Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- Расширить представление о первичном секторе экономики.
- Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
- Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
- Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные отрасли сельского хозяйства;
- показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.
Новые понятия и представления:
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
- зерновое хозяйство;
- технические культуры.
Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта “Сельскохозяйственные районы” атласа “География России. Хозяйство и географические районы” издательства “Дрофа”.
Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).
Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.
Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой выяснили, что экономика России состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.
Итак, тема урока: “Сельское хозяйство. Растениеводство” (записывают в тетрадь тему урока) <Приложение1, слайд 1>. Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала <Приложение1, слайд 2>. это:
- главные особенности сельского хозяйства;
- отраслевой состав сельского хозяйства;
- география растениеводства.
Дадим объяснение новым понятиям <Приложение1, слайд3>:
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
- зерновое хозяйство;
- технические культуры
- Этап усвоения новых знаний
Учитель: Сельское хозяйство - древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.
Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?
Ответ: Сельское хозяйство использует “производительные силы природы” <Приложение1, слайд 6>:
- почвенное плодородие,
- солнечный свет и тепло,
- осадки,
- естественную растительность (пастбища и сенокосы)
Учитель: Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве <Приложение1, слайд 7>.
Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?
Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.
Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входя <Приложение1, слайд 8>:
- Пашни – 60% (132 млн.га)
- Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
- Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)
Задание: Проанализируйте колонки 1 – 6 табл. 5 приложения (стр.279 учебника) и сопоставьте площадь сельскохозяйственных угодий России с площадями сельскохозяйственных угодий в других странах. Назовите выявленные различия и причины этих различий <Приложение1, слайд 9>.
Учитель: Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.
Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.
Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.
Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства <Приложение1, слайд 10>.
Отрасли растениеводства (земледелие):
- зерновые культуры
- зернобобовые культуры
- технические культуры
- масличные культуры
- картофелеводство
- овощеводство
- бахчеводство
- садоводство
- виноградарство
Вопрос:Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.
Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.
Задание. Используя учебник § 4 стр.25 -28, рис.12, 13 стр.26-27 и атлас стр.10-11 , заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства <Приложение1, слайд 11>.
Отрасль земледелия | Культура | Районы выращивания |
Зерновые культуры | Пшеница | |
- озимая | ||
- яровая | ||
Рожь | ||
Рис | ||
Гречиха | ||
Технические культуры | ||
Овощеводство, садоводство |
Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.
Вопрос:
- Чем технические культуры отличаются от зерновых?
- Определите, используя рис 12 стр.26 учебника, какова специализация земледелия в Московской области, в Москве?
- Укажите на схеме факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)
<Приложение1, слайд13-14>:
- Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличается экстенсивный путь развития сельского хозяйства от интенсивного<Приложение1, слайд15>.
- Какие экологические проблемы связаны с развитием сельского хозяйства, и каким образом их можно избежать? <Приложение1, слайд16>.
- Этап закрепления новых знаний.
Тест <Приложение1, слайд17-18>.
Выберите вариант правильного ответа
- Основой растениеводства служит:
- зерновое хозяйство
- технические культуры
- овощеводство и садоводство
- Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
- рис
- пшеница
- овес
- В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
- Центральном
- Центрально-Черноземном
- Северо-Западном
- Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
- хлопка
- конопли
- льна-долгунца
- К западу от Волги сеют:
- озимую пшеницу
- яровую пшеницу
- В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
- лес и лесостепи
- лесостепи и степи
- степи и полупустыни
Самопроверка <Приложение1, слайд19-20>.
- Основой растениеводства служит:
- зерновое хозяйство
- технические культуры
- овощеводство и садоводство
- Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
- рис
- пшеница
- овес
- В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
- Центральном
- Центрально-Черноземном
- Северо-Западном
- Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
- хлопка
- конопли
- льна-долгунца
- К западу от Волги сеют:
- озимую пшеницу
- яровую пшеницу
- В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
- лес и лесостепи
- лесостепи и степи
- степи и полупустыни
Вывод урока <Приложение1, слайд 21>
- Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер
- Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
- Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.
Рефлексия <Приложение1, слайд 22>.
Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.
- какой вопрос урока вам показался интересным?
- что вызвало затруднение?
- какие моменты урока вы бы исключили?
- что бы вы хотели узнать более подробно?
- Домашнее задание
<Приложение1, слайд 23>.
- читать стр.24 – 29, § 4
- устно отвечать на вопросы № 1- 4 стр.29
- подготовить пословицы, поговорки или цитаты по данной теме.