Разработка урока на тему "Сельское хозяйство. Растениеводство". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

  1. Расширить представление о первичном секторе экономики.
  2. Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
  3. Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
  4. Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные отрасли сельского хозяйства;
  • показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.

Новые понятия и представления:

  1. сельскохозяйственные угодья;
  2. земледелие;
  3. животноводство;
  4. зерновое хозяйство;
  5. технические культуры.

Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта “Сельскохозяйственные районы” атласа “География России. Хозяйство и географические районы” издательства “Дрофа”.

Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).

Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.

Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой выяснили, что экономика России состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.

Итак, тема урока: “Сельское хозяйство. Растениеводство” (записывают в тетрадь тему урока) <Приложение1, слайд 1>. Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала <Приложение1, слайд 2>. это:

  • главные особенности сельского хозяйства;
  • отраслевой состав сельского хозяйства;
  • география растениеводства.

Дадим объяснение новым понятиям <Приложение1, слайд3>:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земледелие;
  • животноводство;
  • зерновое хозяйство;
  • технические культуры
  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Сельское хозяйство - древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.

Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?

Ответ: Сельское хозяйство использует “производительные силы природы” <Приложение1, слайд 6>:

  • почвенное плодородие,
  • солнечный свет и тепло,
  • осадки,
  • естественную растительность (пастбища и сенокосы)

Учитель: Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве <Приложение1, слайд 7>.

Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?

Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.

Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входя <Приложение1, слайд 8>:

  • Пашни – 60% (132 млн.га)
  • Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
  • Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)

Задание: Проанализируйте колонки 1 – 6 табл. 5 приложения (стр.279 учебника) и сопоставьте площадь сельскохозяйственных угодий России с площадями сельскохозяйственных угодий в других странах. Назовите выявленные различия и причины этих различий <Приложение1, слайд 9>.

Учитель: Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.

Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.

Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.

Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства <Приложение1, слайд 10>.

Отрасли растениеводства (земледелие):

  • зерновые культуры
  • зернобобовые культуры
  • технические культуры
  • масличные культуры
  • картофелеводство
  • овощеводство
  • бахчеводство
  • садоводство
  • виноградарство

Вопрос:Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.

Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.

Задание. Используя учебник § 4 стр.25 -28, рис.12, 13 стр.26-27 и атлас стр.10-11 , заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства <Приложение1, слайд 11>.

Отрасль земледелия Культура Районы выращивания
Зерновые культуры Пшеница  
- озимая  
- яровая  
Рожь  
Рис  
Гречиха  
Технические культуры    
Овощеводство, садоводство    

Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.

Вопрос:

  1. Чем технические культуры отличаются от зерновых?
  2. Определите, используя рис 12 стр.26 учебника, какова специализация земледелия в Московской области, в Москве?
  3. Укажите на схеме факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)

<Приложение1, слайд13-14>:

  1. Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличается экстенсивный путь развития сельского хозяйства от интенсивного<Приложение1, слайд15>.
  2. Какие экологические проблемы связаны с развитием сельского хозяйства, и каким образом их можно избежать? <Приложение1, слайд16>.
  1. Этап закрепления новых знаний.

Тест <Приложение1, слайд17-18>.

Выберите вариант правильного ответа

  1. Основой растениеводства служит:
  • зерновое хозяйство
  • технические культуры
  • овощеводство и садоводство
  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
  • рис
  • пшеница
  • овес
  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
  • Центральном
  • Центрально-Черноземном
  • Северо-Западном
  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
  • хлопка
  • конопли
  • льна-долгунца
  1. К западу от Волги сеют:
  • озимую пшеницу
  • яровую пшеницу
  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
  • лес и лесостепи
  • лесостепи и степи
  • степи и полупустыни

Самопроверка <Приложение1, слайд19-20>.

  1. Основой растениеводства служит:
  • зерновое хозяйство
  • технические культуры
  • овощеводство и садоводство
  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
  • рис
  • пшеница
  • овес
  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
  • Центральном
  • Центрально-Черноземном
  • Северо-Западном
  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
  • хлопка
  • конопли
  • льна-долгунца
  1. К западу от Волги сеют:
  • озимую пшеницу
  • яровую пшеницу
  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
  • лес и лесостепи
  • лесостепи и степи
  • степи и полупустыни

Вывод урока <Приложение1, слайд 21>

  • Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер
  • Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
  • Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.

Рефлексия <Приложение1, слайд 22>.

Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.

  • какой вопрос урока вам показался интересным?
  • что вызвало затруднение?
  • какие моменты урока вы бы исключили?
  • что бы вы хотели узнать более подробно?
  1. Домашнее задание

<Приложение1, слайд 23>.

  • читать стр.24 – 29, § 4
  • устно отвечать на вопросы № 1- 4 стр.29
  • подготовить пословицы, поговорки или цитаты по данной теме.