) Зимой и летом зелена, в лесу живёт она. А на ней иголки и коротки и колки. (Ель)
3) Вот чудесные цветы небывалой красоты, яркие пахучие… ай, ай, ай! Колючие! (Розы )
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “КУЗНЕЧИКИ” [2]
Веселые кузнечики, (Руки в стороны – перед собой.)
Не покладая рук, (Круговые движения предплечьями.)
Куют с утра до вечера (Хлопки перед собой.)
Тук-тук, тук-тук, тук-тук. (Постучать кулаком о кулак перед собой)
Веселые малышки, (Наклоны туловища вправо-влево, руки на пояс.)
Минута дорога, (Руки согнуты вперед, предплечья вверх, ладони вперед.)
Куют стрекозам крылышки, (Повороты туловища налево-направо, руки в стороны согнуты, потряхивать кистями.)
Жукам куют рога. (Ходьба с высоким подниманием бедра, руки над головой “рожки”.)
Работают и в ельнике, (Хлопки перед собой.)
В малиннике куют. (Постучать кулаком о кулак.)
И только от бездельников, (Полуприсед с поворотом направо, погрозить пальчиком, И только от бездельников повторить в другую сторону.)
Заказов не берут. ( Ходьба с притопами, руки на поясе, повороты головы направо-налево.)
КОНКУРС №4: ЗНАТОКИ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО
Из разбросанных на полу предметов (муляжи грибов, ягод, овощей, фруктов; кубики, гантели, мячи, игрушки) необходимо выбрать съедобные и несъедобные и положить в свои корзины:
А) 1-ая команда выбирает съедобные предметы
Б) 2-ая – несъедобные предметы
За каждый правильный предмет в своей корзине команда получает один балл. Команда быстрее и правильнее выполнившая задание получает дополнительный балл. (см. Приложение 3)
КОНКУРС №5: ЗНАТОКИ ЖИВОТНЫХ
5.1. Классификация животных: (Дикие и домашние животные)
На столе, из предложенных картинок членам команды нужно по очереди выбрать диких и домашних животных. Принесённые картинки отдают капитану команды. А капитан выставляет их на мольберт.
А) первая команда ищет диких животных
Б) вторая команда – домашних животных
За каждую правильную картинку команда получает один балл. Команда быстрее и правильнее выполнившая задание получает дополнительный балл.
5.2. Зимующие птицы.
Командам раздаётся по комплекту карточек различных птиц. Необходимо выбрать только зимующих птиц и выложить их на основную карту птиц. Объяснить свой выбор. Почему не взяли курицу (домашняя птица) или попугая (декоративная птица). Команда выполнившая задание быстрее и правильнее побеждает.
5.3. Собери животное.
На столе разложены части разных животных (разрезные картинки). Необходимо из предложенных частей собрать животное и назвать его. Каждый игрок берёт одну часть и, принеся её к своей команде, “достраивает” животное. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
КОНКУРС № 6: ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
А сейчас я предлагаю поиграть со мной нашим зрителям. Хотите помочь своим командам? Я буду загадывать вам загадки [3] , а вы должны будете их отгадать. За каждый правильный ответ будет присуждаться 1 балл. Полученные баллы вы отдадите команде, за которую вы болеете.
- Не зверь, не птица – нос как спица. (Комар)
- Чемпион по прыжкам скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик)
- Живёт дед, – во сто одёжек одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки – ни одной (Ёж)
- Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
- Шел, долговяз – в землю увяз. (Дождь)
- Днём спит, а ночью летает. (Сова)
- По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву преклоняет. (Ветер)
ИТОГ
Ведущая: Молодцы, знатоки природы. А пока жюри подсчитывает баллы, я объявляю музыкальную паузу. (Подведение итога турнира знатоков природы, награждение детей).
Ведущая: Всех вас поздравляю! И в заключении хочу сказать, чтобы помнили все – и взрослые и дети: Любите природу, потому что, это наша с вами родная земля, на которой мы с вами родились, живём и будем жить. Так давайте же мы, все вместе, будем к ней относиться бережней и добрей.